Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по дошк. педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Важнейшим условием обучения дошкольников 4—6 лет средствам комплимента, прежде всего невербальным, является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений. Доброжелательные отношения между детьми и детьми и взрослыми — это то внутреннее состояние души, которое и становится содержанием словесных формул вежливости.

     Обогащение и активизация словаря детей за счет формул и выражений комплимента начинаются с организации их многократного повторения, прежде всего в повседневной жизни. Педагоги должны использовать любую возможность для демонстрации способов комплимента в общении с детьми и в совместных с ними играх.

     Восприятие формул и выражений комплимента организуется и через чтение художественной литературы (например, главы из книги Л. П. Васильевой-Гангус «Азбука вежливости», рассказы и сказки отечественных и зарубежных авторов: Ю. Ермолаев. «Лучший друг»; Д. Цончечева. «Маленький водолазик»; Ш. Перро. «Фея»; Е. Яниковская. «Я хожу в детский сад»; Ч. Янычарский. «Приключения мишки Ушастика» и др.). При чтении внимание детей обращается на способы выражения одобрения, используемые героями, обсуждается их значение. Например, во время беседы по рассказу Ю. Ермолаева «Лучший друг» дети сами могут найти ответ на вопрос: «Почему Коля перестал сердиться на мальчиков, взявших его самокат?» (Хорошие слова, услышанные Колей о себе, заставили его изменить свои намерения, он не захотел ссориться с ребятами, отнимать у них самокат, а наоборот, предложил им покататься, ведь он «самый лучший друг», а другу не положено жадничать).

     Коллективом Н. Малетиной были разработаны и апробированы дидактические игры и упражнения, способствующие формированию культуры общения и обучению дошкольников комплименту (приложение) [13, с. 23].

     Драматизации – этот прием хорошо известен в практике дошкольного воспитания. Стоящая перед детьми задача – полноценно выразить индивидуальность героя, что предполагает усвоение и передачу особенностей его речи почти в идентичной речевой ситуации. В процессе драматизации русских народных сказок дети усваивали характерные для сказок языковые средства, обогащали интонационный, лексический и синтаксический строй речи.

      Другой эффективный прием – построение высказывания по предложенному начальному предложению, т.е., ориентируясь на заданное начало, дошкольники самостоятельно развивали сюжет. Например, после того как были определены языковые средства загадок, пословиц и поговорок, детям предлагали так называемый мостик-перекладинку – от них к началу сказки. Так, по загадке «Красная девушка по небу ходит» составлялось следующее начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве шла по небу красная девушка. И вдруг...». А краткая по объему, но меткая и емкая по содержанию пословица «Добрый человек добру и учит» может послужить прекрасным вспомогательным материалом для сочинения новой сказки: «Жил на свете один добрый человек, он всех учил только добру. Однажды он отправился в путешествие...» [11, с. 38].

     Итак, культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах и быту. Для этого требуется целенаправленная деятельность педагога и применение определенных методов и средств. 

     РАЗДЕЛ  2. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     Экспериментальная работа проводилась в УО «Фариновский государственный ясли – сад Полоцкого  района» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 12 человек в течение недели.

     Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у  детей старшего дошкольного возраста.

     Мною  были поставлены следующие задачи:

    • провести беседу с воспитателем;
    • провести беседу с детьми;
    • провести анкетирование родителей;
    • пронаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
    • разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.

     Для решения поставленных задач мною была проведена беседа с воспитателем и детьми, занятия и развлечение во вторую половину дня по данной теме исследования, анкетирование родителей, наблюдение за поведением детей, анализ методических рекомендаций по вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников.

     При проведении беседы с воспитателем я  стремилась выяснить, какие средства он использует в работе по воспитанию у детей культуры поведения.

     В беседе с воспитателем я выяснила, что он считает важной и необходимой работу по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. В числе средств воспитания культуры поведения называет и художественную литературу. Без труда привела примеры сказок, рассказов, поговорок, используемых для воспитания культуры поведения (например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова и др.).

     Таким образом, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатель понимает смысл  и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, использует в своей работе произведения художественной литературы.

     Я и воспитатель группы проводили консультацию для родителей. В ходе беседы было выявлено, что родители понимают культуру поведения узко – в основном как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. В частности, никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимость для воспитания культуры поведения детей.

     Беседа  с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться  при встрече, быть вежливым в общении со старшими. То есть дети не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.

     Также мы проводили наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками и культурой взаимоотношений.

     Под культурно-гигиеническими навыками понимается действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Условно разделим их на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.

     Наблюдение  показало, что большинство детей  самостоятельно, без напоминания  воспитателя моют руки после прогулки, перед едой. За столом дети сидят  аккуратно, не шумят, только двое детей во время приема пищи разговаривают, поворачиваются к другим детям. После прогулки не все дети аккуратно складывают одежду, большинство детей делают это только после напоминания воспитателя. Многие дети не бережно обращаются с книгами, вещами, игрушками, бросают их, не кладут на место. Только после неоднократной просьбы воспитателя дети наводят порядок в групповом помещении, на участке детского сада.

     Под культурой общения понимается совокупность сформированных социально значимых качеств личности, которые определяют способ её существования, способность вносить изменения в действительность.

     Все без исключения дети здороваются  и прощаются со взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие  как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным здороваться с детьми в группе, вежливо к ним обращаться. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не обзываются.

     Культуру  деятельности мы наблюдали во время занятий, в играх, выполнения трудовых поручений.

     Дети  готовят к занятию необходимое  оборудование – достают краски, карандаши и т.д., убирают рабочее  место после занятия. Однако большинство  детей делают это неохотно, подчиняясь требованию воспитателя. Алеся С., Ваня С. и Кирилл Л. с удовольствием помогают воспитателю навести порядок в группе после занятий, например, моют стаканчики и кисточки после рисования, чистят клеенки от пластилина и т. п. У детей наблюдается тяга к интересным, содержательным занятиям. Они умеют подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом.

     Наблюдая  за культурой взаимоотношений, мы выяснили следующее. Дети не всегда подчиняются  требованиям педагога. Тимофей Д., Егор Ш. часто перебивают воспитателя, вмешиваются в разговор взрослых. В игре дети умеют договариваться о совместных действиях, решают конфликтные ситуации часто без участия педагога. Дети не дерутся, если возникают спорные вопросы, многие обсуждают ситуацию и приходят к общему мнению, только иногда прибегая к помощи взрослого для решения конфликта.

     Однако  дети не любят делиться игрушками, не уступают даже по просьбе воспитателя. При этом обижаются, когда другой ребенок что-нибудь им не даст, осуждают его поведение, несмотря на то, что  сами ведут себя также.

     Дети приходят на помощь друг другу без напоминания воспитателя: подают руку, если кто-то упал, помогают застегнуть куртку и др. Никто из детей не отказывает в помощи другому.

     Используя методические рекомендации ряда авторов  – И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной и др., нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.

     Низкий  уровень – ребенок умеет содержать  в порядке место, где он трудится, занимается, играет, но у него отсутствует привычка доводить начатое дело до конца; он не всегда бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка отсутствует интерес к содержательным занятиям. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. В общении со взрослыми и сверстниками ведет себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас и нормы обращения. Не умеет конструктивно решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.

     Средний уровень – дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно  интересуются чем-то новым, более активны  на занятиях. В процессе общения  со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.

     Высокий уровень – ребенок умеет содержать  в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, он дорожит собственным временем и временем окружающих его людей. Ребенок в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. В споре старается учитывать интересы другого ребенка. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.

     Чтобы выявить уровень сформированности навыков культурного поведения  у каждого ребенка, была введена  шкала в баллах от 1 до 5:

     1- низкий уровень;

     2-3 - средний уровень;

     4-5 – высокий уровень.

     Результаты  представлены в таблице 1(см в Приложении).

     Анализ результатов таблицы показал,  что 50% детей имеют высокий  уровень сформированности навыков  культуры поведения, 34% - средний, и 2 ребенка (что составляет 16% от числа детей) имеют низкий уровень.

Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста