Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к
улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб
новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,
естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют
быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими
детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать
говорком
[62,c.63].
II. Потешный фольклор
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие
самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить,
потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое
событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных
связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь
по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным
миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные
взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в
небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные
эмоции.
Дразнилки являются формой
точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В
каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего
рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к
рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,
дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым
словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и
увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются
созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются
звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету
птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)
[62,c.68].
III. Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает
представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным
кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра,
не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего
естественного и социального окружения” [62,c.72].
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:
драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр
драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и
движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического
действа.
Спецификой спортивных игр
победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков.
В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх
По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и
шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”,
имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный
фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка
дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями
отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями
[84,c.25].
1.4. Дидактическая роль фольклора
в формировании личности
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне
возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения,
призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные
песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев
слова и поэтические образы.
«Особенностями детской
передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Многие забавы,игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мыпросо сеяли»).
Педагог Покровский Е. А.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру
исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет.Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов),которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов[67с47]
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы
делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют
комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии,
народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в
характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в
процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких
оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в
песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —
участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [44,c.13].
Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:
— познавательную;
— физического развития
— импровизационно-творческую;
— организационно-деятельную.
Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка
физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках
изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра
превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни
различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки[44,c.14].
Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие,— являются эффективным педагогическим