Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

|Нат.           |      |     |     |    |    |     |    |      |

|12.Казаков  Рома|С     |С    |С    |В   |В   |В    |С   |С     | 

      Сравнительный уровень развития музыкальных способностей детей дошкольников "до" и "после" формирующего эксперимента

Проценты 

      Таким образом, проанализировав полученные  результаты, мы пришли к следующим выводам:

  1. Мелодический  слух.

      Дети научились слушать мелодическую  линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией.

Достаточно  точно исполнять мелодию песен  и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

  2. Тембровый  слух.

  Дети  без  особого труда различают   разные тембры, дают им образную характеристику.

  3. Звуковысотный  слух.

  Дети  имеют  более  широкий  диапазон голоса,  умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от  секунды  до  квиты  на различные

слоги.

  4. Чувство  ритма.

      У детей есть опыт работы  с ритмическими заданиями. Умеют   воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без  особого  труда  и напряжения.

  5. Музыкальная  память.

      Дети имеют достаточно большой  багаж памяти  музыкальных   произведений.

Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок,  характер и образ музыкального произведения.

6. Творческие  навыки.

        Творческие навыки не вызывали  у детей затруднения. В сочинениях  детей присутствовало  разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами  выразительности мелодии – ритмического  строения, динамики,

своеобразия движения мелодической линии.

  7. Музыкальное  движение.

      При выполнении задания  у  детей  отмечено  разнообразие   движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к  данному  виду деятельности,

желание  заниматься  творчеством, испытывая  при  этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом. 

Заключение 

      Теоретическое изучение проблемы  исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы  и позволили сформировать следующие выводы:

1. Конкретизировано  понятие "музыкальные способности", которое было выбрано в качестве рабочего.

2. Выделены  компоненты  музыкальных  способностей  (музыкальный  слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное  движение,  творческие навыки),  критерии  оценки   музыкальных   способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.

3.  Разработана  технология  развития музыкальных способностей   детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя II этапа.

  I этап: развивающий – направлен на  накопление умений и  навыков   развития музыкальных способностей, формирование  интереса  к  дальнейшей  музыкальной

деятельности.

  II этап: репродуктивно – творческий – носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное  использование  опыта  музыкальной

деятельности. Дети сочиняли,  импровизировали  на  основе  усвоенных  ранее знаний, умений и навыков.

    4. На основе разработанной  технологии  была  составлена  программа музыкального  развития  дошкольников  средствами   музыкального   фольклора, которая может быть использована  в  дошкольных  учреждениях. Научно-методическое  обеспечение данной

программы поможет придать практической деятельности  в  этой  области  более конкретный, целенаправленный и актуальный характер.  Это  является  попыткой

сосредоточить  внимание  педагогов-практиков  на  решении  ключевых  проблем музыкального  развития   дошкольников,   уточнить   структуру,   содержание,

методики  управления педагогическим процессом. 

Спивсок литературы. 

1. Актуальные  проблемы  художественного  воспитания  детей  дошкольного  и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.

2.  Алексеев  В.В.  Русская  народная  песня  в  начальной  школе.  –   Оса: Росстанина-Каме, 1994. – 78 с.

3. Алексеев  Э. Фольклор в контексте современной  культуры.  –  М.,  Советский композитор, 1988.

4. Алякринский  Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.

5. Аникин  В.П.  Детский  фольклор  //  Аникин  В.П.,  Круглов  Ю.Г.  Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.

6. Аникин  В.П. Русские народные  пословицы,  поговорки,  загадки и детски фольклор. – М., 1957.

7. Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх  т.  Т.3.  Перевод.  –  М.:  Мысль 1981. – 613 с.

8. Артемьева  Т.И. Методологический  аспект  проблемы  способностей.  – М.: Наука, 1977. – с.5.

9. Асафьев  Б.В. Избранные статьи о музыкальном  просвещении и образовании.  – Л.: Музыка, 1973.

10. Асафьев  Б.В. О народной музыке / Сост. И.  Земцовский,  А.Кунанбаева.  – Л.: Музыка, 1987.

11. Бахтин  М. От былины до считалки /Рассказы  о фольклоре/.  –  Л.:  Детская литература, 1982.

12. Бессонов  П.А. Детские песни. – М., 1968.

13. Богатырев  П.Г. Вопросы теории народного  искусства.  –  М.:  Искусство  , 1971.

14. Богоявленская  Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

15.   Василенко   В.А.   Детский   фольклор.Русское   народное   поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.

16. Васильцова  З.П. Мудрые заповеди народной  педагогики. –  М.:  Педагогика, 1988. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./.  – М., 1996. с.468.

17. Ветлугина  Н.А. Музыкальное развитие ребенка.  – М., 1968.

18. Ветлугина  Н.А. Музыкальное развитие ребенка.  – М.:  Просвещение  1968  – 415 с.Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. –  Изд.  2-е  –  М., Просвещение, 1982.

19. Виноградов  Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, Иркутск, 1924 вып.2, 1. 55-86.

20. Волков  И.Ф. Творческие  методы  и  художественные  системы.   –   М.: Искусство, 1989.

21. Воспитание  и обучение в детском саду. – М., 1976.

22. Выготский  Л.С. Игра и  ее  роль  в  психическом  развитии  ребенка.  М.: Госиздат РСФСР, 1930.

23. Гольдентрихт  С.С. О природе эстетического  творчества. Изд.  2-е.  –  М.: МГУ, 1977.

24. Горюнова Л. Мир народного творчества.  Музыка  в  школе.  №  1.  –  М.: Просвещение, 1990.

25.  Гошовский  В.  У  истоков  народной  музыки  славян.  –  М.:  Советский композитор, 1971.

26. Громов  Е.С. Художественное  творчество.  Опыт  характеристики  некоторых проблем. – М.: Политиздат, 1970.

27. Гусев  В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и  массового творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 1967.

28. Гусев  В.Е. Эстетика фольклора. –  Л.: Наука, 1967. 

        Давлетов К.С. Фольклор, как вид  искусства. – М., Наука, 1966. –  с 357 

29. Дети  и игра. – Курьер Юнеско, 1980, №  2.

30. Детский быт и фольклор. Сборник /Под ред.  О.И.  Капица.  – Л.:  Изд-во

   Гос. Рус. Географич. общества, 1930.

31. Детский  фольклор: Примерная программа для  фольклорных и  этнографических

   кружков. – М.: ВНМЦ, 1987.

32. Дмитриева   Н.А. Вопросы эстетического воспитания. – М., 1959 Домострой. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. – с.1

Земцовский  И.И. Народная музыка и современность. – М.,1977. – с. 49- 50

33. Иванов  В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. – Киев, 1977.

34. Искусство  в жизни детей / Опыт  художественных занятий  с младшими школьниками. Книга для учителя: Из  опыта  работы/. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.

35. Как определить и развить способности ребенка?  – Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996. – 426.

36. Как  развивать и воспитывать способности у детей /Книга  для  родителей/.– М.: АПН РСФСР, 1968.

37. Капица  О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.

38. Картавцева  М.Г. Школа русского фольклора.  М.: МГИК, 1994 – 72 с.

Картавцева  М.Т. Многоголосие в классах  сольфеджио. – М.,  1972;Развитие творческих навыков на уроках Сольфеджио. – М., 1978.

Картавцева  М.Т. и Коряжкина Е. Колокольцы –  бубенцы. – М., 1991.

39. Картавцева  М.Т. Развитие творческих навыков  на уроках сольфеджио. –  М.: Музыка, 1978.

40. Колпакова  Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.-Л., 1962.

41. Комарова  Т.С. Дети в мире творчества  – М., 1995.

42. Крутецкий  В.А. Психология. – М., 1980.

43. Ксендзовская А. Народное  творчество в воспитании детей /опыт работы/.//Дошкольное воспитание. – 1981. - № 2.

Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьба. – М., 1962. –  с.   311.

44. Левин  В.А. Воспитание творчества. –  М.: Знание, 1977.

Линева  Е.Э. Жива ли народная песня? // Русские  ведомости. – 1903.

45. Линькова  Н.П. Игры, праздники и воспитание  способностей – М., 1969.

46. Литвин  Э.С. К вопросу о детском  фольклоре //Русский фольклор:  Материалы и исследования. – М.-Л.: АН СССР, 1958.

47. Ломпшер  И., Гулаш  Р.  Развитие  способностей  //Психологические  основы

   формирования личности в педагогическом  процессе. – М., 1981.

48.  Маланина  Н.  Танцевально-игровое  творчество старших дошкольников.

   //Дошкольное воспитание. – 1986. - №  1.

49. Мельников  М.Н.  Детский  фольклор  и   проблемы  народной  педагогики  //

   Сибирский фольклор. Вып. 2. – Новосибирск, 1971.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с.

50. Науменко  Г. Русское  народное  детское   музыкальное  творчество.  –   М.,

   Советский композитор, 1988.

51. Овяинников  В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность  как  фактор

   творческого развития человека: Монография. – М.: Высшая школа, 1984.

52. Покровский  Д.В. Фольклор и музыкальное  восприятие //  Восприятие  музыки

   / Сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980.

53. Померанцева  Э.В. Детский  фольклор  \/  Русское  народное  творчество  /

   Сост. Богатырев В.Г. и др. – М.: высшая школа, 1966.

54. Попова  Т.В. Основы русской народной  музыки. – М.: Музыка, 1977.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора