Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

Для изучения состояния  работы ДОУ по формированию здорового  образа жизни был использован  метод беседы с заведующими. (Приложение А).

Результаты индивидуальных бесед позволили констатировать следующее: они единогласны во мнении, что в настоящее время существует необходимость формировать у  детей в ДОУ привычку к здоровому образу жизни.

Аргументируя свои ответы, отмечали: «созданы все условия формирования здорового образа жизни, на это направлен весь учебно-воспитательный процесс, а также режим дня пребывания ребенка в нашем учреждении».

Обработка результатов беседы дает возможность заключить, что заведующие ДОУ понимают важность проблемы формирования здорового образа жизни у детей, в тоже время не видят пути внедрения такой работы в педагогический процесс дошкольного учреждения и недооценивают необходимость просветительской работы через организацию методических семинаров и других форм методической работы с педагогами и родителями. В реальной практической деятельности ДОУ это направление не получает должного развития. Одна из причин, по которой этому вопросу не уделяется пристального внимания, состоит в том, что традиционно в дошкольных учреждениях ведется систематическая работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков, и за здоровьем детей следит родители, медицинские работники и воспитатели. Этого, по мнению заведующих, достаточно для того, чтобы следить за состоянием здоровья детей и сохранять его в норме, а на формирование у детей здорового образа жизни направлен распорядок дня в ДОУ и физкультурно-оздоровительные мероприятия. При таком подходе, вся инициатива по решению этого вопроса отводится воспитателям, которые больше всего проводят 
времени с детьми. Поэтому нас интересовало, какова же позиция воспитателей в решении этой проблемы? 

С целью  выяснения педагогической позиции на проблему формирования здорового обрат жизни у детей и имеющихся об этом понятии знаний у воспитателей нами было проведено анкетирование. (Приложение Б). В нем приняли участие 10 воспитателей ДОУ. Ответы воспитателей на вопрос: «Что Вы подразумеваете под здоровым образом жизни?» мы оформили в таблицу,

Результаты демонстрируемых знаний воспитателей о здоровом образе жизни Таблица 2

 

Здоровый образ жизни - это

Количество воспитателей

1.Соблюдение режима дня и рациональное питание

2. занятия физическими  упражнениями 

3. Отсутствие вредных  привычек

4. Соблюдение санитарных  норм и правил охраны жизни и здоровья

5. Элементарные знания  о своем организме

6. Психофизическое развитие

7. Жить с пользой  для себя и других

8. Затруднились ответить

10

 

10

4

 

3

 

1

2

1

5


 

Данные  свидетельствуют, что все воспитатели  имеют фрагментарные знания о здоровом образе жизни и подразумевают в основном соблюдение режима дня, рациональное питание и занятия физическими упражнениями.

Во  втором пункте анкеты воспитателям было предложено оценить здоровье детей своей группы как «хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».

Результаты ответов  мы отобразили на рис 1.

                                                                               

                                                                                  

 

 

Рис 1Результаты ответов воспитателей о состоянии здоровья детей

                                                                                          

Результаты ответов  воспитателей на третий вопрос  анкеты  «Как вы работу по формированию здорового  образа жизни в ДОУ?» показывают, что 5 из 10- 40% опрошенных оценивают свою работу и работу коллег на «хорошо»,  4 из 10 -34% воспитателей – на «удовлетворительно», 1 из 10- 26% педагогов затруднились с оценкой. Никто из опрошенных не поставил отличную оценку

работе дошкольного учреждения; следовательно, воспитатели осознают тот факт, что проблеме формирования  здорового образа жизни следует уделять более пристальное внимание.

На четвертый вопрос анкеты: «Какие методы работы вы считаете наиболее  эффективными в формировании здорового образа жизни?» были получены следующие ответы: 20% воспитателей видят эффективность в закаливании; 36% считают объединение усилий ДОУ и семьи. «Только совместная работа детского сада и семьи обеспечит эффективность достижения  результатов в формировании у детей здорового образа жизни». 44% воспитателей назвали индивидуальный подход.

В заключительном пункте анкеты предлагалось  внести конкретные предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни  в ДОУ.

Воспитатели предлагали обновить  медицинское и физкультурное оборудование 36% опрошенных. Часть воспитателей 14% высказали мнение о необходимости углубить знания сотрудников о здоровом образе жизни. Остальные педагоги 16% давали различные предложения: улучшить питание детей, посещать бассейн, открыть комнату психологической разгрузки. Не внесли никаких предложений 34% .

Анализируя предложения  можно сказать, что большинство  педагогов неудовлетворенны существующим состоянием работы в ДОУ; они предлагали изменить систему работы ДОУ. Отмечали, что все формы работы должны проводиться ежедневно в определенной системе, вызывать интерес у детей.

Таким образом, итоги анкетирования практических работников дошкольных образовательных учреждений позволяют сделать выводы:

1. Во  всех, участвующих в констатирующем эксперименте ДОУ ведется работа с родителями. На родительских собраниях и в ходе индивидуальных бесед рассматриваются вопросы сохранения здоровья детей в холодный период года и воспитания у них культурно-гигиенических навыков.

2. Положительным моментом является осознанное отношение педагогов к необходимости соблюдения режима дня, проведении ежедневных прогулок, занятий физической культурой.

3. В  деятельности обследуемых дошкольных учреждений специальная работа по формированию у детей представлении о здоровом образе жизни целенаправленно не проводится, либо имеет непоследовательный, фрагментарный характер.

4. Проблема  формирования здорового образа жизни ни в одном ДОУ, участвующих в эксперименте, не являлась предметом самостоятельного изучения на педагогических советах и других формах методической работы ДОУ. Частично данная тема затрагивалась на педагогических советах, где рассматривались вопросы планирования оздоровительной работы с детьми и анализ состояния здоровья детей за текущий год.

5. Отрицательным  фактом выступает отсутствие  у большого количества педагогов желания что-либо улучшить в существующей системе работы дошкольных учреждений.

Как показала проведенная беседа с заведующими, а также анкетирование воспитателей дошкольных учреждений, знания педагогов о формах и методах работы по формированию здорового образа жизни имеют непоследовательный и неконкретный характер. Для того, чтобы установить основные причины этого была поставлена следующая задача - изучить педагогическую документацию, выявить наиболее распространенные формы и методы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Были  проанализированы планы воспитательно-образовательной  работы в группах детей старшего дошкольного возраста.

Анализ  педагогической документации позволил сделать вывод, что работа по приобщению детей к здоровому образу жизни частично ведется на занятиях и в ходе бесед с детьми. Во всех ДОУ работа по физическому воспитанию ведется систематически и регулярно. К положительным моментам следует отнести также планируемые в ДОУ прогулки в сосновый бор, хотя они осуществляются редко.

Анализ  запланированных мероприятий показал, что, к сожалению, на занятиях не выделяется такой аспект как зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды, не заостряется внимание детей на факторах окружающей среды, как в помещении, так и на улице, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей. Например, детей не знакомят с таким отрицательно действующим на здоровье детей фактором как выхлопные газы от автомобилей.

   Таким образом, анализ планов воспитательно-образовательной работы по вопросу формирования у детей здорового образа жизни позволил сформулировать следующие выводы:

-   количество планируемых форм работы по приобщению детей к здоровому образу жизни (занятия, беседы, прогулки и т.д.) является недостаточным, а их тематика требует дополнения задачами по формированию оздоровительной направленности;

-  в программном содержании не планируются задачи, раскрывающие зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;

- дошкольникам не даются представления о здоровом образе, не формируется осознанное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- к сожалению, планы воспитательно-образовательной работы в ДОУ, в большинстве случаев пишутся не подробно, не выделяются цели, задачи мероприятия, а только указывается форма занятая и тема. Таким образом, в какой-то мере планы носят формальный характер;

-  необходимо внедрять в систему дошкольного образования целенаправленную работу по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.

 Одним из условий формирования представлений детей о здоровом образе жизни является заинтересованность родителей данной проблемой и их личный пример.

При помощи анкетирования нами было опрошено 20  родителей. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными (Приложение  Б).

Изучая  социальную характеристику семьи (количество детей в семье, образование, должность и др.) мы стремились выяснить, в каких семьях воспитываются дети, зависит ли просвещенность родителей в вопросах ведения здорового образа жизни от уровня образования и занимаемой должности.

В ходе обработки данных социальной характеристики семьи мы выяснили, что (67%) нуклеарные, то есть проживающие отдельно от старшего поколения. В ходе обработки данных также было выявлено, что (33 %) - неполные, где мать одна воспитывает ребенка.

Особый  интерес для нас представляли ответы на вопрос о том, что подразумевают родители под здоровым образом жизни. Ответы, полученные на этот вопрос, мы занесли в таблицу.

                                                                                                     

Результаты демонстрируемых знаний родителей о здоровом образе жизни

                                                                                                        Таблица 3

Под здоровым образом жизни подразумеваю

Количество  родителей (в%)

1

Правильное  питание, занятия физическими упражнениями и ведение активного образа жизни

26

2

Занятие спортом  и закаливание

24

3

Исключение  вредных привычек

20

4

Соблюдение  режима дня и правильное питание

16

5

Занятие спортом  и длительное пребывание на воздухе

8

6

Совместное  времяпрепровождении с детьми и  благоприятная атмосфера в семье

6

7

Затруднились  ответить

 

Результаты  выбора основных причин, мешающих родителям вести здоровый образ жизни                                                            Таблица 4

группа

причины

Количество  родителей выбравших эти причины  (в%)

I

Недостаток  времени

55

II

Недостаток  времени, низкая зарплата, недостаток знаний

26

III

Низкая зарплата

10

IV

Другие причины: лень, недисциплинированность, недостаток силы воли.

9


           Результаты оценки состояния здоровья детей воспитателями и родителями  мы

отразили в рисунке 2.

                                                                                                              

 

 

           

                                                                             

рис 2.Сравнительный анализ результатов ответов воспитателей и родителей о состоянии здоровья детей

        

                                                                                      

Сравнивая данные, полученные при анкетировании воспитателей,  и родителей мы пришли к выводу, что родители более критично относятся к здоровью своих

 

детей, чем воспитатели, поэтому в их ответах преобладает  удовлетворительная оценка.

В конце анкеты родителям  предлагалось  внести свои предложения  для улучшения работы по формированию ЗОЖ в дошкольном учреждении.

Предложения родителей  были следующими: увеличить время  пребывания детей на свежем воздухе 35% родителей; 16% респондентов предложили проводить оздоровительные мероприятия. Уделять внимание занятиям физической культурой и закаливающим мероприятиям предложили 26%. На улучшение консультационной работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей обратили внимание 18% анкетируемых. Предложения давать детям знания о здоровом образе жизни было получено от 5% опрошенных.

Чаще  проводить совместные мероприятия  для детей и родителей (спортивные

праздники, эстафеты, конкурсы) предложили 3 % респондентов.

Небольшое количество родителей (6%) ответили, что их устраивает все в деятельности дошкольного учреждения.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста