Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: разработать и экспериментально  апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
      Объект  исследования: процесс музыкально-эстетического развития  детей старшего дошкольного возраста.
      Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора               
1. Психолого-педагогический  аспект развития способностей детей дошкольного возраста       
 1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника 
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
    СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА            
2.1. Характеристика  музыкальных способностей детей  старшего дошкольного возраста      
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников           
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
| | |(4 звука); | |
| | |-слуховое | |
| | |внимание | |
| | |отрывочное. | |
|2.Чувство |-четкая точная |-передача |-нет точности |
|ритма. |пере-дача |отдель-ных |пе-редачи |
| |ритмического |элементов рит |ритмичес-кого |
| |рисунка. |мического рис.; |рисунка; |
| | |-улучшение |-нет улучшений |
| | |пока-зателей |показателей |
| | |после |после повт. |
| | |пов-торного |показа. |
| | |показа. | |
|3. Музыкальная |-быстрое |-неточное |-несформирован-н|
|память. |запомина-ние, |запоми-нание и |ость навыков |
|               
|узнавание,      |воспроиз-ведение|запоминания,
|               
|вос-произведение|муз. мате-
| |муз. материала; | |, уз-навания |
| |-наличие муз. |-небольшой запас|муз. мат.; |
| |"бага-жа" |муз. "багажа" |-отсутствие муз.|
| |памяти. |памяти. |"багажа" памяти.|
|4.Музыкальное |-большой запас |-ограниченный |-отсутствие |
|движение. |тан-цевальных |за-пас танц. |запаса |
| |движен.; |движ.; |танцевальных |
| |умение передать |неумение |дви-жений. |
| |ими характер |передать | |
| |образа. |характер образа.| |
|5. Творческие |-умение |-неуверенность в|-отсутствие |
|навыки. |досочинить |сочинении |навы-ка |
| |мелодию, |мело-дии, |сочинения |
| |ритмичес-кий |ритмического |мелодии, ритмич.|
|               
|рисунок.        |рисунка.        
|рисунка.        | 
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента давались
следующие задания.
Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.
       
Детям предложено снять с 
Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания. Экспериментатор исполнял на инструменте
"Колыбельную" в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха
(средний регистр), третью – мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной
загадки  
каждому  ребенку  предлагалось  
угадать,  кто  из   животных   
поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь. 
       
Задание 3  ставило целью определить 
наличие  у  детей  
       
Детям предложено повторить 
голоса.
Задание 4 ставило целью выявить наличие у ребенка музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу.
Детям задавался вопрос о том, какие они знают народные песни, потешки из пройденного материала по развивающей программе детского сада.
Затем давались в грамзаписи или на инструменте отрывки РИП "Светит месяц","Я на горку шла", "А я по лугу", "Во поле березка стояла", "На зеленом лугу". Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.
Задание 5 имело целью определить наличие и развитость чувство ритма у детей.
Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок;
  б) 
прохлопать ритмический 
в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Ладушки", исполняемой в диапазоне от 2 - ступеней.
       
Для решения второй задачи 
констатирующего эксперимента 
Задание 6 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.
Детям предложено досочинить голосом окончание песенки "Дождик" на заданный текст.
Задание 7 ставило целью определить наличие у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.
Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку русской пляски "Барыня
Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены критерии оценки музыкальных способностей.
Музыкальный слух – чистое интонирование мелодической линии;
- владение широким диапазоном голоса;
- четкая дикция;
- правильное дыхание;
- слуховое внимание;
- чувство лада.
Чувство ритма – точность, четкость передачи ритмического рисунка.
      
Музыкальная память – 
Музыкальное движение – запас танцевальных движений, умение с их помощью передавать характер того или иного образа.
      
Творческие навыки – интерес 
к музыкально-творческой 
      
Анализ результатов данных по 
музыкально-творческим 
Таблица 3
       
Критерии и уровни оценки 
| |Музыкальный |Чувство ритма |Муз. |Муз. |Творч.|
| |слух | |Памят|Движ.|навыки|
| | | |ь | | |
|               
|Задан|Задан|Задан|3ада-|Зада|
| |ие 1 |ие 2 |ие 3 |ние 1|ние |-ние| | | |
| | | | | |2 |3 | | | |
|1.Грищенко |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |С |
|Андрей | | | | | | | | | |
|2. Белоусова |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |Н |
|Лена | | | | | | | | | |
|3. Гашева Ирина|С |С |С |В |С |Н |С |Н |Н |
|4. Качалкова |С |В |В |С |С |Н |В |С |Н |
|Юля | | | | | | | | | |
|5. Батанина |В |С |С |В |В |Н |Н |С |С |
|Катя | | | | | | | | | |
|6.Медведева |С |С |С |С |С |Н |В |С |Н |
|Саша | | | | | | | | | |
|7. Никулина |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |
|Лиза | | | | | | | | | |
|8.Зеленина Лена|С |В |В |В |С |Н |С |С |С |
|9.Емельянова |С |Н |Н |В |Н |Н |Н |Н |Н |
|Уля | | | | | | | | | |
|10.Девятков |Н |Н |С |В |Н |Н |Н |Н |Н |
|Илья | | | | | | | | | |
|11.Горюнова |С |С |Н |Н |Н |Н |В |С |Н |
|Наташа | | | | | | | | | |
|12.Казаков 
Рома|Н    |Н    |Н    
|В    |С   |Н   |Н    
|С    |Н     | 
Критерии оценки:
В - высокий уровень;
Н - низкий уровень;
  С 
- средний уровень. 
                              
Уровни развития музыкальных способностей детей по
                              
| | | | |
|Уровни |Высокий |Средний |Низкий |
| |кол-во |% |кол-во |% |кол-во |% |
|Зад.№1 | | | | | | |
| |1 |8 |6 |50 |5 |42 |
|Зад.№2 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |
|Зад.№3 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |
|Зад.№4 |2 |17 |3 |25 |7 |58 |
|Зад.№5 |3 |25 |2 |17 |7 |58 |