Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа
Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение
Для изучения состояния работы ДОУ по формированию здорового образа жизни был использован метод беседы с заведующими. (Приложение А).
Результаты индивидуальных
бесед позволили констатировать
следующее: они единогласны во мнении,
что в настоящее время
Аргументируя свои ответы, отмечали: «созданы все условия формирования здорового образа жизни, на это направлен весь учебно-воспитательный процесс, а также режим дня пребывания ребенка в нашем учреждении».
Обработка
результатов беседы дает возможность заключить,
что заведующие ДОУ понимают важность
проблемы формирования здорового образа
жизни у детей, в тоже время не видят пути
внедрения такой работы в педагогический
процесс дошкольного учреждения и недооценивают
необходимость просветительской работы
через организацию методических семинаров
и других форм методической работы с педагогами
и родителями. В реальной практической деятельности ДОУ это направление
не получает должного развития. Одна из причин, по которой этому вопросу не уделяется
пристального внимания, состоит в том, что традиционно
в дошкольных учреждениях ведется систематическая работа по воспитанию
культурно-гигиенических навыков, и за
здоровьем детей следит родители, медицинские работники и воспитатели.
Этого, по мнению заведующих, достаточно для того, чтобы следить
за состоянием здоровья детей и сохранять
его в норме, а на формирование у детей
здорового образа жизни направлен
распорядок дня в ДОУ и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
При таком подходе, вся инициатива по решению
этого вопроса отводится воспитателям,
которые больше всего проводят
времени с детьми. Поэтому нас интересовало,
какова же позиция воспитателей в решении
этой проблемы?
С целью выяснения педагогической позиции на проблему формирования здорового обрат жизни у детей и имеющихся об этом понятии знаний у воспитателей нами было проведено анкетирование. (Приложение Б). В нем приняли участие 10 воспитателей ДОУ. Ответы воспитателей на вопрос: «Что Вы подразумеваете под здоровым образом жизни?» мы оформили в таблицу,
Результаты демонстрируемых знаний воспитателей о здоровом образе жизни Таблица 2
Здоровый образ жизни - это |
Количество воспитателей |
1.Соблюдение режима дня и рациональное питание 2. занятия физическими упражнениями 3. Отсутствие вредных привычек 4. Соблюдение санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья 5. Элементарные знания о своем организме 6. Психофизическое развитие 7. Жить с пользой для себя и других 8. Затруднились ответить |
10
10 4
3
1 2 1 5 |
Данные свидетельствуют, что все воспитатели имеют фрагментарные знания о здоровом образе жизни и подразумевают в основном соблюдение режима дня, рациональное питание и занятия физическими упражнениями.
Во втором пункте анкеты воспитателям было предложено оценить здоровье детей своей группы как «хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».
Результаты ответов мы отобразили на рис 1.
Рис 1Результаты ответов воспитателей о состоянии здоровья детей
Результаты ответов воспитателей на третий вопрос анкеты «Как вы работу по формированию здорового образа жизни в ДОУ?» показывают, что 5 из 10- 40% опрошенных оценивают свою работу и работу коллег на «хорошо», 4 из 10 -34% воспитателей – на «удовлетворительно», 1 из 10- 26% педагогов затруднились с оценкой. Никто из опрошенных не поставил отличную оценку
работе дошкольного учреждения; следовательно, воспитатели осознают тот факт, что проблеме формирования здорового образа жизни следует уделять более пристальное внимание.
На четвертый вопрос анкеты: «Какие методы работы вы считаете наиболее эффективными в формировании здорового образа жизни?» были получены следующие ответы: 20% воспитателей видят эффективность в закаливании; 36% считают объединение усилий ДОУ и семьи. «Только совместная работа детского сада и семьи обеспечит эффективность достижения результатов в формировании у детей здорового образа жизни». 44% воспитателей назвали индивидуальный подход.
В заключительном пункте
анкеты предлагалось внести конкретные
предложения для улучшения
Воспитатели предлагали обновить медицинское и физкультурное оборудование 36% опрошенных. Часть воспитателей 14% высказали мнение о необходимости углубить знания сотрудников о здоровом образе жизни. Остальные педагоги 16% давали различные предложения: улучшить питание детей, посещать бассейн, открыть комнату психологической разгрузки. Не внесли никаких предложений 34% .
Анализируя предложения можно сказать, что большинство педагогов неудовлетворенны существующим состоянием работы в ДОУ; они предлагали изменить систему работы ДОУ. Отмечали, что все формы работы должны проводиться ежедневно в определенной системе, вызывать интерес у детей.
Таким образом, итоги анкетирования практических работников дошкольных образовательных учреждений позволяют сделать выводы:
1. Во всех, участвующих в констатирующем эксперименте ДОУ ведется работа с родителями. На родительских собраниях и в ходе индивидуальных бесед рассматриваются вопросы сохранения здоровья детей в холодный период года и воспитания у них культурно-гигиенических навыков.
2. Положительным моментом является осознанное отношение педагогов к необходимости соблюдения режима дня, проведении ежедневных прогулок, занятий физической культурой.
3. В
деятельности обследуемых дошко
4. Проблема формирования здорового образа жизни ни в одном ДОУ, участвующих в эксперименте, не являлась предметом самостоятельного изучения на педагогических советах и других формах методической работы ДОУ. Частично данная тема затрагивалась на педагогических советах, где рассматривались вопросы планирования оздоровительной работы с детьми и анализ состояния здоровья детей за текущий год.
5. Отрицательным
фактом выступает отсутствие
у большого количества педагого
Как показала проведенная беседа с заведующими, а также анкетирование воспитателей дошкольных учреждений, знания педагогов о формах и методах работы по формированию здорового образа жизни имеют непоследовательный и неконкретный характер. Для того, чтобы установить основные причины этого была поставлена следующая задача - изучить педагогическую документацию, выявить наиболее распространенные формы и методы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Были
проанализированы планы воспитательно-
Анализ педагогической документации позволил сделать вывод, что работа по приобщению детей к здоровому образу жизни частично ведется на занятиях и в ходе бесед с детьми. Во всех ДОУ работа по физическому воспитанию ведется систематически и регулярно. К положительным моментам следует отнести также планируемые в ДОУ прогулки в сосновый бор, хотя они осуществляются редко.
Анализ
запланированных мероприятий
Таким образом, анализ планов воспитательно-образовательной работы по вопросу формирования у детей здорового образа жизни позволил сформулировать следующие выводы:
-
количество планируемых форм ра
- в программном содержании не планируются задачи, раскрывающие зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
- дошкольникам не даются представления о здоровом образе, не формируется осознанное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- к сожалению, планы воспитательно-образовательной работы в ДОУ, в большинстве случаев пишутся не подробно, не выделяются цели, задачи мероприятия, а только указывается форма занятая и тема. Таким образом, в какой-то мере планы носят формальный характер;
- необходимо внедрять в систему дошкольного образования целенаправленную работу по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.
Одним из условий формирования представлений детей о здоровом образе жизни является заинтересованность родителей данной проблемой и их личный пример.
При помощи анкетирования нами было опрошено 20 родителей. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными (Приложение Б).
Изучая социальную характеристику семьи (количество детей в семье, образование, должность и др.) мы стремились выяснить, в каких семьях воспитываются дети, зависит ли просвещенность родителей в вопросах ведения здорового образа жизни от уровня образования и занимаемой должности.
В ходе обработки данных социальной характеристики семьи мы выяснили, что (67%) нуклеарные, то есть проживающие отдельно от старшего поколения. В ходе обработки данных также было выявлено, что (33 %) - неполные, где мать одна воспитывает ребенка.
Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос о том, что подразумевают родители под здоровым образом жизни. Ответы, полученные на этот вопрос, мы занесли в таблицу.
Результаты демонстрируемых
№ |
Под здоровым образом жизни подразумеваю |
Количество родителей (в%) |
1 |
Правильное
питание, занятия физическими |
26 |
2 |
Занятие спортом и закаливание |
24 |
3 |
Исключение вредных привычек |
20 |
4 |
Соблюдение режима дня и правильное питание |
16 |
5 |
Занятие спортом и длительное пребывание на воздухе |
8 |
6 |
Совместное
времяпрепровождении с детьми и
благоприятная атмосфера в |
6 |
7 |
Затруднились ответить |
Результаты
выбора основных причин, мешающих родителям
вести здоровый образ жизни
группа |
причины |
Количество
родителей выбравших эти |
I |
Недостаток времени |
55 |
II |
Недостаток времени, низкая зарплата, недостаток знаний |
26 |
III |
Низкая зарплата |
10 |
IV |
Другие причины: лень, недисциплинированность, недостаток силы воли. |
9 |
Результаты оценки состояния здоровья детей воспитателями и родителями мы
отразили в рисунке 2.
рис 2.Сравнительный анализ результатов ответов воспитателей и родителей о состоянии здоровья детей
Сравнивая данные, полученные
при анкетировании
детей, чем воспитатели, поэтому в их ответах преобладает удовлетворительная оценка.
В конце анкеты родителям предлагалось внести свои предложения для улучшения работы по формированию ЗОЖ в дошкольном учреждении.
Предложения родителей были следующими: увеличить время пребывания детей на свежем воздухе 35% родителей; 16% респондентов предложили проводить оздоровительные мероприятия. Уделять внимание занятиям физической культурой и закаливающим мероприятиям предложили 26%. На улучшение консультационной работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей обратили внимание 18% анкетируемых. Предложения давать детям знания о здоровом образе жизни было получено от 5% опрошенных.
Чаще проводить совместные мероприятия для детей и родителей (спортивные
праздники, эстафеты, конкурсы) предложили 3 % респондентов.
Небольшое количество родителей (6%) ответили, что их устраивает все в деятельности дошкольного учреждения.
Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста