Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

В современных  условиях здоровье ребенка выступает  критерием отношения семьи к процессу воспитания. Соглашаясь с этим утверждением, следует отметить, что здоровье ребенка с рождения определяется не только состоянием здоровья его органов и систем, но и тем микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живет и развивается человек. От правильного подхода к совершенствованию человеческого организма с момента рождения, от образа жизни семьи в дальнейшем зависит его здоровье в зрелом возрасте.

В детстве формируются  многие элементы здорового поведения  ребенка. Следовательно, влияние на его образ жизни оказывает в первую очередь семья.

В своих исследованиях  С.В. Васильев  и О.Ю. Толстова указывают на факторы семейной среды, влияющие на высокую частоту заболеваний детей: неполный состав семьи, плохая материальная обеспеченность, плохое здоровье матери  и неблагоприятный микроклимат в семье.

Анализируя зависимость  здоровья детей и семейной среды  от различных социальных факторов, проблема образа жизни семьи становится особенно актуальной и требует более пристального внимания исследователей и педагогов.

Ведущая роль в выработке у детей стереотипа здорового стиля жизни принадлежит родителям, поэтому родители должны иметь достаточный объем знаний о здоровом образе жизни и являться положительным примером для своих детей,

забота об укреплении здоровья дошкольника  проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях. Поэтому, наряду с внутрисемейными факторами, огромную  роль для здоровья ребенка, играют условия, создаваемые в дошкольных учреждениях.

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и семьи является одним из 
условий формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, а 
также позволяет преодолеть многие проблемы в решении воспитательно-образовательных задач в дошкольном учреждении и в семье.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что семья и дошкольное образовательное учреждение связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения, а важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и дошкольным образовательным учреждением, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Успешное  осуществление формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет зависеть от того, как будет поставлена воспитательная работа в семье и в дошкольном образовательном учреждении, будет ли взаимосвязь. Перед педагогами и родителями стоит ответственная задача сформировать у детей осознанную потребность вести здоровый образ жизни.

Положительные результаты в воспитании и оздоровлении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества ДОУ с семьёй.

Но не во всех семьях умеют  правильно воспитывать детей, и основной причиной ошибок в воспитании является недостаточный уровень культуры родителей. Поэтому актуальной задачей является  психолого-педагогическое просвещение родителей, важная роль в этом принадлежит сотрудникам ДОУ.

Инициатором установления сотрудничества, конечно, должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку  они профессионально подготовлены к образовательной работе; они осознают, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Формы работы с родителями подразделяются: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Коллективные - родительские собрания, проводятся групповые и общие. На общее собрание можно пригласить врача, физиолога, или специалиста, который предоставит необходимую информацию о формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Предусматриваются выступления родителей, которые могут поделиться опытом воспитания, оздоровления детей.

Групповые собрания проводятся один раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит  воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов).

Ежегодно  одно из собраний целесообразно посвящать обсуждению опыта семейного воспитания. Выбирается тема, актуальная для данной группы, например: «Почему малыши не любят мыться?», «Холодная вода: положительно или отрицательно влияет на организм ребенка?».

Кроме того, к коллективным формам работы относятся вечера вопросов и ответов, заседания круглого стола, занятия тренингового  характера, совместные с детьми и родителями, сотрудниками дошкольного учреждения праздники и развлечения, типа «Мама, папа, я - спортивная семья!», «Будь здоров», «Лето для здоровья».

  Учитывая важность подготовки родителей к теме собрания, необходимо настроить их на активное участие  в обсуждении выбранной темы. Для этого нужно предварительно составить вопросник на тему «Здоровый образ жизни».

  1. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым? Почему?
  2. Считаете ли вы свой личный пример главным условием формирования здорового образа жизни у детей?
  3. Какие еще условия, на ваш взгляд, необходимо создать для формирования здорового образа жизни детей?
  4. Пытаетесь ли вы приобщить своего ребенка к здоровому образу жизни? Каким образом?             Таким образом, вопросы к родителям перед рассмотрением этой темы ставят перед ними проблемы, которые должны получить решение в ходе собрания.

«Дни открытых дверей», где родители имеют возможность  познакомиться с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями. Проводится экскурсия по ДОУ, показ фрагмента жизни ребенка в детском саду. После экскурсии с родителями выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Школы для родителей – школа бабушки, школа отцов и т.д.

Конференции – могут  проходить в рамках одного ДОУ, но могут быть городского или районного масштаба. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания.  Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформление выступления. На конференции может выступить специалист.

Важно  определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Роль семьи в воспитании ребенка».)  к конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений по формированию основ здорового образа жизни.

Завершить конференцию  можно совместным концертом детей, сотрудников ДОУ, членов семьи.

Индивидуальные формы  работы – беседы, проводятся утром  и вечером, когда ребенка либо приводят, либо забирают из детского сада.

И в том, и в другом случаях четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем помочь. ( Как ребенок закаляется дома? Что для этого делают родители?)

Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей, оно должно преподноситься таким  образом, чтобы побудить собеседника (родителей) к высказыванию. Педагог  должен уметь не только говорить, но и слушать родителей.

Консультации. Обычно система  консультаций, которые проводятся индивидуально  или для подгруппы родителей.

Учитывая значимость обогащения знаний родителей об условиях формирования здорового образа жизни  к сохранению здоровья детей, каждая последующая консультация должна быть, связана с предыдущей. Консультация должна быть насыщена материалами научных исследований, примерами, конкретными рекомендациями по сохранению здоровья детей.

Особый интерес родителей  вызывает семинар-практикум «Поговорим о дыхании». Эта форма работы используется в ДОУ нечасто, но, как показывает практика, является очень эффективной в данном случае обучения родителей практическим умениям проведения дыхательной гимнастики  с детьми для профилактики простудных заболеваний. На семинаре- практикуме ставятся конкретные воспитательные задачи перед родителями.

Домашнее задание, например, выполнение комплекса дыхательной гимнастики,  вооружает родителей навыками, умениями, к тому же дает возможность для общения родителей с детьми в игровой форме на тему сохранения здоровья, создает благоприятную обстановку в отношениях родителей и детей, обеспечивает положительный эмоциональный настрой на здоровый образ жизни.

Наглядно-информационные – выставки детских работ, реклама книг, статей из газет, журналов по проблемам семейного воспитания, оздоровления детей, родительские уголки, информационные стенды.

Одним из компонентов организации  здорового семейного досуга, решающего  задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, выступает проведение выставки художественной и методической литературы под общим названием «Мудрое слово о здоровье».

Детская литература для выставки должна быть подобрана воспитателями, которая  будет способствовать формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и развитию осознанного отношения к своему здоровью. На основе данных художественных произведений представляется возможным показать детям сущность ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Выпуск для родителей газеты «Здравушка» является одной из эффективных форм передачи знаний  о формировании здорового образа жизни у детей в семье; помещаются материалы, касающиеся организации необходимых условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, например, «Социальные факторы, негативно влияющие на здоровье детей» (шум, компьютер др.), «Семейные чтения» (детская литература по ЗОЖ),  «Витаминная азбука» (все о витаминах).

Педагог может оказать помощь семье  посредствам  разных форм: педагогического просвещения, повышения педагогической культуры молодых родителей, индивидуального и группового консультирования и пр.

Работа воспитателя  с родителями призвана вооружить  их основами педагогических знаний, необходимых  для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе ДУ по вопросам здорового образа жизни.

Эти формы совместной работы формируют родительскую позицию, повышают их активность, актуализируют полученные знания.

На основании всего  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что  индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать её возросшие воспитательные возможности; каждая из форм сотрудничества ДОУ с семьей помогает достичь положительных результатов в воспитании и оздоровлении детей.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

                              

 

   

                                  

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

Резюмируя все выше сказанное можно сделать вывод Понятие, сущность здорового образа жизни сложность затронутых вопросов требует, прежде всего, нового мышления перестройки нашего мировоззрения, системы взглядов на проблему «здоровье - болезнь». Требует глубокого переосмысления концептуальная модель здоровья, позволяющая конкретизировать участие специалистов (медиков, физиологов, психологов, учителей, воспитателей) и семьи в формировании и укреплении здоровья детей, подростков, взрослого человека

Особенности формирования здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста в том, что охрана и укрепление здоровья детей является одной из главнейших задач, решение которой позволяет вырастить  здоровых и красивых, сильных и умных. В ДОУ проводится корректировка содержания и организации режима работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей в условиях  Д ОУ.

Сотрудничество ДОУ  и семьи  по формированию основ  здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста.

Заключается в том, что  индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать её возросшие воспитательные возможности; каждая из форм сотрудничества ДОУ с семьей помогает достичь положительных результатов в воспитании и оздоровлении детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С целью подтверждения гипотезы нашей работы мы провели

экспериментальное исследование.

Исследование проводилось  в ДОУ №5 «Малышок» и ДОУ  №45 «Рябинка» г.Прокопьевска. В нем приняло участие два заведующих,  10 воспитателей и 20 родителей,20 детей старшего дошкольного возраста, 10 детей экспериментальная группа, 10 детей контрольная группа.

Констатирующий эксперимент  предполагал выявление знаний о  здоровом образе жизни у педагогов и родителей. Изучение  социальной характеристики,

образа жизни семьи, в которых живут дети ,выявление  отношений родителей к процессу формирования здорового образа жизни  у детей в дошкольном учреждении.

Для решения поставленных задач использовались методы педагогического исследования: беседа, анкетирование воспитателей и изучение педагогической документации, анкетирование.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста