Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38
Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента по выявлению сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ходе проделанной работы.
Ф. И. ребенка | Культурно – гигиенические навыки | Культура общения | Культура деятельности | Культура взаимоотношений | Средний балл | Уровень | ||
Со взрослыми | Со сверстниками | Со взрослыми | Со сверстниками | |||||
Тимофей Д. | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,5 | средний |
Максим К. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,8 | средний |
Ира К. | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,6 | средний |
Кирилл Л. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,3 | высокий |
Денис М. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,6 | высокий |
Лиза М. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,3 | высокий |
Кирилл М. | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,3 | средний |
Ваня С. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,6 | высокий |
Алеся С. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,5 | высокий |
Илья Р. | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 | средний |
Женя У. | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,5 | высокий |
Егор Ш. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,1 | средний |
Таблица 3. Компоненты культуры поведения
Культура деятельности | Культура общения | Культурно-гигиенические навыки | |
проявляется в
поведении ребенка на занятиях, в
играх, во время выполнения трудовых
поручений. Формировать у ребенка
культуру деятельности - значит воспитывать
у него умение содержать в порядке место,
где он трудится, занимается, играет; привычку
доводить до конца начатое дело, бережно
относиться к книгам, вещам игрушкам.
Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. |
предусматривает
выполнение ребенком норм и правил общения
с взрослыми и сверстниками, основанных
на уважении и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и
форм обращения, а также вежливое поведение
в общественных местах, в быту; предполагает:
- умение
не только действовать нужным
образом, но и воздерживаться
от неуместных в данной - культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. |
важная составная
часть культуры поведения. Необходимость
опрятности, содержание в чистоте лица,
тела, прически, одежды, обуви, школьных
принадлежностей продиктована не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений. Дети должны понимать, что в
соблюдении этих правил проявляется уважение
к окружающим, о том, что неряшливый человек,
не умеющий следить за собой, своей внешностью,
поступками, как правило, небрежен в работе.
Культуру
еды часто относят к |
Конспект проведения вечера–развлечения с детьми старшей группы
Ход развлечения:
Декорация леса: деревья, пеньки, сломанное дерево. В лесу беспорядок. Грибы сорваны, ель сломана, цветы помяты.
Держа в руках зонт, «влетает» фея Вежливости.
Фея. Какое несчастье! Что-то случилось с моим волшебным летающим зонтом, и мне, фее Вежливости, пришлось приземлиться. А я так тороплюсь в мой сказочный город Вежливости. (Оглядывается.) Где это я очутилась? Неужели в лесу Невежливости? Конечно! Вот и грибы сорваны, и ель сломана, и цветы помяты. Я слышала, что в этом лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, здесь кто-то есть.
Из-за деревьев показываются гномы. Они обрывают листья с куста, сваливают пеньки, хотят сесть на ствол дерева, ссорятся, не пропускают друг друга.
Фея. Здравствуйте, гномы! (Гномы молчат) Какие вы невоспитанные! Неужели в этом лесу и звери такие?
Выходят трое детей: один в шапочке медведя, другой в шапочке лисы, третий – белки. Дети читают стихотворение С. Маршака «Урок вежливости».
Медведи лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай.
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Но, видно воспитатели
Напрасно
время тратили!
Фея. Как только я очутилась в вашем лесу, сразу поняла, что здесь все отличаются «медвежливым» воспитанием. Посмотрите, какой у вас беспорядок. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев. Разрушать муравейники, ловить стрекоз и бабочек. Ведь стрекозы уничтожают мух и комаров. А бабочки, как шмели и пчёлы. Опыляют цветы. Нужно быть добрым ко всему тому, что растёт, живёт… и тогда лес откроет нам все свои тайны. А что вы сделали с лесом! Если так будет продолжаться, лес погибнет. Что же мне с вами делать? Вот моя волшебная палочка. Приглашу-ка я сюда своих друзей из города Вежливости.
Фея взмахивает палочкой. Входит девочка.
Фея. Жила-была девочка. У неё было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой.
Появляются дети в шапочке птички и в шапочке петушка.
Фея. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют как обычно. А сидят сердитые, надутые.
Девочка. Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!
Птичка. Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил.
Петушок. А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Птичка. Ну, я же сегодня сказала «здравствуй!»
Петушок. Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.
Девочка. Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок. Почему? Я не хочу, чтобы она заболела.
Девочка. А что, ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок (птичке). А ты тоже не очень-то вежлива.
Птичка. Это ты невежлив. Почему ты меня зовёшь птицей?
Девочка (птичке). А как ты зовёшь петушка?
Птичка. Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Девочка. Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.
Петушок (птичке). Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.
Птичка. И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.
Фея. Скоро весь двор стал вежливым, а потом другой двор. Потом вся улица, а потом и весь город. ( Обращается к гномам). А вы хотите посмотреть город Вежливости? Но туда не пускают невеж и грубиянов.
Гномы. Мы будем вести себя хорошо! Мы не будем ссориться, не будем вредить лесу.
Фея. Тогда я приглашаю всех в мой сказочный город Вежливости. Но только мне надо посмотреть. Что же случилось с моим волшебным летающим зонтом? (смотрит). Вот теперь всё в порядке. Мы можем лететь. Становитесь все под зонт. Полетели!
Звучит грамзапись («Зодиак. Музыка во вселенной»). Фея и гномы «улетают» за дверь. В это время убираются декорации леса. Ставятся декорации города. Появляются Фея и гномы.
Фея. Вот мы и прилетели в город Вежливости. Смотрите, жители города встречают нас.
Группа детей встречает гостей, здоровается, приглашает пройти.
Фея. В городе Вежливости все очень воспитанные и вежливые. Даже собаки здесь стесняются громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а тихо и мирно решают свои птичьи проблемы… А флюгерные петушки каждое утро будят горожан весёлым криком: «Вставайте! С добрым утром!». Это самый вежливый город из всех сказочных городов. Дети в этом городе играют только в вежливые игры.
Дети становятся в круг. Игра «Догадайся, кто поёт» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова). Дети идут по кругу и поют:
Поиграй-ка, Ваня, с нами,
Выходи скорей вперёд
И с закрытыми глазами
Догадайся, кто поёт
(выбранный ребёнок
пропевает какие-нибудь
Фея. А вот ещё одна игра – «Кто знает больше вежливых слов».
Дети остаются стоять в кругу. Фея, находясь в центре этого круга, обращается к любому из участников игры и задаёт ему вопросы: «Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? Какие слова нужно говорить, когда ты обращаешься к кому – либо с просьбой? Какие слова мы произносим, прощаясь? и т.д.
Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста