Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по дошк. педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     С.В. Петерина [17] отмечает, что очень важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни,  в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх,  в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

     Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Как замечает С.В. Петерина, дошкольники должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляет уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе [17, с. 7].

     Самым главным в моральном облике человека является то, как он поступает в  тех или иных случаях, иными словами его моральное поведение. Что же это такое?

     Как отмечает С. Якобсон, моральное поведение – это соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии внешнего контроля и принуждения [20, с. 15].

     Все усилия воспитателей в дошкольных учреждениях нередко направлены только на формирование морального сознания. Ребят знакомят с правилами поведения, рассказывают, как себя вести. В воспитательно-образовательном процессе преобладают словесные методы и приемы: указания, замечания, обсуждение поступков литературных героев, назидания и т.д., недооценивается роль эмоций в общей системе усвоения дошкольниками моральных правил, не используются в должной мере этически ценные ситуации, побуждающие к внутренней активности ребенка. В результате у детей не всегда есть возможность реализовать свои знания в поведении, у них не развиваются социальные эмоции сопереживания, сочувствия, гордости за успехи других людей, а главное — у детей не формируется психологическая готовность действовать нравственно по собственной инициативе. Все это приводит к разрыву между знаниями правил морали и умением их применять во взаимоотношениях. Поэтому задача педагогов состоит не только в том, чтобы дать детям определенную сумму моральных знаний о правилах поведения среди людей, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни.

     Как считает Г.П. Лаврентьева, регулировать поведение личности — это, с одной стороны, предоставлять ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, поощрять их, с другой стороны — побуждать личность воздерживаться от нежелательных для общества поступков, осуждать их, разнообразными методами исправлять поведение [10, с. 5].

     По утверждению С. Якобсона, если определенные формы поведения усваиваются только как автоматически закрепленные умения, навыки, привычки без эмоционального отношения, нравственной мотивации, они не способствуют воспитанию нравственного поведения. Может оказаться, что воспитанный ребенок, попав в непривычные для себя условия, тут же растеряет все навыки и будет вести себя самым неожиданным образом. Чтобы не попасть в плен нравственного формализма, необходимо видеть конечную цель воспитания [20, с. 15]. Цель эта — выработка у ребенка внутренних механизмов саморегуляции поведения, превращение внешних требований, предъявляемых воспитателями, во внутренние мотивы поведения. Эта задача чрезвычайно сложная. Решение ее начинается с самого рождения ребенка и продолжается на всем пути становления его как личности.

     Активное  умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

      В таблице 3 (см Приложение) представлена сущность составляющих элементов культуры поведения, задачи воспитания и их постепенное усложнение.

       Таким образом, рассматривая теоретические аспекты формирования культуры поведения, можно отметить, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения.

     Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный и ценный период для воспитания у дошкольников культуры поведения.          

        
 
 
 
 
 
 

     1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков

     Культурно-гигиенические  навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [7, с. 31].

     Наряду  с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место  в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

     К культурно-гигиеническим навыкам  относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурой приема пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [7, с. 41].

     Физиологической основой культурно-гигиенических  навыков и привычек является образование  условно-рефлекторных связей, выработка  динамических стереотипов.

     Культурно-гигиенические  навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как  дети приучаются выполнять установленные  в обществе правила, соответствующие  нормам поведения.

     На  формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

     Прочность, гибкость навыков и привычек зависит  от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

     Особое  внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных  с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

     Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

     Наиболее  успешно гигиенические навыки формируются  у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

     В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, возбудимость нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости и небрежности.

     Важным  фактором воспитания является коллектив  сверстников, где дети наблюдают  положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях [2, с.76].

     Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано  с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей  приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

     В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и  общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.

     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  включает широкий круг задач, и для  их успешного решения рекомендуется  использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности [2, с.76].

     В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного  содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

     В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены  на протяжении периода дошкольного  детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

     Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для  этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

     Навыки  у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).

     На физкультурных занятиях перед выполнением общеразвивающих упражнений можно рассказать детям о пользе тех или иных движений; о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе; о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом. Во время трудовой деятельности в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например, воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем. Детям следует напоминать также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне.

     Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила  общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для  того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей [2, с.77].

Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста