Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

|Зад.№6  |-       |-       |8       |67      |4       |33      |

|Зад.№7  |-       |-       |3      |25      |9       |75      |

|Средние           |12 %    |        |36 %    |        |52 %    |

|данные            |        |        |        |        |        | 

   Уровни развития музыкальных  способностей детей в процентном  соотношении

   Проценты 

                         Высокий                             Средний       Низкий 

      Результаты констатирующего эксперимента  позволили  сделать  следующие выводы:

  1. Дети  скованы эмоционально при выполнении  заданий.  Даже  при  наличии внутреннего желания заниматься музыкальной  деятельностью  у  них  нет достаточного объема элементарных знаний, умений,  навыков  необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности;

  2. У  детей на  данный  момент  отсутствует   развитый  мелодический  слух, тембровый слух и высокочастотный. Слабо развито чувство ритма, дети не справились даже  с  простейшими  ритмическими  заданиями,  многим  эти

задания казались непонятными.

  3. Дети  не владеют певческими навыками, имеют узкий  диапазон  голоса,  у них не развита достаточно дикция. При пении дети не  пытаются  слушать себя,  правильно   интонировать   мелодию,   многие   просто   кричат,

захлебываясь  берут дыхание.

  4. У  детей нет активного слухового  внимания  на  восприятие  музыки,  что очень важно  в процессе обучения музыкальным  навыкам  для  достижения

положительного  результата. Дети не научены слушать и слышать музыку, анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности.

5. У  детей нет слухового багажа  произведений музыкального фольклора,  хотя со многими из них они были  ранее ознакомлены,  что говорит о не

разработанности механизмов музыкальной памяти.

       В целом можно констатировать, что музыкальные  способности дошкольников  находятся  в  неразвитом  состоянии. Причина этого, на  наш

взгляд,  в  недостатке  музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя,  неразвитости  специальных музыкальных способностей.

      Несмотря на выделенный низкий уровень знаний,  умений  и  навыков дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к  данной

деятельности  дают основание предположить, что  эти трудности  преодолимы  при осуществлении   правильной   технологии развития данных музыкальных

способностей  на доступном материале музыкального фольклора.

       Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий  с разнообразными заданиями. 

2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников 

      Исходя  из  данных  констатирующего   эксперимента,   мы   разработали технологию  развития  музыкальных  способностей  и   сформулировали   задачи

формирующего  эксперимента.

   1.  Разработать  технологию  развития  музыкальных  способностей   детей дошкольного возраста.

   2.  На  основе  технологии  составить  программу  развития   музыкальных способностей детей.

   3. Осуществлять руководство  музыкальной  деятельностью для достижения более высоких результатов.

        Формирующий эксперимент включал в себя 10 занятий, состоящих  из заданий  на  развитие  слухового  внимания, мелодического, звуковысотного тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального  движения, творческих навыков в  пении, движении,  сочинении.  Занятия  проводились  в форме  игр,  упражнений,  то есть доступной    и   понятной   для   детей деятельности.  Все  занятия формирующего   эксперимента   заимствованы  у Михайловой М.А.

       В процессе музыкального развития  ребенка создавалась ситуация  успеха в музыкальной деятельности. Это послужило  базой  для  развития  интереса  и стремления ребенка к творческому выражению.

       При обучении импровизации в разных видах музыкальной  деятельности наиболее эффективными были  приемы:  прямого  показа  педагога,  объяснения,

иллюстрирования,  анализа продуктов детской деятельности,  обсуждения   и оценки их детьми. Выразительный показ  взрослого  занимал  ведущее  место  в системе обучения детей музыкальным способностям. Он  формировал  правильные представления о  музыкальной деятельности,  о своих собственных задачах.

Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась  полная самостоятельность при сочинении.

       Экспериментальная работа осуществлялась  на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора.

      Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная,  ритмическая,танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.

       Использовался  доминантный   вид  занятия  музыкального,  на   котором ведущей формой проведения была игровая.

  Программа  включала в себя 2 этапа.

       1 этап – развивающий  (занятия  1-5)  был направлен на  накопление навыков   развития   специальных   музыкальных   способностей:   тембрового,звуковысотного  слуха,  чувства  ритма,  музыкальной   памяти,   элементарны  певческих навыков.

       Занятия проходили в нетрадиционных  формах обучения: игр  музыкальных, музыкальных  загадок  и  сказок, что формировало интерес   к дальнейшей

музыкальной деятельности и творчеству.

       2 этап – репродуктивно-творческий (занятия 6-10). Погружение детей в полноценную творческую деятельность,  самостоятельное использование  опыта

музыкально-творческой деятельности.  Ребенок  импровизирует  и  сочиняет  на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

       На  основе  данной  технологии  была  составлена  программа  развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

       Программа развития музыкальных  способностей  оформлена  в таблицу  с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и  насыщенный характер,  что явилось  результатом  динамического нарастания сложности разработанной нами  программы. 

Таблица 5

Программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

I.Муз.-развивающая сказка «Про козлика» 1. Развитие слухового внимания;

Знакомство  с инструментом фортепиано;

Развитие  умения различать звуки по высоте

II.Музык.игра «Угадай чей голосок 2. Умение различать  звуки высокого ,среднего и низкого  регистров.
III.Муз. игра «Прогулка» 3. Развитие чувства  ритма

Знакомство  с музыкальными инструментами

IIII.Песенки «Сорока», «Зайчик» 4. Развитие музыкальной  памяти
IY. « Музык. игра»Бубунчики» 5. Развитие звуковысотных  представлений

Чистота интонирования разных ступеней

Y.Муз. игра «К нам гости пришли» 6. Развитие чувства ритма, развитие музык. памяти
YI.Муз. игра «Кузнечик» 7. Развитие звуковысотного слуха, слухового внимания , образного  восприятия
UIII. «Зайцы» музыкальная загадка 8. Развитие чувства  ритма, умение соотнести характер музыки с изображением на рис
IХ.  «Ах, вы сени» 9. Знакомство  с жанром плясовой
Х.»Дождик» рус.нар  10. Развитие певческих  навыков
     

      

 

      Таким  образом,  проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности, а именно:

   1.  Разработать  технологию  развития  музыкальных  способностей   детей дошкольного возраста.

   2.  На  основе  технологии  составить  программу развития музыкальных способностей детей.

   3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью  для достижения более высоких результатов.

      Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть  органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности,  позволяющем успешно  работать  над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.

       Чтобы проверить  эффективность  разработанной  технологии   развития музыкальных способностей  детей дошкольного возраста,  нами  был проведен

контрольный эксперимент.

2.3. Динамика  развития музыкальных способностей  детей старшего дошкольного возраста 

      Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития   музыкальных   способностей старших дошкольников средствами

музыкального  фольклора  был  проведен  контрольный   эксперимент, который проводился в дошкольном учреждении №127  г. Свастополя.

       Задачи контрольного эксперимента:

   1. выявить динамику развития музыкальных способностей детей дошкольников;

   2.  определить эффективность  разработанной  педагогической   технологии музыкального  развития  детей  дошкольников  средствами   музыкального

фольклора.

      Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Но предполагалось, что дошкольники могут проявить свои музыкальные способности на другом эмоционально слуховом фоне.

      Данные результатов контрольного  эксперимента изображены в таблице №6

                                                                   Таблица 6

Динамика  развития музыкальных способностей

детей дошкольников 

|               |Музыкальный         |Чувство   |Муз. |Муз.|Творч.|

|               |слух                |ритма     |памят|движ|навыки|

|               |                    |          |ь    |.   |      |

|               |темб- |мелод|звуко|3ада|3ада|     |    |      |

|               |ровый |ическ|-высо|ние |ние |     |    |      |

|               |      |ий   |т.   |1   |2   |     |    |      |

|1.Грищенко     |С     |В    |С    |В   |В   |В    |В   |В     |

|Андр.          |      |     |     |    |    |     |    |      |

|2. Белоусова   |С     |В    |С    |С   |В   |С    |С   |С     |

|Лена           |      |     |     |    |    |     |    |      |

|3. Гашева  Ирина|В     |В    |В    |В   |В   |С    |С   |С     |

|4. Качалкова   |В     |В    |В    |В   |В   |В    |В   |В     |

|Юля            |      |     |     |    |    |     |    |      |

|5. Батанина    |В     |В    |В    |С   |В   |В    |В   |В     |

|Катя           |      |     |     |    |    |     |    |      |

|6. Медведева   |В     |С    |В    |В   |С   |В    |В   |С     |

|Саша           |      |     |     |    |    |     |    |      |

|7. Никулина    |С     |С    |С    |Н   |С   |В    |В   |С     |

|Лиза           |      |     |     |    |    |     |    |      |

|8.Зеленина  Лена|В     |В    |В    |В   |    |В    |В   |В     |

|9. Емельянова  |С     |С    |С    |С   |В   |С    |В   |С     |

|Уля            |      |     |     |    |    |     |    |      |

|10.Девятков    |С     |Н    |С    |С   |С   |С    |С   |С     |

|Илья           |      |     |     |    |    |     |    |      |

|11.Горюнова    |В     |С    |В    |В   |В   |С    |В   |С     |

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора