Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: разработать и экспериментально  апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
      Объект  исследования: процесс музыкально-эстетического развития  детей старшего дошкольного возраста.
      Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора               
1. Психолого-педагогический  аспект развития способностей детей дошкольного возраста       
 1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника 
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
    СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА            
2.1. Характеристика  музыкальных способностей детей  старшего дошкольного возраста      
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников           
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: “…в области
духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или
посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте” [65,c.139].
В этих словах заключено философское подтверждение практическим изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением
музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.
      
Первый опыт углубленной  
      
Большая роль в деле 
комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и
несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность
обобщена в труде “Детский фольклор” [43,c.58].
      
Продолжая исследовательские 
фольклор Сибири” [59,c.12].
      
В 70-х годах издается “
“Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].
      
На данный момент 
художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно –
прикладного искусства.
      
К музыкальному фольклору 
Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков.
Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько
искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой
его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное
начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов,мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].
Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания
дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора
Ветлугиной Н.А. [19,c.3].
      
Таким образом, великие мысли  
русских  просветителей  
условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре, искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих,
созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в первую очередь – подрастающему поколению.
      
Таким образом, в последние 
годы исследователи  
музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое,
надвигающееся”.    
Корней    общих,    неведомыми    
историческими    путями преподававшихся 
от народа к народу, от цивилизации к цивилизации.  
“Развитый художественный вкус – ключ, 
открывающий двери  в  область  
прекрасного...  в воспитании музыкального 
вкуса народно  –  песенная  классика  
может  сыграть крупнейшую роль” [44,c.16]. 
 
 
1.3.   
Классификация и терминология 
детского музыкального фольклора 
      
Собирание и изучение 
исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в
непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов
систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И.,
Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].
Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми
действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре
поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования
(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им
к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или
опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [6,c.26].
По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
2) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
      
Следующая классификация 
О.И., Науменко Г. [62,c.58].
Все образцы были разделены на III раздела.
I – Календарный фольклор
II – Потешный фольклор
      
III – Игровой фольклор 
      
I. Календарный  фольклор 
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.
Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор
– заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят
собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения
за ними 
приобретает в календарном 
      
Тесно связанный с воззрениями 
взрослых данный вид 
магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего
игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду,
одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,
таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные
образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,
например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но
есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно –
егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.
Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и
праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких
обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни
про березку поют, не связывая их с праздником.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского
календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям
природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки
далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит
обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и
обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как
к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки,