Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по дошк. педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Фея. И танцуют дети в этом городе очень вежливые танцы, знают дети здесь и стихи о вежливости.

     (дети  читают стихи)

     Ежели вы вежливы

     И к совести не глухи,

     Вы  место без протеста

     Уступите  старухе.

     Ежели вы вежливы

     В душе, а не для виду,

     В троллейбус вы поможете

     Взобраться  инвалиду.

     И ежели вы вежливы

     Поможете  вы маме

     И помощь ей предложите

     Без просьбы – то есть сами.

     И ежели вы вежливы

     То  в разговоре с тётей,

     И с дедушкой, и с бабушкой

     Вы  их не перебьёте.

     И ежели вы вежливы,

     Тому, кто послабее,

     Вы  будете защитником,

     Пред  сильным не робея.

     (С.  Маршак) 

     Добрые  слова

       Добрые слова не лень

     Повторять мне трижды в день.

     Только  выйду за ворота,

     Всем  идущим на работу:

     Кузнецу, врачу, ткачу –

     «С  добрым утром!» я кричу.

     «Добрый день!» - кричу я вслед

     Всем  идущим на обед.

     «Добрый вечер!» - так встречаю

     Всех, домой спешащих к чаю.

     (О.  Дриз) 

     Простите

         Папа разбил драгоценную вазу.

     Бабушка с мамой нахмурились сразу.

     Но  папа нашёлся: взглянул им в глаза

     И робко и тихо «Простите» сказал.

     И мама молчит, улыбается даже.

     - Мы купим другую, есть лучше  в продаже…

     «Простите!»  казалось бы, что в нём такого

     А вот ведь какое чудесное слово!

     (В.  Юсупов) 

     Солнышко  ясное встало,

     - Доброе утро! –

     Сказало.

     - Доброе утро! –

     Кричу я прохожим,

     Весёлым прохожим,

     На  утро похожим…

     Но  если проснёшься,

     А дождик в окно

     Стучит  да стучит

     И без солнца темно?

     Доброе  утро,

     Придумано мудро:

     - Доброе утро!

     (В.  Коркин) 

     Фея. Живёт в моём сказочном городе доктор, но не обычный. Сейчас он придёт и будет вас лечить.

     Входит  врач (воспитатель). Врач приглашает всех на общий танец (по выбору музыкального руководителя), затем вручает детям  сувениры. Фея помогает.

     Фея. Ну что, гномы, понравилось вам в  моём городе Вежливости? Теперь я должна увезти вас в лес. Вы обещали не проказничать в лесу, беречь его, становитесь  под мой волшебный летающий зонт. Полетели!

     Гномы прощаются с жителями города, «улетают». 
 

     Конспект занятия «В мире вежливых слов»

     Программное содержание:

     1. Продолжать знакомить детей с  правилами поведения, дать понятие,  что такое вежливость.

     2. Учить вежливому общению, используя  вежливые слова.

     3. Воспитывать у детей желание  быть культурным и вежливым человеком.

     Предшествующая  работа:

     с детьми уже проводились занятия-беседы, игры, этюды, педагогические ситуации о культуре поведения и общения.

     Подготовка  воспитателя:

     - ознакомилась с литературой ;

     - подготовила атрибуты к сказке;

     - написала конспект.

     Материал: плоскостные фигурки деревьев, дома, зверей; кукла; фланелеграф.

     Ход занятия.

     Дети  сидят полукругом.

     - Каждый день вы встречаете  множество людей на улице, в  детском саду, в театре, во дворе  и т.д. важно, чтобы ни один  из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.

     Культурный  человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми  и с незнакомыми людьми. Ему  всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в  его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.

     «Ничто  не обходится нам так дешево и  не ценится так дорого, как вежливость» - эти слова вы должны всегда помнить.

     - Какие вежливые слова вы знаете? (будьте добры, пожалуйста, разрешите,  простите, позвольте и т. д)

     Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурья.

     - Сегодня в гости к нам пришла кукла Маша. Она шла через лес и заблудилась, попала к нам. Давайте поможем ей найти дорогу к дому.

     Обращаю внимание детей на фланелеграф.

     Маша. Ребята, помогите мне попасть домой!

     Ведущий. Маша, ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как нужно попросить. (Дети подсказывают слова «пожалуйста»)

     Маша  повторяет свою просьбу вежливо.

     Ведущий. Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила на тропинке медвежонка. (Действие показывается на фланелеграфе).

     Маша. Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.

     Ведущий. А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

     Дети  помогают Маше вежливо попросить  медвежонка: «Медвежонок, позволь мне, пожалуйста, пройти».

     Медвежонок. Проходи, пожалуйста, Маша.

     Ведущий. Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько цветов красивых, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вокруг на верхушках деревьев она увидела белочек.

     Маша. Попрошу-ка я их помочь своей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались помочь? Вспомню ка я слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!

     Белочка. Здравствуй, Маша. Мы живём рядом с твоим домом на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.

     Ведущий. Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве  и вышла на тропинку. А вот и  дом!

     Маша. Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.

     Ведущий. Ребята, почему Маша решила, что эти слова – волшебные? Как ещё мы называем эти слова? Назовите мне их. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни. 
 
 
 

     Конспект  занятия  «Культурный человек»

         Вы не раз слышали. Как кто-то говорил: »Это – культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек некультурный».

     - Как вы думаете, кого называют  культурным? (Ответы детей)

     Давайте вместе сочиним небольшой рассказ  об утре культурного человека. Я  начну, а вы продолжите.

     Воскресный день, мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать. Вы уже проснулись, но вставать не хочется.

     - Доброе утро! – улыбается мама.

     Вы  отвечаете, как?...

     - Прошу к столу, завтрак готов, - приглашает вас мама.

     Вы  встаёте с постели, а дальше что  происходит?... (другой вариант: сначала заправляете постель, затем умываетесь, одеваетесь, идёте к столу. А за столом сидят члены вашей семьи. Вы садитесь за стол и …)

     - Что вы делаете дальше? Какие  правила поведения за столом  вам уже известны?

     А дальше вы завтракаете, встаёте и идёте заниматься своими делами. Так? (Нет). А как должен поступить культурный человек? (Поблагодарить за заботу о себе, помочь убрать посуду, может быть даже вымыть её.)

     Почему  вы должны это сделать? Потому, что  культурный человек – это прежде всего хорошо воспитанный человек. Уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.

     Грязь в доме, подъезде, комнате, мусор  на площадке, плохие слова на стенах, разбитые стёкла, испачканные лифты  – всё это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами. Более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чистотой не только в доме, но и в своей одежде. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричёсанные волосы. Грубые слова, как вы назовёте такого человека?

     Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности, но вот, как быть с отсутствием пуговиц и пятнами на одежде, если они неожиданно появились, что вызывает у вас чувство неловкости, стыда. Этого человека мы можем назвать некультурным? (Нет). Потому, что он испытывает неловкость за свой неаккуратный вид.

     Можем ли мы назвать культурным человека в следующей ситуации. Мальчик  аккуратно одет, причёсан, поздоровался, выйдя за дверь пнул ногой котёнка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом и не уступил ей место. (Нет). Культурный – это, прежде всего чуткий, добрый, вежливый, заботливый человек, который переживает за свои недостатки и старается их исправить.

     Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.

     Один  из героев известного вам мультфильма  показался мне довольно культурным, воспитанным, и я пригласила его к вам в гости. Прежде чем появиться перед вами, он попросил загадать вам песенку-загадку. Послушайте и скажите. Герой, какой сказки придёт к вам сегодня и о, каком главном качестве культурного человека он поёт в своей песенке. (Дети слушают песню «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

     «Если добрый ты – это хорошо, а когда  наоборот – плохо», - поёт кот Леопольд. Какие слова кота Леопольда хорошо запомнились вам?

     - Ребята, давайте жить дружно! –  в каждой серии он просит  мышей.

     (Дети смотрят отрывок из мультфильма. Можно обыграть эту ситуацию, предложив игрушку кота).

     Вы  знаете, что кот Леопольд – герой  мультфильма. Но ситуации, показанные в мультфильме часто бывают в  жизни. Послушайте песенку мышей  «В доме 8/16» сл. В. Савельева, муз М. Пляцковского и скажите, за что же мыши не любят кота.

     (Звучит  песня).

     Что вы можете сказать о коте? (Добрый, вежливый, внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный).

     Как можно охарактеризовать главного героя  кота по уровню его культуры? (Он культурный).

     А какую характеристику вы дадите мышам? (Коварные, злые, хвастливые, хитрые)

     Когда мыши стараются из-за своей вредности  придумать какую-нибудь пакость  Коту, он ругается, кричит, возмущается, ссорится с ними? (Нет). Как он поступает? Тактично, доброжелательно, потому что он воспитанный, культурный Кот, терпеливо учит мышей доброте. И им становится стыдно.

     Кот Леопольд прислал вам задание. Выполнив его, можно ответить, каким нужно  стремиться стать, чтобы вас считали  культурным человеком? Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.

Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста