Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! [71,c257].
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его
мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-
третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека» [63,c.375].
Способности, считал Теплов Б.
такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя
и развиваем дальше соответствующие способности [63, c.375].
Становление специальных
творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство
проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей
ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не
находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь
реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию
новых умений и навыков[63,c.389].
А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с
помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы
голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной
высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Обученный подобным образом индивид
демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей,имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].
Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают
формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение
(воссоздающее и творческое) [44,c.30].
Таким образом, все выше
этот
период является наиболее сензитивным
и если не руководить развитием
ребенка, то эти спонтанные проявления
останутся нереализованными.
1.2.
Историко-логический анализ
В становлении современной
относятся к XIV веку [1,c.11]. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если
плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни,
игры, пляски [74,c.235].
В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение “Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в
“Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и
поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость
ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет: “Идеал “Домостроя” – идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости,
вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной старости. И это в целом идеал трудовой жизни” [37,c.1].
В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.
Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь.
Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми [81,c.3].
Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на
иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не
под гусли, как раньше, а с аккомпаниментом арфы, получается вид песни – романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы
искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного исследования [81,c.5].
Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на
большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].
Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу
для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и
многоголосном вариантах [83,c.275].
В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими
идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического
развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей
в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].
Одоевских А. в своих
художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством
[65,c.251].
В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской
среды, нередко по памяти. Записанные материалы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.
Большое художественное
подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (150 песен).Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник
был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф. [65,c.48].
Первым этнографом –
(1826-1900г.г.) [84,c.115].
Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В
1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии
наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].
Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый
вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста [84,c.221].
Собирание и изучение детского
музыкального фольклора в
фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления.
Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило,
посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.
Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного русского, мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни
неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, – происходит болезненное состояние… точно также от
бездействия
мысли может произойти
художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании