Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

2. Положительным моментом является осознанное отношение педагогов к необходимости соблюдения режима дня, проведении ежедневных прогулок, занятий физической культурой.

3. В  деятельности обследуемых дошкольных учреждений специальная работа по формированию у детей представлении о здоровом образе жизни целенаправленно не проводится, либо имеет непоследовательный, фрагментарный характер.

4. Проблема  формирования здорового образа жизни ни в одном ДОУ, участвующих в эксперименте, не являлась предметом самостоятельного изучения на педагогических советах и других формах методической работы ДОУ. Частично данная тема затрагивалась на педагогических советах, где рассматривались вопросы планирования оздоровительной работы с детьми и анализ состояния здоровья детей за текущий год.

5. Отрицательным  фактом выступает отсутствие  у большого количества педагогов желания что-либо улучшить в существующей системе работы дошкольных учреждений.

Так же были  проанализированы планы воспитательно-образовательной работы в группах детей старшего дошкольного возраста.

   Анализ педагогической документации позволил сделать вывод, что работа по приобщению детей к здоровому образу жизни частично ведется на занятиях и в ходе бесед с детьми. Во всех ДОУ работа по физическому воспитанию ведется систематически и регулярно. К положительным моментам следует отнести также планируемые в ДОУ прогулки в сосновый бор, хотя они осуществляются редко.

Одним из условий формирования представлений детей о здоровом образе жизни является заинтересованность родителей данной проблемой и их личный пример.

    При помощи анкетирования нами было опрошено 20  родителей. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными (Приложение  Б).

Сравнивая данные, полученные при анкетировании воспитателей,  и родителей мы пришли к выводу, что родители более критично относятся  к здоровью своих

 

 детей, чем воспитатели, поэтому в их ответах преобладает удовлетворительная оценка.

В конце анкеты родителям  предлагалось  внести свои предложения  для улучшения работы по формированию ЗОЖ в дошкольном учреждении.

   Предложения родителей  были следующими: увеличить время пребывания детей на свежем воздухе 35% родителей; 16% респондентов предложили проводить оздоровительные мероприятия. Уделять внимание занятиям физической культурой и закаливающим мероприятиям предложили 26%. На улучшение консультационной работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей обратили внимание 18% анкетируемых. Предложения давать детям знания о здоровом образе жизни было получено от 5% опрошенных.

    Чаще проводить совместные мероприятия  для детей и родителей (спортивные

праздники, эстафеты, конкурсы) предложили 3 % респондентов.

Небольшое количество родителей (6%) ответили, что их устраивает все в деятельности дошкольного учреждения.

Не  проявили заинтересованность и не внесли свои предложения по улучшению работы в формировании здорового образа жизни в ДОУ 8% родителей.

Таким образом, на основе анализа материалов, полученных путем анкетирования родителей можно сделать выводы:

- В  формировании здорового образа жизни у детей родители недооценивают значение природных средств оздоровления.

- Большое  количество родителей (85%) не удовлетворены настоящим состоянием здоровья детей. Основными причинами болезней детей видят в неблагоприятных экологических условиях и в недостатке имеющихся у себя знаний о здоровом образе жизни.

- Родители не принимают во внимание, что состояние здоровья детей во многом зависит от образа жизни семьи.

-    Родители заинтересованы в совершенствовании работы ДОУ, на что указывает их активная позиция при внесении предложений по формированию здорового образа жизни у детей в ДОУ, среди которых (15%) родителей указали на необходимость объединения усилий ДОУ и семьи в формировании у детей здорового образа жизни.

На констатирующем этапе  исследования уровня сформированности

представлений о здоровом образе жизни использовали индивидуальные беседы с детьми (Приложение Г). Экспериментальной и контрольной групп.

Анализируя ответы детей на первый вопрос «Как ты думаешь, что такое здоровье?» мы получили следующие результаты:

Здоровье - это отсутствие болезни у человека - гак считают 11 детей. Характерные ответы детей: «Здоровье - это когда не болеешь», «. . .это, чтобы не кашлять, не болеть». Данная группа ответов соответствовала среднему уровню.

Остальные ответы мы отнесли к низкому уровню, так как дети не понимают смысла понятия «здоровье», таких ответов 3 %. Под здоровьем они подразумевают лекарство и лечение.

Здоровье - это запрет на болезнь. Так думают 2 детей (2 %). Полученные ответы:

«Здоровье - это нельзя болеть», «... нельзя реветь, чтобы не болеть». Затруднились ответить на поставленный вопрос 4 детей.

Таким образом, можно сказать, что у 14 из 20опрошенных детей шестого года жизни имеются представления о здоровье, как состоянии человека, когда он не болеет. Тем не менее, у  большинства опрошенных детей понятие «здоровье» еще не сформировалось. В ходе беседы они затруднились ответить или отвечали: « Не знаю», либо молчали.

   Результаты ответов детей на  третий вопрос «Что тебе нужно,  чтобы чувствовать себя здоровым (здоровой)?» мы условно разделили на группы.

Результаты  констатирующего  эксперимента показали, что:

- Проблема  формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни осознается со стороны педагогов и родителей.

-  Для более эффективной работы по данному направлению ДОУ и родителям необходимо наладить более - тесный контакт на основе взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей.

-  Для обогащения знаний родителей и педагогов о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни необходимо организовать просветительскую деятельность в ДОУ в виде бесед, консультаций, на которых раскрыть следующие аспекты проблемы: актуальность темы, зависимость состояния здоровья от окружающей социальной и экологической среды, значение природы для здоровья человека.

- Причиной  недостаточно сформированных представлений  о зависимости здоровья от условий окружающей среды является состояние работы ДОУ по формированию у детей знаний о  здорового образа жизни.

- Мы  полагаем, что ознакомление детей  с организмом человека, формирование представлений о здоровье, способах сохранения и укрепления здоровья, осознание дошкольниками зависимости здоровья человека от образа жизни и влияния окружающей социальной и экологической среды, а также ознакомление детей с природными средствами оздоровления в процессе специально организованной работы будет способствовать значительному повышению уровня представлений детей о здоровом образе жизни и как результат формированию представлений о здоровом образе жизни.

 




Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста