Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по дошк. педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента по выявлению сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ходе проделанной работы.

Ф. И. ребенка Культурно – гигиенические навыки Культура  общения Культура  деятельности Культура  взаимоотношений Средний балл Уровень
Со  взрослыми Со сверстниками Со взрослыми Со сверстниками
Тимофей Д. 4 3 4 3 4 3 3,5 средний
Максим  К. 3 3 3 2 3 3 2,8 средний
Ира К. 4 4 3 3 4 4 3,6 средний
Кирилл  Л. 5 4 4 5 4 4 4,3 высокий
Денис М. 5 5 4 5 5 4 4,6 высокий
Лиза  М. 5 5 4 4 4 4 4,3 высокий
Кирилл  М. 3 4 3 3 4 3 3,3 средний
Ваня  С. 5 5 4 5 5 4 4,6 высокий
Алеся С. 5 4 4 5 4 5 4,5 высокий
Илья  Р. 4 4 4 3 4 4 3,8 средний
Женя  У. 4 5 4 5 5 4 4,5 высокий
Егор  Ш. 3 3 3 3 4 3 3,1 средний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таблица 3. Компоненты культуры поведения

           
          Культура  деятельности Культура  общения Культурно-гигиенические  навыки
          проявляется в  поведении ребенка на занятиях, в  играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам.

          Важный  показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

          предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

          - умение  не только действовать нужным  образом, но и воздерживаться  от неуместных в данной обстановке  действий, слов, жестикуляции

          - культуру  речи, т.е. наличие достаточного  запаса слов, умение говорить  лаконично, сохраняя спокойный  тон.

          важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

          Культуру  еды часто относят к гигиеническим  навыкам, но она имеет этический  аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

  
 
 
 
 
 
 

     Конспект  проведения вечера–развлечения с детьми старшей  группы

     Ход развлечения:

     Декорация леса: деревья, пеньки, сломанное дерево. В лесу беспорядок. Грибы сорваны, ель сломана, цветы помяты.

     Держа в руках зонт, «влетает» фея  Вежливости.

     Фея. Какое несчастье! Что-то случилось с моим волшебным летающим зонтом, и мне, фее Вежливости, пришлось приземлиться. А я так тороплюсь в мой сказочный город Вежливости. (Оглядывается.) Где это я очутилась? Неужели в лесу Невежливости? Конечно! Вот и грибы сорваны, и ель сломана, и цветы помяты. Я слышала, что в этом лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, здесь кто-то есть.

     Из-за деревьев показываются гномы. Они обрывают листья с куста, сваливают пеньки, хотят сесть на ствол дерева, ссорятся, не пропускают друг друга.

     Фея. Здравствуйте, гномы! (Гномы молчат) Какие вы невоспитанные! Неужели в этом лесу и звери такие?

     Выходят трое детей: один в шапочке медведя, другой в шапочке лисы, третий –  белки. Дети читают стихотворение С. Маршака «Урок вежливости».

         Медведи лет пяти-шести

     Учили, как себя вести:

     В гостях, медведь,

     Нельзя  реветь,

     Нельзя  грубить и чваниться.

     Знакомым  надо кланяться,

     Снимать пред ними шляпу,

     Не  наступать на лапу,

     И не ловить зубами блох,

     И не ходить на четырех.

     Не  надо чавкать и зевать,

     А кто зевает всласть,

     Тот должен лапой прикрывать

     Разинутую пасть.

     Послушен  будь, и вежлив будь,

     И уступай прохожим путь,

     А старых уважай.

     Так мишку лет пяти-шести

     Учили, как себя вести…

     Хоть  с виду стал он вежливым,

     Остался он медвежливым.

     Он  кланялся соседям-

     Лисицам и медведям,

     Знакомым  место уступал,

     Снимал  пред ними шляпу,

     А незнакомым наступал

     Всей  пяткою на лапу.

     Совал куда не надо нос,

     Топтал  траву и мял овес.

     Медведя лет пяти-шести

     Учили, как себя вести…

     Но, видно воспитатели

     Напрасно  время тратили! 

     Фея. Как только я очутилась в вашем лесу, сразу поняла, что здесь все отличаются «медвежливым» воспитанием. Посмотрите, какой у вас беспорядок. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев. Разрушать муравейники, ловить стрекоз и бабочек. Ведь стрекозы уничтожают мух и комаров. А бабочки, как шмели и пчёлы. Опыляют цветы. Нужно быть добрым ко всему тому, что растёт, живёт… и тогда лес откроет нам все свои тайны. А что вы сделали с лесом! Если так будет продолжаться, лес погибнет. Что же мне с вами делать? Вот моя волшебная палочка. Приглашу-ка я сюда своих друзей из города Вежливости.

     Фея взмахивает палочкой. Входит девочка.

     Фея. Жила-была девочка. У неё было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой.

     Появляются  дети в шапочке птички и в шапочке  петушка.

     Фея. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют как обычно. А сидят сердитые, надутые.

     Девочка. Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!

     Птичка. Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил.

     Петушок. А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

     Птичка. Ну, я же сегодня сказала «здравствуй!»

     Петушок. Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

     Девочка. Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?

     Петушок. Почему? Я не хочу, чтобы она заболела.

     Девочка. А что, ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!

     Петушок (птичке). А ты тоже не очень-то вежлива.

     Птичка. Это ты невежлив. Почему ты меня зовёшь птицей?

     Девочка (птичке). А как ты зовёшь петушка?

     Птичка. Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

     Девочка. Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.

     Петушок (птичке). Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.

     Птичка. И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.

     Фея. Скоро весь двор стал вежливым, а потом другой двор. Потом вся улица, а потом и весь город. ( Обращается к гномам). А вы хотите посмотреть город Вежливости? Но туда не пускают невеж и грубиянов.

     Гномы. Мы будем вести себя хорошо! Мы не будем ссориться, не будем вредить лесу.

     Фея. Тогда я приглашаю всех в мой сказочный город Вежливости. Но только мне надо посмотреть. Что же случилось с моим волшебным летающим зонтом? (смотрит). Вот теперь всё в порядке. Мы можем лететь. Становитесь все под зонт. Полетели!

     Звучит  грамзапись («Зодиак. Музыка во вселенной»). Фея и гномы «улетают» за дверь. В это время убираются декорации леса. Ставятся декорации города. Появляются Фея и гномы.

     Фея. Вот мы и прилетели в город Вежливости. Смотрите, жители города встречают нас.

     Группа  детей встречает гостей, здоровается, приглашает пройти.

     Фея. В городе Вежливости все очень воспитанные и вежливые. Даже собаки здесь стесняются громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а тихо и мирно решают свои птичьи проблемы… А флюгерные петушки каждое утро будят горожан весёлым криком: «Вставайте! С добрым утром!». Это самый вежливый город из всех сказочных городов. Дети в этом городе играют только в вежливые игры.

     Дети  становятся в круг. Игра «Догадайся, кто поёт» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова). Дети идут по кругу и поют:

         Поиграй-ка, Ваня, с нами,

     Выходи  скорей вперёд

     И с закрытыми глазами

     Догадайся, кто поёт

(выбранный ребёнок  пропевает какие-нибудь вежливые  слова. Стоящий в центре должен узнать ребёнка)

     Фея. А вот ещё одна игра – «Кто знает больше вежливых слов».

     Дети  остаются стоять в кругу. Фея, находясь в центре этого круга, обращается к любому из участников игры и задаёт ему вопросы: «Какие слова нужно  говорить, когда здороваешься? Какие слова нужно говорить, когда ты обращаешься к кому – либо с просьбой? Какие слова мы произносим, прощаясь? и т.д.

Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста