Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли»
или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.
Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре.
Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается
воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.
Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.
В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического,
интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в
каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания,овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения
одновременно.
Эмоциональное восприятие
Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления
традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией [44,c.15].
Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий.
Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое
различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».
Фольклорное искусство,
Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно,возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-
исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает
раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.
В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления [44,c.15].
Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при
исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные традиционные обряды и тот репертуар, который может быть исполнен детьми. Однако сам праздник
(например,
«Масленица») зависит от
Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию
детей. Принцип народной педагогики, в частности, состоит в передаче устной традиции детям и подросткам. Педагогика народной школы должна учитывать данную особенность. Фольклор значительно расширяет владение украинским языком(вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки
народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.
Детские песни поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора[54,c.18].
Импровизационная основа
фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности.
Сейчас в ряде детских хоров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию
творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных работах изложена методика импровизации на основе комбинирования в
одноголосии (например — на интонациях народного песенного трихорда), а также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на
заданные ритмы и т.д.).
Таким образом, творчество
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ФОЛЬКЛОРА
2.1.
Характеристика музыкальных
способностей детей
старшего дошкольного
возраста
Опытно-экспериментальная
На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент
предусматривал решение следующих задач:
1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
2. определить средний уровень музыкального развития, сформированного в стихийном опыте.
Для решения первой задачи
нами были выделены компоненты,
критерии,показатели и уровни, которые
представлены в таблицах 1,2.
Компоненты развития
|Компоненты музыкальных |Критерии оценки компонентов музыкальных |
|способностей
|способностей
|I. Музыкальный слух. |Чистое интонирование мелодической линии, |
|
|чувство лада.
| |Владение широким диапазоном голоса. |
| |Слуховое внимание. |
|II. Музыкальная
память.|Запоминание,
|
|музыкального материала.
| |Наличие музыкального "багажа" памяти и |
|
|умение им пользоваться.
|III. Чувство ритма. |1.Точность, четкость передачи ритмического |
|
|рисунка.
|IV. Музыкальное |1. Запас танцевальных движений, умений с их|
|движение. |помощью передавать характер того или иного |
|
|образа.
|V. Творческие навыки. |Умение сочинить мелодию, ритмический |
| |рисунок. |
|
|Умение образно мыслить и
|
|чувства в разных видах
| |деятельности (пении, движении, игре на |
| |музыкальных инструментах) различными |
|
|выразительными средствами.
Уровни развития компонентов музыкальных способностей
|Компонент
|Уровни
| |Высокий |Средний |Низкий |
|1.Музыкальный | | | |
|слух | | | |
| |-чистое |-правильное |-не чистое |
| |интонирова-ние |инто-нирование |интони-рование ;|
| |мел. линии; |отдель-ных | |
| |-слуховое |отрывков ; |-отсутствие |
| |внимание; |-улучшение после|диапа-зона |
| |-широкий |повторного |голоса; |
| |диапазон голоса |показа; |-нет слухового |
| |не менее |-небольшой |внимания. |
|
|(6-7 звуков). |диапа-зон голоса|
| | | | |