Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа
Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение
Не проявили заинтересованность и не внесли свои предложения по улучшению работы в формировании здорового образа жизни в ДОУ 8% родителей.
Таким образом, на основе анализа материалов, полученных путем анкетирования родителей можно сделать выводы:
- В формировании здорового образа жизни у детей родители недооценивают значение природных средств оздоровления.
- Большое количество родителей (85%) не удовлетворены настоящим состоянием здоровья детей. Основными причинами болезней детей видят в неблагоприятных экологических условиях и в недостатке имеющихся у себя знаний о здоровом образе жизни.
- Родители не принимают во внимание, что состояние здоровья детей во многом зависит от образа жизни семьи.
-
Родители заинтересованы в
На констатирующем этапе исследования уровня сформированности
представлений о здоровом образе жизни использовали индивидуальные беседы с детьми (Приложение Г). Экспериментальной и контрольной групп.
Анализируя ответы детей на первый вопрос «Как ты думаешь, что такое здоровье?» мы получили следующие результаты:
Здоровье - это отсутствие болезни у человека - так считают 9(ЭГ), 8(КГ) детей. Характерные ответы детей: «Здоровье - это когда не болеешь», «. . .это, чтобы не кашлять, не болеть». Данная группа ответов соответствовала среднему уровню.
Остальные ответы мы отнесли к низкому уровню, так как дети не понимают смысла понятия «здоровье», таких ответов 3 %. Под здоровьем они подразумевают лекарство и лечение.
Здоровье - это запрет на болезнь. Так думают 2 детей (2 %). Полученные ответы:
«Здоровье - это нельзя болеть», «... нельзя реветь, чтобы не болеть». Затруднились ответить на поставленный вопрос 4 детей.
Таким образом, можно сказать, что у 14 из 20опрошенных детей шестого года жизни имеются представления о здоровье, как состоянии человека, когда он не болеет. Тем не менее, у большинства опрошенных детей понятие «здоровье» еще не сформировалось. В ходе беседы они затруднились ответить или отвечали: « Не знаю», либо молчали.
Результаты ответов детей на третий вопрос «Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя здоровым (здоровой)?» мы условно разделили на группы.
Первую группу составили ответы 39% детей, где они указали на потребность в пище. Характерные ответы: «Кушать надо полезные продукты», «Есть хорошую пищу». Некоторые ответы говорили о нестабильном материальном положении в семьях. Дети отвечали: «Надо просить каждый день фрукты».
Вторую группу составили ответы -29% детей указывающие на потребность в лекарствах и медицинской помощи. Дети говорили: «Лекарства надо пить, таблетки есть», «Лежать, таблетки пить», «К врачу ходить, лечиться».
В третью группу мы включили ответы, указывающие на необходимость в занятиях физическими упражнениями. Полученные ответы: «Каждый день зарядкой заниматься», «Заниматься спортом». Такие ответы были получены (22%) опрошенных. Из них (2 %) детей добавили необходимость культурно-гигиенических процедур. Примерные ответы детей: «Надо делать зарядку по утрам, чистить зубы и умываться».
К четвертой группе_мы отнесли ответы, где дети отметили, что для того, чтобы чувствовать себя здоровыми, им нужно посещать ДОУ. Так, Лера X. (6 лет) ответила: «Мне надо ходить в детский сад, чтобы заниматься, на улице быть, гулять, играть» Рома Н. (6 лет) сказал: «Надо в садик ходить, гулять и спать». Ответы детей свидетельствуют, что в их семье дошкольное учреждение пользуется авторитетом. Следует отметить, что все дети, отметившие в своих ответах необходимость посещать ДОУ добавляли, что нужно гулять на улице. Подобные ответы дали (4%) дошкольников.
Затруднились ответить на поставленный вопрос (4%) дошкольников.
Таким образом, по результатам ответов на этот вопрос, никто из детей не был отнесен к высокому уровню. Все ответы, учитывая фрагментарность представлений, были отнесены к низкому уровню, кроме 4 группы ответов, которые мы отнесли к среднему уровню, так как в ответах детей прослеживались некоторые представления о правильном поведении человека, о разнообразных видах деятельности.
Для выявления представлений детей об опасных, вредных для здоровья человека факторах окружающей среды (социальных и экологических), детям предлагалось ответить на следующий вопрос: «От чего человек может заболеть?» В ходе беседы были получены следующие ответы, отнесенные нами к среднему уровню. Результаты ответов мы занесли в таблицу.
Представления дошкольников о факторах окружающей среды влияющих на здоровье
Ответы |
Характерные объяснения |
Количество детей в % |
От болезней |
«От гриппа, от ангины.» и др. |
36 |
Из-за погоды |
«От холода, от ветра, мороза, снега, песка, дож.дя, грозы» |
29 |
От пищи |
«От шоколада. Я почти уже заболел, потому что каждый день ем «Снигерс». Указали на качество пищи: «От плохой пищи», «От грязной пищи» |
16 |
От грязного воздуха |
«Дым от сигарет», «Дым из печки», «Грязный воздух в городе» |
8 |
От животных |
«Можно заболеть, если погладить кошку», «От кошки, она заразная», «От крыс, мышей, они заразные» |
7 |
От растений |
«от растений, когда их много в комнате» |
4 |_ |
Следующую группу ответов мы отнесли к высокому уровню, так как (22 %) дошкольников назвали несколько из вышеперечисленных причин. Так Лера X. Ответила: «заболеть можно от холода на улице и от гриппа», Илья С. сказал «От конфет - они сладкие и от них зубы болят. От грибов нехороших. От болезней разных».
- Не
ответили на поставленный
Таким образом, в понимании
дошкольников, среди факторов негативно влияю
Отвечая на следующий вопрос «Что может навредить твоему здоровью и здоровью окружающих людей на улице? Почему?» все дошкольники (100%) назвали следующие природные явления: холод, снег, ветер, дождь, а
также грязь на улице и «плохой воздух».
Таким образом, из ответов видно, что старшие дошкольники имеют недостаточно представлений о негативно влияющей на здоровье окружающей (социальной и экологической) среды, потому что в работе с детьми эта тема не затрагивалась.
Для
выявления у детей
показали, что 11
дошкольников имеют некоторые представления
о
лечении, в основном медицинскими средствами.
Эту группу детей мы отнесли к среднему
уровню. Они отвечали, что люди лечатся
лекарствами и таблетками.
К средствам лечения, наряду с медицинскими препаратами, 9 (45%) из 20 детей отнесли чай с вареньем, с медом, из них на такое средства как чай из лечебной травы указали 2 детей (10 %), объяснив, что таким чаем их лечили бабушки. Эту группу ответов мы отнесли к высокому уровню.
В ходе беседы с детьми мы выяснили представления детей о природных средствах оздоровления. Ответы на вопрос: «Как природа может оздоравливать организм человека?» занесены в таблицу.
Представления детей о природных оздоровительных средствах
Таблица
6
Ответы |
Характерные объяснения |
Количество детей в % |
растениями |
«Травой, её надо заваривать и пить», «Трава помогает, чтобы не кашлять», «Цветами, их надо нюхать, они делают воздух, от них вкусный запах идет». |
23 |
деревьями |
«Потому что они воздух дают». |
1 |
воздухом |
«Воздухом лечат, потому что он чистый». |
1 |
природой |
«Насекомыми, животными, растениями», «Если бы не было природы, человек бы заболел и умер» |
1 |
Не ответили |
74 |
По результатам ответов было выявлено:
- некоторые
представления о природных
-72%дошкольников не имеют представлений о природных средствах оздоровления, они
не знают, как природа может оздоровить организм человека.
Результаты беседы с детьми были обобщены в таблице.
Представления детей о здоровье и здоровом образе
(в %)
№ |
Содержание вопросов |
Ответили | |||
Правильно |
Не совсем правильно |
Не правильно |
Не ответили | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
1 |
Как ты думаешь, что такое здоровье? |
- |
11 |
5 | 4 | |
2 |
Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя здоровым? |
- |
6 |
10 |
4 |
3 |
От чего человек может заболеть? |
3 |
13 |
- |
4 |
4 |
Что может навредить твоему здоровью и здоровью окружающих людей на улице? Почему? |
- |
20 |
- |
- |
5 |
Чем люди лечат болезни? |
9 |
11 |
- |
. |
6 |
Как природа может оздоравливать организм человека? |
|
6 |
|
14 |
|
Общее количество ответов |
12 |
55 |
15 |
26 |
Таким образом, результаты беседы с детьми показали, что старшие дошкольники имеют некоторые представления о здоровом образе жизни, однако уровень представлений детей очень невысок. Согласно разработанным показателям и критериям, рассмотренным выше, в результате диагностирования представлений детей о здоровом образе жизни нами были определены три уровня имеющихся представлений о здоровье и здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Высокий уровень – у детей имеются полные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о здоровье как состоянии организма, когда человека не болеет и хорошо себя чувствует, о мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний, о доступных способах укрепления здоровья, о природных факторах оздоровления (солнце, воздух, вода, лекарственные растения), ежедневной двигательной активности, а также о факторах негативно влияющих на здоровье и здоровый образ жизни человека. Дошкольники осознают, что здоровый образ жизни человека зависит от условий социальной и экологической окружающей среды; понимают, что здоровье зависит от образа жизни человека и состояния окружающей среды, осознают значение природы для оздоровления и укрепления здоровья человека. В представлениях детей прослеживается целостность рассмотрения здоровья и здорового образа жизни человека в тесной связи с условиями окружающей социальной и природной среды. На этапе констатирующего эксперимента высокий уровень не был присвоен ни одному дошкольнику.
Средний уровень - у детей имеются представления о здоровом образе жизни как необходимом условии сохранений и укрепления здоровья человека, о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, дошкольники имеют представления о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о некоторых причинах заболеваний, о факторах, негативно влияющих на здоровье и здоровый образ жизни человека. Дошкольники понимают зависимость здоровья от состояния: экологической окружающей среды, дети осознают значение природы в укреплении здоровья человека. Данный уровень был характерен для 63 % дошкольников.
Низкий уровень дети имеют недостаточно представлений о здоровье и здоровом образе жизни, затрудняются объяснить смысловое значение понятия «здоровье», имеют некоторые представления о способах лечения и мерах предупреждения заболеваний, двигательной активности, не имеют представлений о природных факторах оздоровления и о факторах, негативно влияющих на здоровье и здоровый образ жизни человека. Дошкольники понимают зависимость здоровья от образа жизни человека, но не осознают, что здоровье зависит от состояния окружающей экологической среды, не осознают значение природы в укреплении здоровья человека. Дошкольники не рассматривают здоровье и здоровый образ жизни человека в тесной связи с условиями окружающей социальной и природной среды. Этот уровень зафиксирован у 37% детей.
Результаты диагностирования детей представлены на рис 3.
Рис 3.Уровни представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста (количество детей в%)
Результаты констатирующего эксперимента показали, что:
- Проблема
формирования у старших
- Для более эффективной работы по данному направлению ДОУ и родителям необходимо наладить более - тесный контакт на основе взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей.
- Для обогащения знаний родителей и педагогов о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни необходимо организовать просветительскую деятельность в ДОУ в виде бесед, консультаций, на которых раскрыть следующие аспекты проблемы: актуальность темы, зависимость состояния здоровья от окружающей социальной и экологической среды, значение природы для здоровья человека.
Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста