Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

средством формирования  личности.  Игровую  композицию  можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо  сеяли»

или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен.  Педагог,  режиссер  сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

      Особенность творческих игр в  том,  что  они  предоставляют участникам возможность апробировать себя  в  любой  роли  в  условиях  полной свободы, способствующих установлению  необходимых взаимоотношений с партнерами  по игре.

      Игра оказывает на ребенка   эмоциональное  воздействие,  увлекает  его, вызывает   интерес   к   деятельности.   Это   обстоятельство    усиливается

воздействием  на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

      Известна  особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного  и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому  самовыражению.

В этом плане фольклор как искусство  синкретическое, в котором  исключительно ярко  выражено  игровое  начало, может служить базисной почвой для всестороннего    развития    личности: нравственного, эстетического,

интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой  личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в  виде  задатков  в

каждом. Это наиболее доступный путь к  освоению через  игру  среды  обитания,овладению  поэтическим  словом,  это  форма  самопознания  и   самовыражения

одновременно.

      Эмоциональное восприятие народного  искусства формирует  способность   к сопереживанию. Эта способность почти  утеряна  современным  человеком.  Люди постепенно  отучились  сопереживать,  сочувствовать,   то   есть   отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности,  которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать  это  надо  с  раннего детства.

      Фольклор  как художественная традиция целого народа  совмещает в себе отношение двух диалектических  взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре  выступает  как  форма  проявления

традиции: традиция  живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией [44,c.15].

      Для педагогики  это  имеет  принципиальное значение с точки  зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в  традиции своего  народа, путем   приобщения   к   коллективным   формам   песнетворческих занятий.

Коллективность  в фольклоре как эстетическая категория реализуется  в  полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в  одно  целое

различных индивидуальностей с полным сохранением  свободы личности».

       Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах,оказывает, безусловно,  эстетическое  воздействие  на  восприятие личности.

Однако  это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно,возникает  у ребенка  (да и  взрослого) в момент  участия в творческо-

исполнительском акте. Искусство  фольклора  уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор   помогает

раскрытию,   раскрепощению    личности,    проявлению    ее    потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору  должно  носить  живой, неформальный характер.

        В фольклоре традиционны не  только стиль  и  форма,  но  и  содержание, система  образов,  сам  принцип  отражения  окружающей  жизни.  До  сих  пор некоторые  фольклорные  традиции  живут  и развиваются,  особенно  в   ряде  регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в  прошлые  века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения  социальных условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий  организм,  система творческого мышления народа, выработанная  вековыми  традициями.  Необходимо тонкое проникновение в саму сущность  фольклорного  материала,  в  глубинные слои народного художественного мышления [44,c.15].

      Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей.  Обучение  музыкальному  фольклору при соблюдении устойчивости  традиций  (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает   многовариативность,   импровизационность при

исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются  основные  традиционные  обряды  и тот репертуар, который может  быть  исполнен  детьми.  Однако  сам  праздник

(например, «Масленица») зависит от активности, фантазии  режиссера,  который будет  ставить  этот  праздник  с  детьми.   Репертуар   масленичных   песен богатейший, выбор огромен, главная же задача  программы  -  дать  канву,  по которой  каждый  педагог-музыкант,  режиссер  или  хореограф   вышьет   свой индивидуальный рисунок [44,c.16].

      Многие фольклорные жанры   заключают  в  себе  не  только  этическую  и эстетическую функции, но и способствуют физическому и  умственному  развитию

детей. Принцип народной педагогики, в частности, состоит  в  передаче  устной традиции детям и  подросткам.  Педагогика  народной  школы  должна  учитывать данную особенность. Фольклор значительно расширяет владение  украинским  языком(вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки,  постановки

 народных  сказок  формируют  и  расширяют  словарный  запас ребенка.

Детские  песни поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть  чувству юмора[54,c.18].

        Импровизационная основа устного   народного  творчества  дает  педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих  способностей,

фантазии  детей. Воображение развивается только  в творческой  деятельности.

Сейчас  в ряде детских хоров сделаны  попытки ввести импровизацию  в  качестве элемента творческого  развития  детей  в  фольклорном  коллективе. Развитию

творческих  навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных работах  изложена  методика  импровизации  на   основе   комбинирования в

одноголосии (например —  на интонациях  народного  песенного  трихорда),  а также импровизации на заданные условия (на  данные  поэтические  тексты,  на

заданные  ритмы и т.д.).

      Таким образом, творчество входит  в обучение через игру,  через   сказку и, главное, формирует творческую личность, которая,  по  мнению  психологов, сможет проявить свои творческие  способности  в  жизни  в  любой сфере практической и художественной деятельности  —  и в математике, и в биологии, и в музыке, и в  живописи.   Теория   «переноса»   творческих способностей  позволяет  нам  надеяться  на   положительный   педагогический эффект,   который   отдален   от   воспитателей    определенным    временным пространством,  но  будет  востребован  если  не  сейчас,  то  в  XXI   векеобязательно. 
 
 

        ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ  МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 

2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 

      Опытно-экспериментальная работа  проводилась в дошкольном учреждении №127г. Севастополя. В эксперименте участвовали 12 детей старшего дошкольного возраста (6г.ж.)

       На   основе   выделенной    гипотезы    констатирующий    эксперимент

предусматривал  решение следующих задач:

   1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;

   2. определить средний уровень   музыкального развития,  сформированного в стихийном опыте.

       Для решения первой задачи  нами были  выделены  компоненты,  критерии,показатели и уровни, которые  представлены в таблицах 1,2. 

                                                                   Таблица 1 

             Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки

|Компоненты  музыкальных |Критерии оценки  компонентов музыкальных    |

|способностей           |способностей                               |

|I. Музыкальный слух.   |Чистое интонирование мелодической линии,   |

|                       |чувство лада.                              |

|                       |Владение широким диапазоном  голоса.        |

|                       |Слуховое  внимание.                        |

|II. Музыкальная  память.|Запоминание, узнавание и  воспроизведение   |

|                       |музыкального материала.                    |

|                       |Наличие музыкального "багажа" памяти и     |

|                       |умение им пользоваться.                    |

|III. Чувство  ритма.    |1.Точность, четкость  передачи ритмического |

|                       |рисунка.                                   |

|IV. Музыкальное        |1. Запас танцевальных движений, умений с их|

|движение.              |помощью передавать характер того или иного |

|                       |образа.                                    |

|V. Творческие  навыки.  |Умение сочинить мелодию,  ритмический       |

|                       |рисунок.                                   |

|                       |Умение образно мыслить и передавать  свои   |

|                       |чувства в разных видах музыкальной         |

|                       |деятельности (пении, движении, игре  на     |

|                       |музыкальных инструментах) различными       |

|                       |выразительными средствами.                 | 
 

                                                                   Таблица 2 

                         Уровни развития компонентов музыкальных способностей

|Компонент      |Уровни                                            |

|               |Высокий         |Средний         |Низкий          |

|1.Музыкальный  |                |                |                |

|слух           |               |                |                |

|               |-чистое         |-правильное     |-не чистое      |

|               |интонирова-ние  |инто-нирование  |интони-рование ;|

|               |мел.  линии;    |отдель-ных      |                |

|               |-слуховое       |отрывков ;      |-отсутствие     |

|               |внимание;       |-улучшение  после|диапа-зона      |

|               |-широкий        |повторного      |голоса;         |

|               |диапазон голоса |показа;         |-нет слухового  |

|               |не менее        |-небольшой      |внимания.       |

|               |(6-7 звуков).   |диапа-зон голоса|                |

|               |                |                |                |

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора