Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по дошк. педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     …Коля радовался весеннему солнцу, тёплому  ветерку, он вышел на прогулку. Здорово  было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла. и нет луж. Можно  скакать по площадке. Где бы взять прутик для игры? Коля огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нём набухли, вот-вот на нём появятся зелёные листочки. Коля подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Коля недовольно махнул рукой на деревце и пошёл играть к ребятам.

     …Миша вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень  огорчился. Какой же злой человек  испортил эту красоту? – подумал  Миша. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о доброте мальчика…

     Детям предлагают придумать игровую ситуацию, в которой действуют Кот – учитель, мыши – ученики. Роли выбирают 3 участника по желанию, обыгрывают одну ситуацию, затем меняются ролями в другой ситуации. Остальные дети –жюри решают, какая из мышей первой правильно разрешит ситуацию.

     Культурный  человек всегда старается выглядеть  аккуратно, для этого в сумке  или портфеле он носит с собой  необходимые вещи.

     Для чего нужны нам эти вещи?

     Кого  мы называем культурным человеком?

     Посмотрите  на картинки и скажите, кого бы вы назвали  культурным человеком и почему?

     Детям показывают иллюстрации из книг, открытки, репродукции художественных произведений с изображением различных поведенческих  ситуаций.

     Домашнее  задание. Нарисовать ту сцену из мультфильма, которая больше всего запомнилась, или придумать свою сцену с героями мультфильма «Кот Леопольд и мыши». 
 

     Консультация  для родителей  на тему «Воспитание  навыков культуры поведения и общения»

     Обучение  детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками. С воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

     Каковы  же пути и средства воспитания у  детей культуры общения?

     В детском саду маленькому ребёнку  прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.

     По  мере взросления ребёнка, расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: как вести себя на занятиях; как вести себя на улице, в транспорте; как вести себя во время разговора с взрослыми и сверстниками; правила вежливости и т.д. Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным.

     Если  родители требуют, чтобы ребёнок  благодарил за услугу, вежливо обращался  с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.

     Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры.

     Четырёхлетнему  ребёнку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность друг другу.

     - Прежде чем войти, не забудь  спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом  вежливо скажи: «Дайте, пожалуйста…»  Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори  чётко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.

     Эти же требования для ребёнка постарше не звучат столь прямолинейно, а  выражаются в форме вопросов «Прежде  чем войти к соседям, что нужно  сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-то разговаривает, как ты поступишь?»

     Когда ребёнок выполнит поручение, можно  спросить его: «Расскажи. Как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» это побуждает  его проанализировать собственное  поведение.

     Только  убедившись в том, что ребёнок  знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения. Чем младше ребёнок, тем меньше он способен контролировать своё поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает ему об их выполнении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдём умываться. Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьём рук, чтобы не замочить рукава?» подсказывая как надо поступить, он как бы программирует эти действия, предотвращая отрицательные проявления.

     Дети  среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив. Проверь , всё ли ты сделал как надо. Посмотри на себя в зеркало, всё ли у тебя в порядке».

     Руководя  поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызывали сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учёт индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательным тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим! Полагается называть взрослых на «вы»». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вёл себя не хорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвёртом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вёл?» Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребёнка, предусматривать уважение к нему, как к развивающейся личности.

     Маленькие дети не всегда способны вникать в  суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких  случаях родителям необходимо рекомендовать  игровые приёмы.

     Но  использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намёк на неопрятность?! 

     Я под краном руки мыла,

     А лицо помыть забыла,

     Увидал  меня Трезор,

     Зарычал: «Какой позор!» 

     Родителям рекомендуют использовать и такие  произведения, как «Мойдодыр», «Федорино  горе» К.И. Чуковского, «Девочка чумазая» А.П. Барто, «Что такое хорошо, что  такое плохо» В.В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и многие другие.

     Хорошо  действуют на ребёнка к месту  сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто  сами употребляют пословицы.

     Детям среднего и старшего дошкольного  возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых, к покою, удобству, отдыху окружающих и т.д.

     Родители  должны помочь уяснить, почему воспитанный  человек поступает так, а не иначе.

     Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. И  родители широко используют. Формируя положительное поведение ребёнка, пример друзей. Сила примера в его  наглядности и конкретности. Особенно действенен пример в сочетании со словом взрослого: «Антон поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил гостю сесть». Воздействие от такого приёма усиливается, если ещё и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо», «Это по-товарищески», «Можно гордиться поведением Жени».

     Руководя  поведением детей, важно подходить  к этому творчески, что проявляется  в умении понимать ребёнка и находить решения в выборе средств воздействия. В любом случае, взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые - лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку.

     Для прочного усвоения знаний необходим  контроль за поведением ребёнка в  игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении  со сверстниками и взрослыми. Однако, контроль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается», «Извинись», «Уступи», «Проверю, как ты себя будешь вести» и т.д.

     Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения и общения, то будут вести себя так, как их учили, и в отсутствии взрослого. 

     Правила культуры общения 

     1. Пользуйся словами вежливого  обращения: «Здравствуйте», «До свидания»,  «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.

     2. Будь приветлив и вежлив со  всеми взрослыми

     3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся  в их разговор

     4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных  местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля. Демонстрации кинофильма

     5. Умей выслушать товарища, не перебивая

     6. С уважением относись к труду  и отдыху старших, не мешай  взрослым, не шуми, не капризничай

     7. Уступай в транспорте место  взрослым и малышам

     8. Подай стул или уступи место  вошедшему взрослому

     9. Подними и вежливо подай обронённый  кем-то предмет

     10. Мальчикам: пропускай вперёд девочек  в транспорт, в помещение

     11. Помоги малышу или сверстнику  надеть пальто, застегнуться, повязать шарф

     12. Делись с товарищами игрушками,  книгами; играй дружно

     13. Умей признать, что был неправ

     14. Старайся уступить товарищу в  споре, игре, помочь ему договориться  с ним. 

Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста