Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.
2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ……… 6
1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков ………………… 12
1.2. Формирование представлений о правилах поведения …………….. 17
1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения ………….. 20
Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………25
Вывод ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………… 36
Приложение ……………………………………………………………….... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по дошк. педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет имени  П. М. Машерова» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дошкольной педагогике

на тему «Формирование культуры поведения 

   детей старшего дошкольного возраста»

студентки 3 курса 31 группы

педагогического факультета

специальность «Дошкольное образование. Логопедия»

заочного  обучения

Палагнюк  Инны Александровны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Витебск, 2011

Содержание 
 

Введение  ………………………………………………………………………    3

Раздел  1. Анализ понятия «культура поведения» и ее компоненты ………  6

1.1. Формирование культурно-гигиенических навыков …………………      12

1.2. Формирование представлений о правилах поведения ……………..       17

1.3. Формирование взаимоотношений и культуры общения …………..         20

Раздел 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию   

                культуры поведения у детей  старшего дошкольного

                возраста………………………………………………………………25

Вывод ………………………………………………………………………        33

Список  использованной литературы ………………………………………     36

Приложение ………………………………………………………………....      38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Проблема  воспитания культуры поведения относится  к числу проблем поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать воспитывать культуру поведения на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.         

     При воспитании детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях. Дошкольники бережно относятся к природе, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.

В этом возрасте навыки нравственного поведения  детей постепенно переходят в  привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными  представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

     Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке. Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой, действенно-практический компонент личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно.

     Психическое развитие, в том числе и формирование культуры поведения ребенка-дошкольника существенным образом зависит от обучения и воспитания. Поэтому первостепенной задачей является научная разработка содержания, форм и методов педагогического процесса, который обеспечивал бы не только приобретение отдельных знаний и умений, но и формирование способностей и качеств личности.

     Культура  поведения детской личности не может  быть сформирована в результате влияния  изолированных педагогических приемов, в пределах какого-то отдельного отрезка  времени. Она складывается во всех сферах детской жизни, во всей системе взаимоотношений, связывающих ребенка с окружающими детьми и взрослыми. Вот почему исследование педагогического значения различных видов организации детской жизни имеет первостепенное значение для понимания общего процесса формирования культуры поведения ребенка.

        Исследованиями    воспитания  культуры    поведения    дошкольников занимались   такие    педагоги, как   Л.Б. Волченко [5], Т.Н. Ерофеева   [6],    И.Н. Курочкина [9], Г.П. Лаврентьева [10], С.В. Петерина [17], С.Г. Якобсон [20] и др.

     Методологическую  основу исследования составили положения  о нравственности и нравственном воспитании личности, раскрытые в  работах Н.В. Архангельского, Л.И. Божович, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Г. Якобсон, А.М. Виноградовой и др.

    Исходя  из вышеизложенного, были сформулированы: объект, предмет, цель исследования, обозначены задачи работы.

     Объект  исследования: процесс формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет исследования – педагогические условия воспитания культуры поведения.

     Цель  исследования: изучить содержание, средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Для этого рассмотрим следующие задачи исследования:

     1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста и особенности их развития.

     2. Изучить педагогические условия и методы формирования культуры поведения у дошкольников.

           3. Выявить особенности навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

          В качестве методов исследования использовались: 1) анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования; 2) подбор и анализ методов формирования навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

       Структура курсовой работы: введение, два раздела, вывод, общий объем работы (54 страницы), список использованной литературы (20 источников), приложение, ключевые слова: культура, культура поведения, культура деятельности, культура общения, культурно – гигиенические навыки, правила поведения. 

РАЗДЕЛ  1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

       Проявлением общей культуры человека в его действиях, отношениях, поступках, затрагивающих интересы других людей и выражающих степень его уважения к их человеческому достоинству, является культура поведения.

     В педагогическом словаре культура поведения  определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в  обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [16, с. 502].

        Подлинная культура поведения, как отмечает Л.Б. Волченко, базируется на научном мировоззрении, знаниях об окружающем мире, обществе и человеке, на нравственно и эстетической культуре, включает культуру чувств, речи и внешнего вида людей [5, с. 21].

     Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

     Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам [17, с. 6].

     Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [1].

     В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, как культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура [18].

     И.Н. Курочкина определяет культуру поведения  как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и  эстетические нормы, принятые в обществе [9].

     Я взяла за основу определение «культура поведения» данное педагогом С.В. Петериной. Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

     В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:

     - культура деятельности,

     - культура общения,

     - культурно-гигиенические навыки  и привычки [3].

     Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности — естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

     Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

     Культура  общения, отмечает С.В. Петерина [17], предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. С.В. Петерина замечает, что овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх,  в значительной мере предотвращает между ними конфликты [17, с. 6].

          Исследования Т.И. Бабаевой [1], И.Н. Курочкиной [9] показали, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать нужную книгу). У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания.

     В.И. Логинова [12], Л.Ф. Островская [15] называют следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно- печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.

     Н.А. Ветлугина [4] и Т.Г. Казакова [7] выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей.

     С.В. Петерина [17] с целью формирования у дошкольников культуры поведения предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения педагог считает этические беседы.

Информация о работе Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста