Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам  хотелось  бы  воплотить  в жизнь в наши дни  в  сфере  детского  обучения  и  воспитания:  “…в  области

духовной  деятельности  человека  ограничусь  следующим   замечанием:   душа выражает  себя  или  посредством  телодвижений,   очертаний,   красок,   или

посредством  ряда  звуков,  образующих  пение  или   игру   на   музыкальном инструменте” [65,c.139].

      В  этих  словах  заключено   философское   подтверждение   практическим изысканиям  в   сфере   эстетического   воспитания   детей   с   применением

музыкального  фольклора, намеченное еще в 19 веке.

      Первый опыт углубленной  разработки  вопросов  традиционного  детского творчества  на этнографической основе,  предпринял  крупный отечественный теоретик,  знаток   детского   быта,   профессор   Иркутского   университета Виноградов  Г.С.  На  протяжении  20  лет  он   с   помощью   многочисленных корреспондентов собрал на местах  такое количество  материала по  детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное  учреждение  дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде  статей  и сборников.  Например  –  “Сибирская  живая   старина”,   “Детский   народный календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие [21,c.55].

      Большая роль в деле организации  собирания и популяризации произведений детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году  при Русском географическом  обществе (Р.Г.О.)  была  организована  комиссия  по детскому фольклору, быту и  языку.  В  течение  нескольких  лет  члены  этой

комиссии  собрали более 4000 текстов  песен,  сказок,  загадок.  Капицей  был опубликован  ряд  статей,  большой  сборник  “Детский  быт  и фольклор”   и

несколько   библиографических   обозрений   специальной    литературы.    Ее многолетняя  собирательская,  издательская,  исследовательская  деятельность

обобщена  в труде “Детский фольклор” [43,c.58].

      Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников  М.Н. в 1970  году  опубликовал  большую  теоретическую  работу  “Русский  детский

фольклор  Сибири” [59,c.12].

      В 70-х годах издается “Хрестоматия  русской народной песни” Мекалина  Л.

“Русские  народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися  плетень”  в обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].

      На данный момент сформулировано  определение  фольклора.  Фольклор  (в переводе с английского – “народная мудрость”, “народное знание”) –  народное

художественное творчество:  песни,  сказки,  легенды,  танцы,  драматические произведения,  а  также  произведения  изобразительного  и   декоративно   –

прикладного  искусства.

      К музыкальному фольклору принадлежат  вокальные жанры  (песни,  былины,плачи)  и  инструментальные  жанры  (танцевальные,   наигрыши,   пастушеские сигналы и так далее).

      Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из  глубины  веков.

Причина подобной долговечности лежит в  самой природе фольклора. Одна из  его отличительных  черт  состоит  в  том,  что  фольклор  является  не   столько

искусством, сколько частью самой жизни народа. С  древнейших  времен  музыка сопутствовала человеку, была для него  естественной  необходимостью,  формой

его выражения. Народная музыка создавалась  не  для  слушанья,  она  жила  в действии: игре, обряде,  в  шествии,  в  труде.  Именно  потому  музыкальное

начало  в фольклоре не было отделено от танца, движения,  жестов,  возгласов,мимики. Этой особенностью  народной  культуры  и  объясняется  поразительная жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].

Дети  дошкольного возраста получают  свои  первые  впечатления  от  народного искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального  воспитания

дошкольников  средствами фольклора  достаточно  подробно  разработано  силами сотрудников  НИИ  дошкольного   воспитания   под   руководством   профессора

Ветлугиной  Н.А. [19,c.3].

      Таким образом, великие мысли   русских  просветителей  остаются  весьма актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни  в

условиях  реальных возможностей благотворных перемен  в педагогике,  культуре, искусстве. В эпоху высвобождения  духовных  начал  народа,  его  творческих,

созидательных   сил,   назрела   необходимость   возрождения   и    передачи сохранившихся до наших  дней  ценностей  традиционных  народных  культур,  в первую очередь – подрастающему поколению.

      Таким образом, в последние  годы исследователи  музыкального  фольклора активно писали о “новой фольклорной волне” в  искусстве,  а  в  частности  в

музыке. Увлечение фольклором не случайно и  не дань  моде,  “но  естественное стремление  добраться  до  своих  корней,  чтобы  заглянуть   в   неведомое,

надвигающееся”.    Корней    общих,    неведомыми    историческими    путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации.  “Развитый художественный вкус – ключ, открывающий двери  в  область  прекрасного...  в воспитании музыкального вкуса народно  –  песенная  классика  может  сыграть крупнейшую роль” [44,c.16]. 
 
 

1.3.   Классификация и терминология  детского музыкального фольклора 

      Собирание и изучение музыкального  фольклора на протяжении XIX-XX веков велась  довольно  интенсивно,  но  теоретическое  и   классификация   начали складываться значительно позднее. Вплоть  до  советского  времени  никто  из

исследователей  даже не пытался осмыслить предмет  во  всем  объеме.  Большое значение  музыкальному  фольклору  было  уделено   уже   в   1918   году   в

непериодическом издании «Игра»,  в  котором  ему  отводилось  первостепенное место.   Десятки фольклористов,   этнографов,    педагогов,  литераторов

систематически  собирали и изучали детское  творчество.  По  научному  уровню публикаций, исследований выделяются  труды  Чуковского  К.И.,  Капицы  О.И.,

Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].

 Этим  требованиям  забав  предопределено  игровое  начало  всех жанров детского фольклора. Если тот или  иной  жанр  не  связан  с  игровыми

действиями  ребенка, то  игра  ведется  на  уровне  смысла,  понятия,  слова, звука. Не вызывает сомнений правомерность  выделения  в  детском  фольклоре

поэзии  взрослых,  предназначенной  для  детей.  Это  –  поэзия   пестования

(колыбельные   песни,  пестушки,  потешки,  прибаутки).   Такой   системы   в классификации придерживаются Аникин В.П.  Данная  система  точно  улавливает многосоставность и генезис детского фольклора,  но  не  может  быть  основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора,  отнесенные  им

к третьей  группе  –  собственному  творчеству  детей  (считалки,  жеребьевые скороговорки,  дразнилки,  поддевки)   строятся   на   основе   прямых   или

опосредованных  заимствований из фольклора взрослых.  Это  вынужден  признать сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

      По жанровым признакам в качестве  практической  рабочей  классификации Мельников М. Н.  предлагает делить все детские песни на четыре группы:

     1) песни диалогические;

     2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

     2) песни с припевом;

    4) песни-перегудки.

      Следующая классификация опирается  на открытия Виноградова Г.С., Капицы

О.И., Науменко Г. [62,c.58].

      Все образцы были разделены  на III раздела.

      I – Календарный  фольклор

      II – Потешный фольклор

      III – Игровой фольклор 

      I. Календарный  фольклор 

      В календарный  фольклор  входят  произведения,  связанные  у   детей  с природой, календарными датами или произведения  имеющие  сезонный  характер.

Значительную  его  часть  составляют  заимствованные  у  взрослых   колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский  календарный  фольклор

– заклинания явлениям природы, приговорки  насекомым,  птицам,  животным.  К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не  носят

собственно магического характера, являясь скорее элементами игры.  И  в  той или иной степени связаны только с природой.

      Раздел  детского календарного фольклора –  один  из  самых  поэтических страниц детского творчества. Он  приучает  детей  видеть,  подмечать  поэзию окружающей природы  во  всякое  время  года.  Обусловленность  крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения  и  наблюдения

за ними приобретает в календарном фольклоре  поэтическую окраску,  возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

      Тесно связанный с воззрениями  взрослых данный вид отличается  от  него по своему жанровому составу. Это объясняется  тем,  что  у  детей  он  лишен

магического смысла, ритуальности, обрядности,  характерных  для  взрослых  и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде  всего

игра. По принципу игры  детьми  заимствуется  и  воспринимается  большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения  на  масленницу  и  коляду,

одаривание  за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

      В купальских  песнях  для   детей  привлекательны  сказочность   сюжета,

таинственность  легенд, связанных с праздником Купалы.

      В масленичных песнях  им  близки  короткие  4-6  строфные  миниатюрные

образцы, сходные с детскими дразнилками.

      В детском  календарном   фольклоре  широко  распространены  жанры  как,

например, колядки, веснянки, которые удавалось  записывать  повсеместно,  но

есть  песни  и  уникальные,  записать  которые  в  наше   время   сложно   –

егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

      Некоторые песни хранятся  в   памяти  детей  независимо  от  обрядов  и

праздников, связанные  конкретными  датами.  Так  описание  семицко-троицких

обрядов от детей записать не удалось –  они их не  знают, а семицкие  песни

про березку  поют, не связывая их с праздником.

        К наиболее распространенным  и активным бытующим жанрам  детского

календарного  фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям

природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки

далеких языческих времен: пережитком давно  забытых верований звучит

обращение “ее деток”, которым холодно  и которые просят солнышко выглянуть  и

обогреть, и накормить их. Да и обращение  к ветру, морозу, весне и осени  как

к живым  существам является отголоском древней традиции.

      Близко  к  закличкам   примыкает   еще   один   жанр   –   приговорки,

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора