Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев  -  в  8  лет!  [71,c257].

      Значительный вклад в разработку общей теории  способностей  внес  наш отечественный ученый  Теплов  Б.М.  Он  предложил  третье  из  перечисленных определений способностей,  на  которое  мы  будем  опираться.  Уточним  его, пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии  «способности»,  по  его

мысли,  заключены  три  идеи.  «Во-первых,  под   способностями   разумеются индивидуально-психологические особенности,  отличающие  одного  человека  от другого...   Во-вторых,   способностями   называют    не    всякие    вообще индивидуальные  особенности,  а  лишь  такие,  которые  имеют  отношение   к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-

третьих, понятие "способность"  не  сводится  к  тем  знаниям,  навыкам  или

умениям, которые уже выработаны у данного человека» [63,c.375].

      Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать  иначе,  как  в постоянном процессе развития. Способность, которая не  развивается,  которой на практике человек перестает пользоваться,  со  временем  теряется.  Только благодаря постоянным упражнениям,  связанным  с  систематическими  занятиями

такими  сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у  себя

и развиваем  дальше соответствующие способности [63, c.375].

      Становление специальных способностей, по мнению Немова  Р.С.,  активно начинается  уже  в  дошкольном  детстве.  Если  деятельность  ребенка  носит

творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет  его  думать  и сама по себе  становится   достаточно  привлекательным  делом  как  средство

проверки   и   развития   способностей.   Такая    деятельность    укрепляет положительную  самооценку,   повышает   уверенность   в   себе   и   чувство

удовлетворенности от  достигнутых  успехов.  Если  выполняемая  деятельность находится в зоне оптимальной трудности,  то  есть  на  пределе  возможностей

ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С.  называл  зоной  потенциального  развития.  Деятельность,  не

находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в  меньшей степени ведет  за  собой развитие  способностей.  Если  она  слишком  проста,  то  обеспечивает  лишь

реализацию  уже имеющихся способностей; если  же  она  чрезмерно  сложна,  то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит  к  формированию

новых умений и навыков[63,c.389].

А.Н  Леонтьев показал, что определенного  уровня развития  музыкального  слуха можно добиться и у тех  людей,  ухо  которых  с  рождения  не  очень  хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой  слух  традиционно рассматривается как задаток к развитию  музыкальных  способностей).  Если  с

помощью специальных упражнений научить  человека  интонировать  звуки,  т.е.воспроизводить их  частоту  при  помощи  сознательно  контролируемой  работы

голосовых  связок,  то   в   результате   резко   повышается   звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии  различать  звуки  разной

высоты  гораздо лучше, чем  он  делал  до  этого.  Обученный   подобным   образом   индивид

демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен  для  людей,имеющих  чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].

      Музыкальные способности являются специальными, в  результате  обучения развиваются,    дифференцируются,    обеспечивая    успешность    выполнения музыкальной деятельности.

       В  определении  музыкальных   способностей  мы  придерживаемся  мнения Картавцевой М.Т., которая  считает,  что  музыкальные  способности  начинают

формироваться в  дошкольном  возрасте,  включают  в  себя  ряд  компонентов(музыкальный  слух  (мелодический,  тембровый,  звуковысотный),   музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство  метроритма,  воображение

(воссоздающее  и творческое) [44,c.30].

      Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном  возрасте,  поскольку  именно

этот  период является наиболее сензитивным и  если  не  руководить  развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными. 
 
 

  1.2. Историко-логический анализ проблемы  развития музыкального фольклора

      В становлении современной духовной  культуры  огромное  значение  имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской  культуры дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на  Руси  постоянно находилось в поле зрения  общественности.  Первые  письменные  свидетельства

относятся  к  XIV  веку  [1,c.11].  В   Пайсиевском   сборнике   духовенство высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но  если

плясци  или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все  туда  идут с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку,  песни,

игры, пляски [74,c.235].

      В XVI веке в не менее  знаменитом  “Домострое”  можно  найти   поучение “Зваться с большим, знаться  с  меньшим”.  Часто  хозяйственные  сведения  в

“Домострое” связаны с необходимостью обустройства  духовного  мира  детей  и взрослых.  В  нем  содержатся  интересные   игры,   загадки,   пословицы   и

поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие  ум  и  ловкость

ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии  к  изданию  “Домостроя” пишет: “Идеал “Домостроя” – идеал чистоты, порядка, бережливости,  почти  скупости,

вместе  с тем, гостеприимства, взаимного  уважения, а одновременно и  семейной старости. И это в целом идеал трудовой жизни” [37,c.1].

      В конце XVIII века отношение к народной  культуре  меняется.  Начинает развиваться светское искусство,  и  фольклор  постепенно  входит  в  русскую музыку и литературу.

      Народная музыка не только  не запрещается, но и активно  входит в жизнь.

Так, императрица  Елизавета Петровна на  официальных  торжествах  увеселялась со своим двором крестьянскими  песнями,  хороводами,   народными   играми [81,c.3].

      Эту традицию  продолжила  Екатерина  II.  Кроме  исполнения  народного фольклора  при  дворе  делаются  попытки  стилизации  народных   песен   “на

иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать  в городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем  песню  поют  не

под гусли, как раньше, а с аккомпаниментом  арфы,  получается  вид  песни  – романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все  сферы

искусства, и даже в  оперу.  Фомин  Е.,  Матецкий  М.,  Пашкевич  В.  широко используют в своих операх народные мелодии. Фольклор  постепенно  становится предметом разработки и научного исследования [81,c.5].

      Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи  большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых  обратил  внимание  на

большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].

      Великий Толстой Л.Н. считал, что  одновременно с родной  речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно  вспомнить  его  школу

для детей, где наряду с русским языком и  литературой прививались и  всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в  одноголосном  и

многоголосном вариантах [83,c.275].

      В своих программах Толстой   Л.Н.  широко  пользовался    эстетическими

идеалами  и  принципами  народной  педагогики.   Народные   песни,   сказки, пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического

развития  детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских  детей

в  Ясной  Поляне,  обучение  в  ней  было  сопряжено  с  развитием  у  детей творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].

      Одоевских А. в своих педагогических  трудах  высоко  ценил  фольклор  в процессе  обучения  детей.  Простота  и  доступность   песни,   ее   высокая

художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической  и полифонической структур делают фольклор идеальным  воспитательным  средством

[65,c.251].

      В большинстве случаев записи  детских песен производились  не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от  лиц,  оторванных  от  крестьянской

среды, нередко по памяти.  Записанные  материалы  подвергались  переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.

      Большое художественное значение  и научное имеет вышедший  в   Москве  в1868 году сборник Бессонова  П.А.  “Детские  песни”,  в   котором  представлен

подлинный,  разнообразный, прекрасно подобранный материал  (150   песен).Записи текстов песен и игр сопровождаются  комментариями.  В  целом  сборник

был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским  В.Ф. [65,c.48].

      Первым этнографом – собирателем,  который выделил  детский   музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов  был  Шейн  П.В.

(1826-1900г.г.) [84,c.115].

      Песни, собранные  Шейном  П.В.,  с  1851  года  печатались  в   “Чтении общества истории и древностей Российских”  при  Московском  университете.  В

1870 году  они вышли в Москве  отдельным  изданием  под  заглавием  “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том  издания  Академии

наук  “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].

      Известный исследователь Шеин  П.В. первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в  первый

вошли песни для детей в том  возрасте,  когда  они  полностью  находятся  на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а  во  втором  разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из  младенческого  возраста [84,c.221].

      Собирание и изучение детского  музыкального фольклора в дореволюционной России представляет  резкое  несоответствие  между  интенсивным  накоплением

фактического  материала и робкими попытками  его  теоретического  осмысления.

Немногочисленные  теоретические  работы   и   исследования,   как   правило,

посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

      Удивительно актуально  звучат  слова  Одоевского  В.Ф.  замечательного русского,  мыслителя,  музыканта:  “Не  должно  забывать,   что   от   жизни

неестественной,   то   есть   такой,   где   человеческие   потребности   не удовлетворяются,  –  происходит  болезненное  состояние…  точно   также   от

бездействия мысли может произойти идиотизм…, -  от  ненормального  состояния нерва парализуется мускул, - точно  также  недостатком  мышления  искажается

художественное  чувство,  а  отсутствие  художественного  чувства  парализует мысль”. У Одоевского В.Ф.  можно  найти  мысли  об  эстетическом  воспитании

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора