Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

|               |                |(4 звука);      |                |

|               |                |-слуховое       |                |

|               |                |внимание        |                |

|               |                |отрывочное.     |                |

|2.Чувство      |-четкая точная  |-передача       |-нет точности   |

|ритма.         |пере-дача       |отдель-ных      |пе-редачи       |

|               |ритмического    |элементов  рит   |ритмичес-кого   |

|               |рисунка.        |мического  рис.; |рисунка;        |

|               |                |-улучшение      |-нет улучшений |

|               |                |пока-зателей    |показателей     |

|               |                |после           |после повт.     |

|               |                |пов-торного     |показа.         |

|               |                |показа.         |                |

|3. Музыкальная  |-быстрое        |-неточное       |-несформирован-н|

|память.        |запомина-ние,   |запоми-нание  и  |ость навыков    |

|               |узнавание,      |воспроиз-ведение|запоминания,    |

|               |вос-произведение|муз. мате-риала;|вос-произведения|

|               |муз. материала; |                |, уз-навания    |

|               |-наличие муз.   |-небольшой  запас|муз. мат.;      |

|               |"бага-жа"       |муз. "багажа"   |-отсутствие муз.|

|               |памяти.         |памяти.         |"багажа" памяти.|

|4.Музыкальное  |-большой запас  |-ограниченный   |-отсутствие     |

|движение.      |тан-цевальных   |за-пас танц.    |запаса          |

|               |движен.;        |движ.;          |танцевальных    |

|               |умение передать |неумение        |дви-жений.      |

|               |ими характер    |передать        |                |

|               |образа.         |характер образа.|                |

|5. Творческие  |-умение         |-неуверенность  в|-отсутствие     |

|навыки.        |досочинить      |сочинении       |навы-ка         |

|               |мелодию,        |мело-дии,       |сочинения       |

|               |ритмичес-кий    |ритмического    |мелодии, ритмич.|

|               |рисунок.        |рисунка.        |рисунка.        | 

      Для решения второй задачи констатирующего эксперимента давались

следующие задания.

       Задание 1 ставило  целью  выявить  наличие   у   детей   развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

       Детям предложено снять с голоса  экспериментатора  мелодическую  линию народной попевки "В  огороде  заинька",   "Светит  солнышко",  "Ходит  кот", мелодия которых  имеет  поступенное   движение  вверх  и  вниз  на  интервал секунды, терции и квинты. Если есть  затруднения,  экспериментатор  помогает голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.

            Задание 2  ставило целью выявить  наличие у детей развитого  тембрового слуха,  слухового  внимания.   Экспериментатор   исполнял   на   инструменте

"Колыбельную"  в  разных  регистрах:  высоком, среднем,  низком.  При  этом оговаривалось,  что  одну  колыбельную  поет  медведица,  другую  -  зайчиха

(средний  регистр), третью – мышка (высокий  регистр). Дети  слушали  все   три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные.  В  форме  музыкальной

загадки  каждому  ребенку  предлагалось  угадать,  кто  из   животных   поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь. 

       Задание 3  ставило целью определить  наличие  у  детей  звуковысотного слуха, слухового внимания.

       Детям предложено повторить пение  кукушки на двух звуках  в   интервале терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо  снятия  попевки с

голоса.

  Задание  4 ставило целью выявить наличие  у ребенка музыкальной  памяти  по пройденному ранее музыкальному материалу.

       Детям задавался вопрос  о   том,  какие   они  знают   народные  песни, потешки из пройденного материала по  развивающей программе детского  сада.

Затем давались в грамзаписи или на инструменте  отрывки РИП  "Светит  месяц","Я  на горку шла", "А я по лугу",  "Во  поле  березка  стояла",  "На  зеленом лугу". Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.

  Задание 5 имело целью определить наличие и развитость  чувство  ритма  у детей.

       Детям  предлагалось:  а)  повторить   хлопками  заданный   ритмический рисунок;

  б)  прохлопать ритмический рисунок  попевки, исполняемой  экспериментатором на 1-ой ступени, например "Барашеньки" – народной песни;

  в)  прохлопать  ритмический  рисунок   попевки  "Ладушки",  исполняемой   в диапазоне от 2 -  ступеней.

       Для решения второй задачи  констатирующего эксперимента детям  давались следующие задания.

       Задание 6 ставило целью выявить  наличие у детей  творческих  навыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

       Детям  предложено досочинить  голосом окончание  песенки  "Дождик"  на заданный текст.

       Задание 7 ставило целью определить  наличие у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях,  свободу  выполнения  движений.

Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными  движениями под музыку русской пляски "Барыня

       Для  анализа  результатов  проведенных  занятий  нами  были  выделены критерии оценки музыкальных способностей.

       Музыкальный слух – чистое интонирование мелодической линии;

   - владение широким диапазоном  голоса;

   - четкая дикция;

   - правильное дыхание;

   - слуховое внимание;

   - чувство лада.

      Чувство ритма – точность, четкость  передачи ритмического рисунка.

      Музыкальная память – запоминание  музыкального материала, а также узнавание его и воспроизведение, наличие музыкального "багажа" памяти, умение им пользоваться.

      Музыкальное движение – запас  танцевальных движений, умение с  их помощью передавать характер того или иного образа.

      Творческие навыки – интерес  к музыкально-творческой деятельности, наличие образного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять мелодию, ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на инструменте, мимике) различными выразительными средствами.

      Анализ результатов данных по  музыкально-творческим способностям позволил составить таблицы. 

Таблица 3

        Критерии и уровни оценки развития  музыкальных способностей детей 

|               |Музыкальный       |Чувство  ритма   |Муз. |Муз. |Творч.|

|               |слух              |                |Памят|Движ.|навыки|

|               |                  |                |ь    |     |      |

|               |Задан|Задан|Задан|3ада-|Зада|3ада|     |     |      |

|               |ие 1 |ие 2 |ие 3 |ние 1|ние |-ние|     |     |      |

|               |     |     |     |     |2   |3   |     |     |      |

|1.Грищенко     |Н    |Н    |Н    |Н    |С   |Н   |Н    |С    |С     |

|Андрей         |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|2. Белоусова   |Н    |Н    |Н    |Н    |С   |Н   |Н    |С    |Н     |

|Лена           |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|3. Гашева  Ирина|С    |С    |С    |В    |С   |Н   |С    |Н    |Н     |

|4. Качалкова   |С    |В    |В    |С    |С   |Н   |В    |С    |Н     |

|Юля            |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|5. Батанина    |В    |С    |С    |В    |В   |Н   |Н    |С    |С     |

|Катя           |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|6.Медведева    |С    |С    |С    |С    |С   |Н   |В    |С    |Н     |

|Саша           |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|7. Никулина    |Н    |Н    |Н    |Н    |Н   |Н   |Н    |Н    |Н     |

|Лиза           |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|8.Зеленина  Лена|С    |В    |В    |В    |С   |Н   |С    |С    |С     |

|9.Емельянова   |С    |Н    |Н    |В    |Н   |Н   |Н    |Н    |Н     |

|Уля            |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|10.Девятков    |Н    |Н    |С    |В    |Н   |Н   |Н    |Н    |Н     |

|Илья           |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|11.Горюнова    |С    |С    |Н    |Н    |Н   |Н   |В    |С    |Н     |

|Наташа         |     |     |     |     |    |    |     |     |      |

|12.Казаков  Рома|Н    |Н    |Н    |В    |С   |Н   |Н    |С    |Н     | 

      Критерии оценки:

  В  - высокий уровень;

  Н  - низкий уровень;

  С  - средний уровень. 

                                                                   Таблица 4

              Уровни развития музыкальных способностей детей по

                                  заданиям

|        |                  |                  |                  |

|Уровни  |Высокий           |Средний           |Низкий            |

|        |кол-во  |%       |кол-во  |%       |кол-во  |%       |

|Зад.№1  |        |        |        |        |        |        |

|        |1       |8       |6       |50      |5       |42      |

|Зад.№2  |2       |17      |4       |33      |6       |50      |

|Зад.№3  |2       |17      |4       |33      |6       |50      |

|Зад.№4  |2       |17      |3       |25      |7       |58      |

|Зад.№5  |3       |25      |2       |17      |7       |58      |

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора