Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

Не  проявили заинтересованность и не внесли свои предложения по улучшению работы в формировании здорового образа жизни в ДОУ 8% родителей.

Таким образом, на основе анализа материалов, полученных путем анкетирования родителей можно сделать выводы:

- В  формировании здорового образа жизни у детей родители недооценивают значение природных средств оздоровления.

- Большое количество родителей (85%) не удовлетворены настоящим состоянием здоровья детей. Основными причинами болезней детей видят в неблагоприятных экологических условиях и в недостатке имеющихся у себя знаний о здоровом образе жизни.

- Родители не принимают во внимание, что состояние здоровья детей во многом зависит от образа жизни семьи.

-  Родители заинтересованы в совершенствовании  работы ДОУ, на что указывает их активная позиция при внесении предложений по формированию здорового образа жизни у детей в ДОУ, среди которых (15%) родителей указали на необходимость объединения усилий ДОУ и семьи в формировании у детей здорового образа жизни.

На констатирующем этапе  исследования уровня сформированности

представлений о здоровом образе жизни использовали индивидуальные беседы с детьми (Приложение Г). Экспериментальной и контрольной групп.

Анализируя  ответы детей на первый вопрос «Как ты думаешь, что такое здоровье?» мы получили следующие результаты:

Здоровье - это отсутствие болезни у человека - так считают 9(ЭГ), 8(КГ) детей. Характерные ответы детей: «Здоровье - это когда не болеешь», «. . .это, чтобы не кашлять, не болеть». Данная группа ответов соответствовала среднему уровню.

 Остальные ответы мы отнесли к низкому уровню, так как дети не понимают смысла понятия «здоровье», таких ответов 3 %. Под здоровьем они подразумевают лекарство и лечение.

Здоровье - это запрет на болезнь. Так думают 2 детей (2 %). Полученные ответы:   

«Здоровье - это нельзя болеть», «... нельзя реветь, чтобы не болеть». Затруднились ответить на поставленный вопрос 4 детей.

Таким образом, можно сказать, что у 14 из 20опрошенных детей шестого года жизни имеются представления о здоровье, как состоянии человека, когда он не болеет. Тем не менее, у  большинства опрошенных детей понятие «здоровье» еще не сформировалось. В ходе беседы они затруднились ответить или отвечали: « Не знаю», либо молчали.

Результаты  ответов детей на третий вопрос «Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя здоровым (здоровой)?» мы условно разделили на группы.

Первую  группу составили ответы 39% детей, где они указали на потребность в пище. Характерные ответы: «Кушать надо полезные продукты», «Есть хорошую пищу». Некоторые ответы говорили о нестабильном материальном положении в семьях. Дети отвечали: «Надо просить каждый день фрукты».

Вторую  группу составили ответы -29% детей указывающие на потребность в лекарствах и медицинской помощи. Дети говорили: «Лекарства надо пить, таблетки есть», «Лежать, таблетки пить», «К врачу ходить, лечиться».

В третью  группу мы включили ответы, указывающие  на необходимость в занятиях физическими упражнениями. Полученные ответы: «Каждый день зарядкой заниматься», «Заниматься спортом». Такие ответы были получены (22%) опрошенных. Из них (2 %) детей добавили необходимость культурно-гигиенических процедур. Примерные ответы детей: «Надо делать зарядку по утрам, чистить зубы и умываться».

К четвертой  группе_мы отнесли ответы, где дети отметили, что для того, чтобы чувствовать себя здоровыми, им нужно  посещать ДОУ. Так, Лера X. (6 лет) ответила: «Мне надо ходить в детский сад, чтобы заниматься, на улице быть, гулять, играть» Рома Н. (6 лет) сказал: «Надо в садик ходить, гулять и спать». Ответы детей свидетельствуют, что в их семье дошкольное учреждение пользуется авторитетом. Следует отметить, что все дети, отметившие в своих ответах необходимость посещать ДОУ добавляли, что нужно гулять на улице. Подобные ответы дали (4%) дошкольников.

Затруднились ответить на поставленный вопрос    (4%) дошкольников.

Таким образом, по результатам ответов  на этот вопрос, никто из детей не был отнесен к высокому уровню. Все ответы, учитывая фрагментарность представлений, были отнесены к низкому уровню, кроме 4 группы ответов, которые мы отнесли к среднему уровню, так как в ответах детей прослеживались некоторые представления о правильном поведении человека, о разнообразных видах деятельности.

Для выявления представлений детей  об опасных, вредных для здоровья человека факторах окружающей среды (социальных и экологических), детям предлагалось ответить на следующий вопрос: «От чего человек может заболеть?» В ходе беседы были получены следующие ответы, отнесенные нами к среднему уровню. Результаты ответов мы занесли в таблицу.

 

Представления дошкольников о факторах окружающей среды влияющих на здоровье

                                                                              Таблица 5

Ответы

Характерные объяснения

Количество детей в %

От  болезней

«От гриппа, от ангины.» и др.

             36

Из-за погоды

«От холода, от ветра, мороза, снега, песка, дож.дя, грозы»

           29

От пищи

«От шоколада. Я почти  уже заболел, потому что каждый день ем «Снигерс». Указали на качество пищи: «От плохой пищи», «От грязной пищи»

          16

От грязного воздуха

«Дым от сигарет», «Дым из печки», «Грязный воздух в городе»

          8

От животных

«Можно заболеть, если погладить кошку», «От кошки, она заразная», «От крыс, мышей, они заразные»

         7

От растений

«от растений,  когда  их много в комнате»

          4

|_


Следующую группу ответов мы отнесли к высокому уровню, так как (22 %) дошкольников назвали  несколько из вышеперечисленных  причин. Так Лера X. Ответила: «заболеть можно от холода на улице и от гриппа», Илья С. сказал «От конфет - они сладкие и от них зубы болят. От грибов нехороших. От болезней разных».

- Не  ответили на поставленный вопрос 4 детей (10%).

  Таким образом, в понимании  дошкольников, среди факторов негативно влияющих на здоровье, безусловно, лидируют «болезни» (на это указывают 49% ответов). Причем, лишь 19% дошкольников осознают причину болезни, как передачу инфекции от больного животного. Никто из детей не отметил такой фактор, неблагоприятно влияющий на здоровье, характерный для всех городов, как выхлопные газы от автомобилей.

Отвечая на следующий вопрос «Что может навредить  твоему здоровью и здоровью окружающих людей на улице? Почему?» все дошкольники (100%) назвали следующие природные явления: холод, снег, ветер, дождь, а

также грязь на улице и «плохой воздух».

Таким образом, из ответов видно, что старшие  дошкольники имеют недостаточно представлений о негативно влияющей на здоровье окружающей (социальной и экологической) среды, потому что в работе с детьми эта тема не затрагивалась.

Для выявления у детей представлений  о средствах и способах лечения  заболеваний задали следующий вопрос: «Чем люди лечат болезни?» Ответы

показали, что 11  дошкольников имеют некоторые представления о 
лечении, в основном медицинскими средствами. Эту группу детей мы отнесли к среднему уровню. Они отвечали, что люди лечатся лекарствами и таблетками.

К средствам  лечения, наряду с медицинскими препаратами, 9 (45%) из 20 детей  отнесли чай с вареньем, с медом, из них на такое средства как чай из лечебной травы указали 2 детей (10 %), объяснив, что таким чаем их лечили бабушки. Эту группу ответов мы отнесли к высокому уровню.

В ходе беседы с детьми мы выяснили представления  детей о природных средствах оздоровления. Ответы на вопрос: «Как природа может оздоравливать организм человека?» занесены в таблицу.

Представления детей о природных оздоровительных средствах

 

Таблица 6                                                                                                                 


 

Ответы

Характерные объяснения

Количество  детей в %

растениями

«Травой, её надо заваривать и пить», «Трава помогает, чтобы не кашлять», «Цветами, их надо нюхать, они делают воздух, от них вкусный запах идет».

23

деревьями

«Потому что они воздух дают».

1

воздухом

«Воздухом лечат, потому что он чистый».

1

природой

«Насекомыми, животными, растениями», «Если бы не было природы, человек бы заболел  и умер»

1

Не  ответили

 

74


  По результатам ответов было выявлено:

- некоторые  представления о природных оздоровительных  средствах были выявлены у 26%дошкольников. Они называют природу деревья, растения и воздух. Эта группа ответов, учитывая фрагментарность, относится к среднему уровню;

     -72%дошкольников не имеют представлений о природных средствах оздоровления, они

    не знают, как природа может оздоровить организм  человека.

Результаты  беседы с детьми были обобщены в  таблице.

 

Представления детей о здоровье и здоровом образе

(в %)

                                                                              Таблица 7

Содержание вопросов

Ответили

 

 

Правильно

Не  совсем

правильно

Не правильно

Не ответили

 

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

1

Как ты думаешь, что такое здоровье?

-

11

5         |             4

2

Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?

-

6

10

4

3

От  чего человек может заболеть?

3

 13

-

4

4

Что может навредить твоему здоровью и здоровью окружающих людей на улице? Почему?

-

20

-

-

5

Чем люди лечат  болезни?

9

11

-

.

6

Как природа может оздоравливать организм человека?

 

6

 

14

 

Общее количество ответов

12

55

15

26


Таким образом, результаты беседы с детьми показали, что старшие дошкольники  имеют некоторые представления  о здоровом образе жизни, однако уровень представлений детей очень невысок. Согласно разработанным показателям и критериям,  рассмотренным выше, в результате диагностирования представлений детей о здоровом образе жизни нами были определены три уровня имеющихся представлений о здоровье и здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Высокий   уровень – у детей имеются полные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о здоровье как состоянии организма, когда человека не болеет и хорошо себя чувствует, о мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний, о доступных способах укрепления здоровья, о природных факторах оздоровления (солнце, воздух, вода, лекарственные растения), ежедневной двигательной активности, а также о факторах негативно влияющих на здоровье и здоровый образ жизни человека. Дошкольники осознают, что здоровый образ жизни человека зависит от условий социальной и экологической окружающей среды; понимают, что здоровье зависит от образа жизни человека и состояния окружающей среды, осознают значение природы для оздоровления и укрепления здоровья человека. В представлениях детей прослеживается целостность рассмотрения здоровья и здорового образа жизни человека в тесной связи с условиями окружающей социальной и природной среды. На этапе констатирующего эксперимента высокий уровень не был присвоен ни одному дошкольнику.

Средний уровень - у детей имеются представления о здоровом образе жизни как необходимом условии сохранений и укрепления здоровья человека, о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, дошкольники имеют представления о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о некоторых причинах заболеваний, о факторах, негативно влияющих на здоровье и здоровый образ жизни человека. Дошкольники понимают зависимость здоровья от состояния: экологической окружающей среды, дети осознают значение природы в укреплении здоровья человека. Данный уровень был характерен для 63 % дошкольников.

Низкий уровень дети имеют недостаточно представлений о здоровье и здоровом образе жизни, затрудняются объяснить смысловое значение понятия «здоровье», имеют некоторые представления о способах лечения и мерах предупреждения заболеваний, двигательной активности, не имеют представлений о природных факторах оздоровления и о факторах, негативно влияющих на здоровье и здоровый образ жизни человека. Дошкольники понимают зависимость здоровья от образа жизни человека, но не осознают, что здоровье зависит от состояния окружающей экологической среды, не осознают значение природы в укреплении здоровья человека. Дошкольники не рассматривают здоровье и здоровый образ жизни человека в тесной связи с условиями окружающей социальной и природной среды. Этот уровень зафиксирован у 37% детей.

  Результаты диагностирования детей представлены на рис 3.

                                                                                      

 

 

       

 

 

 

 

Рис 3.Уровни представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста (количество детей в%)

 

                                                                                     

 

 

Результаты  констатирующего  эксперимента показали, что:

- Проблема  формирования у старших дошкольников  представлений о здоровом образе жизни осознается со стороны педагогов и родителей.

-  Для более эффективной работы по данному направлению ДОУ и родителям необходимо наладить более - тесный контакт на основе взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей.

- Для обогащения знаний родителей и педагогов о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни необходимо организовать просветительскую деятельность в ДОУ в виде бесед, консультаций, на которых раскрыть следующие аспекты проблемы: актуальность темы, зависимость состояния здоровья от окружающей социальной и экологической среды, значение природы для здоровья человека.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста