Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)
 
 
 

     
 
 
 

Курсовая  работа 
 

РАЗВИТИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ детей старшего дошкольного возраста СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

                          
 
 

                                                        
 

Выполнил:

студентка 4 курса 

факультета  дошкольное воспитание

Проверил:

                                        

 

ПЛАН

Введение

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора               

1. Психолого-педагогический  аспект развития способностей детей дошкольного возраста       

 1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора

    1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора

    1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника 

II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ

    СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА            

2.1. Характеристика  музыкальных способностей детей  старшего дошкольного возраста      

2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников           

2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Украина конца XX - начала XXI веков переживает  кризис воспитания подрастающего  поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих  корней, отказ от  народности в  воспитательном  процессе  ведет  к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в   воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

     На  современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке,

     начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные  понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас недостаточное количество дошкольных учреждений в  своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, украинский музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы

     народной  мудрости, народной педагогики. Это и послужило выбору темы нашего исследования: "Развитие музыкальных способностей старших дошкольников  средствами музыкального фольклора".

      Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

      1. потенциальными  возможностями детей  в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;

      2. большим развивающим потенциалом  музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

      Выявленные  противоречия позволили определить проблему исследования:

поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.

  Цель исследования: разработать и экспериментально  апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

      Объект  исследования: процесс музыкально-эстетического развития  детей старшего дошкольного возраста.

      Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

        Разработана технология развития музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста.

      Исходя  из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

   1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;

   2) выделить компоненты, критерии, показатели  развития музыкальных способностей;

   3) разработать технологию развития  музыкальных способностей;

   4) на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством заданий, основанных на музыкальном фольклоре.

      Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами  (Гилфорд, Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.,  Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина  Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.)

       Опытно – экспериментальная работа  проводилась с октября по март  2001

  –  2002 г.г. в три этапа:

  I     Констатирующий эксперимент.

  II   Формирующий эксперимент.

  III  Контрольный эксперимент.

      В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальная беседа с детьми,

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, подбор диагностических

заданий. 
 

 

  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 

1.1. Психолого-педагогический  аспект развития способностей детей дошкольного возраста 

      Проблема  природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия,

волновавшими  мыслителей  на  протяжении  тысячелетий.  Преемственная линия развития учения о способностях как  индивидуально  психологических  явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида,Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные  линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем "индивидуальными различиями" и  "способностями",  еще  не знали таких понятий.

      Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон.

Он впервые  наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие,

божественное  наитие. Творить творец может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок,  он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта  ни  в одной из наук, но  имеет  свое  особое  назначение.  Предпосылки  творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.

      Помимо процесса  создания нового,  Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности  вторгаться

во внутренний мир человека и не только временно  подчинять  своему  влиянию,н о и менять, формировать характер, лепить его  душу. Самым  проникающим  в

глубь души видом искусства Платон считал "мистическое  искусство"  (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие.

      Дальнейший вклад в учение о  способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих

теориях провозгласили врожденность способностей и сводили  их к  задаткам.

Дидро отстаивал теорию  наследственных  способностей, а Гельвеции  защищал теорию   приобретенных   способностей,   отрицающую значение природных

предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.

      Одной из самых сложных и интересных  проблем психологии  является проблема  индивидуальных  различий. Трудно  назвать  хоть одно свойство,

качество, черту человека, которое  не  входило бы в круг  этой  проблемы.

      Центральным моментом в индивидуальных  особенностях  человека  являются его  способности,  именно  способности определяют  становление  личности  и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

      Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

      «Человеческие  способности,  отличающие  человека  от   других живых существ,  составляют его  природу,  но  сама  природа  человека -  продукт истории, - писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и  изменяется в  процессе  исторического  развития  в  результате  трудовой   деятельности человека. Интеллектуальные способности  формировались  по  мере  того,  как, изменяя природу, человек познавал ее,  художественные,  музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства» [71,c.248].

      Человек не рождается, имея способности к той или иной  деятельности.

Врожденными могут быть  только  задатки, составляющие  природную   основу развития способностей.

      Задатки - это особенности строения  мозга и  нервной  системы,  органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные  каждому  от рождения.

      Способность  не  может  возникнуть  без   соответствующей   конкретной деятельности.

      Способности не только проявляются  в деятельности,  но  и  создаются   в этой деятельности. Они  всегда  являются  результатом  развития.  По  самому

своему  существу способность есть понятие  динамическое - существует только  в движении, только в развитии.

      По  мнению  С.Л.  Рубинштейна   развитие  способностей  совершается   по спирали: реализация возможностей, которые  представляет  способность  одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития,  для  развития способностей более

      Различают способности общие,  которые проявляются везде или   во  многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в  какой-

то одной  области.

        Специальные   способности   -   это   способности   к   определенной деятельности,  которые   помогают   человеку   достигать   в   ней   высоких

результатов.

      Специальные  способности   сложились  в  ходе  развития   человеческого общества. Развитие специальных способностей является  сложным  и  длительным

процессом.  Для  разных  специальных  способностей  характерно  неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств,

и прежде всего в музыке. Установлено, что  в  возрасте  до  5  лет  развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно  в

это  время  формируются  музыкальный  слух  и  музыкальная  память  ребенка.

Примерами  ранней  музыкальной  одаренности  могут  служить   В.А.   Моцарт,

обнаруживший  незаурядные способности уже  в 3 года, Ф.Й. Гайдн -  в  4  года,

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора