Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по дошк. педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Также из таблицы видно, что лучше всего  у детей развита культурно  – гигиенические навыки, а меньше всего – культура общения со сверстниками.

     Таким образом, результаты экспериментальной  работы позволили нам выявить  исходный уровень сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

     Анализируя  результаты констатирующего эксперимента мною была намечена главная цель формирующего эксперимента – создание условий  для формирования культуры общения  детей со сверстниками.

       Педагогический процесс был выстроен таким образом, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики. Например, каждое занятие включало в себя программу по развитию речи и речевой культуры, при этом осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку. В работе были использованы игры и занятия, предложенные Н. П. Ивановой, М.А. Михайловой, Т.Н. Николаевой, С.И. Ларионовым, С.О. Николаевой и др., а также авторские игры и занятия, например: «Оживи картинку», «Нарисуй маску», «Азбука вежливости», «Чем порадовать маму», сюжетно – ролевые  игры «Парикмахерская», «Путешествие», «Не забывай о товарищах», «Нечаянно и нарочно», «Вечер развлечения».

     В начале обучения дети, находящиеся на низком и среднем уровне сформированности навыков культурного общения (Тимофей Д., Егор Ш., Максим К., Кирилл Л.) очень часто конфликтовали, порой отказывались брать на себя роль в игре, не хотели участвовать в этюдах. Причина крылась в том, что дети плохо знали о поведении того персонажа, который выступает прообразом роли, а также не знали правил поведения и общения в данных ситуациях. Остальные дети (Ваня С., Алеся С., Женя У.) общались культурно, однако в некоторых ситуациях они затруднялись употреблять речевые обороты, применять нужный жест, в силу того, что знаний и практических умений было не достаточно.

     Для повышения интереса к данным видам  деятельности применялись яркие, красочные  пособия и атрибуты: карточки с  изображением различных эмоциональных состояний, с изображением жизненных ситуаций; предметные и сюжетные картинки; костюмы и атрибуты, используемые в этюдах и сюжетно-ролевых играх; иллюстрации к сказкам и рассказам и др.

        Кроме того, была проведена разъяснительная работа среди родителей для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных консультациях мы старались убедить родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования, которые выдвигают воспитатель в детском саду, следить, чтобы ребёнок, разговаривая, вёл себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах. Общаясь, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен. Этим работа с родителями не ограничилась. В родительском уголке повесили информацию на тему «Воспитание навыков культуры поведения», оформили папку-передвижку «С каждым днем мы взрослеем, мы растем».

     Для выявления эффективности формирующего эксперимента была проведена повторная  диагностика. На контрольном этапе  использовалась методика констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента отображены в таблице 2.(см в Приложении)

     Поведение детей при повторной диагностике  значительно изменилось. Они вели себя более уверенно, раскованно, использовали речевые обороты, связанные с этикетом общения. Изменилась манера общения и у Максима К.: он часто обижал своих друзей, отнимал у них игрушки, если его не брали в игру, то он не давал играть другим детям, к взрослым иногда обращался на «ты», интонация в голосе звучала грубо. По окончании эксперимента он был не узнаваем: кивал головой при встрече и говорил: «здравствуйте», стал уступать место девочкам, предлагать дружбу мальчикам, с которыми часто конфликтовал, старался сдерживать обещания. Кирилл Л. был хмурым, необщительным мальчиком, даже если он высказывал свою просьбу, то мимика его лица оставалась нахмуренной, слова приветствия он произносил пренебрежительно, холодно. Дети зачастую игнорировали его. После же у мальчика созрело понимание значения различных эмоций в общении с людьми. Как показали наблюдения, он начал пользоваться невербальными средствами общения, причём соответственно конкретной ситуации. Мальчик стал более общительным.

     Таким образом, в результате контрольного эксперимента отмечен следующий уровень сформированности навыков культуры поведения у детей: 50% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения и 50%  - средний, низкий уровень ни у кого из детей не наблюдается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД

       Итак, проблемой воспитания и формирования культуры поведения детей дошкольного возраста  занимались  ведущие   психологи   и   педагоги  - Л.И. Божович, В.А. Горбачова, Т.Е. Конникова, С.В. Петерина, С.Г. Якобсон и др. Они обнаружили, что в младшем дошкольном возрасте дети воспринимают правила как конкретные требования, направленные только к каждому лично. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже соотносит свое поведение с поведением товарищей, но правило как таковое становится объектом осознания лишь у немногих детей. Только в старшем дошкольном возрасте происходит сознательное выделение правила и на основании этого вырабатывается дифференцированное отношение к своему поведению и поведению товарищей, правило уже воспринимается детьми в обобщенном виде. Поэтому формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

     Изучив литературу по данной теме, можно определить  понятие культуры поведения дошкольника как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

     Культура  деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

     Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

     Дети  в среднем, а особенно в старшем  дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

     Важный  показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

     Культура  общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

     Культура  общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

     Культурно-гигиенические  навыки - важная составная часть  культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

     Педагоги  и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его дальнейшей жизни.

     Воспитание  у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

     Взрослый, вовлекая ребенка в совместную деятельность, помогает ему формировать культуру поведения. В этом помогают, с одной стороны, эмоциональная включенность взрослого в процесс занятия, что определяет его привлекательность, с другой – целенаправленные вопросы обращают внимание ребенка на то, что он делает, способствуют осознанию и пониманию собственного поведения. Следовательно, для осознанности поведения, формирования культуры поведения необходимы поддержка и участие взрослого.

     Регулировать поведение личности – это, с одной стороны, предоставлять ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, поощрять их, с другой стороны – побуждать личность воздерживаться от нежелательных для общества поступков, осуждать их, разнообразными методами  исправлять  поведение. 
 
 
 
 
 
 

                           

                       

Список  использованной литературы

    1.  Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.

    2.  Богина  Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

    3.  Бархатова Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. 1989. - № 11.

    4.  Ветлугина  Н.А. Музыкальное воспитание в  детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 20 с.

    5.  Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. – М.: Знание, 1989. – 62 с.

    6.  Ерофеева Т.Н. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - №5. – М.: Дошкольное воспитание, 1980. – 75с.

    7.  Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – 255 с.

    8.  Козлова, С. М. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних     педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп / СМ. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

    9.  Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.,  2001. – 100с.

    10.  Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – К.: Радянська школа, 1988. – 128 с.

    11.  Лашкова  Л. Формирование коммуникативных  качеств у детей старшего дошкольного  возраста // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3. – С. 34 – 39.

    12.  Логинова  В.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2004. – 244 с.

    13.  Малетина  Н. Комплименты? Да! // Дошкольное  воспитание. – 1999. - № 4. – С. 19 –  25.

    14.  Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. – М.: Педагогика, 1993. – 342 с.

    15. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

    16.  Педагогический  словарь в 2 т.: Т.1 / Под ред. И.М.  Кантора. – М.: Академия педагогических  наук РСФСР, 1960. – 774 с.

    17.  Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1986. – 220с.

    18.  Сластенин  В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512 с.

    19.  Якобсон  С.Г. Моральное воспитание в  детском саду. Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Воспитание дошкольника, 2003г. – 110 с.

    20.  Якобсон  С., Воюева Л., Прокофьева Т. Материалы  к программе морального воспитания  детей 5 – 7 лет // Дошкольное  воспитание. – 1999. - № 4. – С. 21 –  26. 
     
     

       

     ПРИЛОЖЕНИЕ 

     Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Ф. И. ребенка Культурно – гигиенические навыки Культура  общения Культура  деятельности Культура  взаимоотношений Средний балл Уровень
Со  взрослыми Со сверстниками Со взрослыми Со сверстниками
Тимофей Д. 3 2 2 2 2 2 2,16 средний
Максим  К. 2 1 1 1 2 2 1,5 низкий
Ира К. 4 3 3 3 4 4 3,5 средний
Кирилл  Л. 5 4 3 5 4 4 4,1 высокий
Денис М. 5 5 4 5 5 4 4,6 высокий
Лиза  М. 5 5 4 4 4 4 4,3 высокий
Кирилл  М. 3 4 3 2 3 3 3 средний
Ваня  С. 5 5 4 5 5 4 4,6 высокий
Алеся С. 5 4 4 5 4 5 4,5 высокий
Илья  Р. 4 3 3 3 3 3 3,1 средний
Женя  У. 4 5 4 5 5 4 4,5 высокий
Егор  Ш. 3 1 1 2 2 1 1,6 низкий

Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста