Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ дошкольников СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Сессия.doc

— 238.00 Кб (Скачать)
ustify">представляющие  собой  краткие  обращения  к  животным,  птицам,  насекомым,

растениям. Дети обращаются к божьей коровке  с просьбой полететь на  небо;  к

улитке, чтобы она выпустила рога; к  мышке, чтобы та  заменила  выпавший  зуб

новым и крепким.

      Предельная ясность, простота  музыкального  языка  календарных   песен,

естественность  их  интонаций,  тесно  связанных  с  речевыми,  способствуют

быстрому, легкому  запоминанию,  усвоению  календарных  образцов  маленькими

детьми. Напевы  календарных  песен  можно  кричать,  петь  или  интонировать

говорком [62,c.63]. 

      II. Потешный фольклор 

  Потешный  фольклор   –   прибаутки,   небылицы,   дразнилки,   имеющие

самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение  –  развеселить,

потешить,  рассмешить  сверстников.  В  них,  как  правило,  отражено  яркое

событие или стремительное действие, передан  один какой-либо эпизод.

      Небылицы – особый вид песен  со смещением в  содержании  всех  реальных

связей  и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на  свинье,  медведь

по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и  не  совпадения  с  реальным

миром  как  раз  помогают  утвердить  ребенку  в  своем  мышлении  подлинные

взаимосвязи живой действительности, укрепить  чувство  реальности.  Детей  в

небылицах  привлекают  комические  положения,  юмор,   рождающие   радостные

эмоции.

      Дразнилки являются формой проявления детской сатиры  и  юмора.  В  них

точно подмечается какой-либо порок,  недостаток  или  слабость  человека.  В

каждой  дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

      Прибаутки – короткие по форме  (4-8 строф),  забавные  песенки,  своего

рода  ритмизованные сказочки.

      Прибаутки,  небылицы,  дразнилки   отвечают  повышенной  тяге  детей   к

рифмам,  нередко  они  сами   создают   простейшие   рифмованные   нелепицы,

дразнилки, что  развивает  детскую  фантазию,  пробуждают  интерес  к  новым

словообразованиям.

      Для  текстов   потешного   фольклора   характерны   уменьшительные   и

увеличительные  суффиксы в словах:  гуленька,  котище  и  т.д.  Употребляются

созвучные  слова:  Федя  –  медя,  муха  –  комуха  и  другие.   Встречаются

звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду),  щебету

птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон  –  дон,  дили  –  бом)

[62,c.68].

      III. Игровой фольклор

      Игровой фольклор занимает ведущее  место в детском  творчестве.  Трудно

представить себе детей, жизнь которых не  была  бы  связана  с  определенным

кругом  игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает  ему  игра,

не смог бы ничему научиться в школе и  был бы безнадежно  оторван  от  своего

естественного и социального окружения” [62,c.72].

      Науменко Г. разделил  игры  на  III  основные  типологические  группы:

драматические, спортивные, хороводные.

      Основой драматических игр является  воплощение художественного образа  в

драматическом действии, то есть в синтезе диалога,  музыкального  припева и

движения.  В  них  формируются  зачатки   театрализованного   драматического

действа.

      Спецификой спортивных игр является  спортивное соревнование, их цель  –

победа  в соревновании, усовершенствование тех или иных  спортивных  навыков.

В них  нередко исполняются игровые  припевы.

      В хороводных играх разрабатываются  хореографические, плясовые моменты.

По характеру  движения игры делятся  на:  круговые,  некруговые,  хороводы  и

шествия.

      Большое место в играх детей  занимают  считалки,  “Игровые  прелюдии”,

имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

      Таким образом,  можно сделать  вывод о  том,  что  детский   музыкальный

фольклор  играет чрезвычайно важную роль  в  воспитании  и  развитии  ребенка

дошкольного  возраста.  Это  подтверждается  многочисленными  исследованиями

отечественных и  зарубежных  ученых  и  разработанными  ими  классификациями

[84,c.25]. 
 
 

    1.4. Дидактическая роль фольклора  в формировании личности дошкольника 

      Народную песню нельзя ничем заменить,  особенно  на  начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная  песня  должны  присутствовать  в воспитании  маленьких  детей  вплоть  до  их  подросткового   и   юношеского возраста. Только в  этом  случае  ребенок  вырастает  здоровым  нравственно.

Фольклор  является действенным средством  воспитания  национального  характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На  волне

возрождения интереса к фольклору среди различных  социальных слоев  населения остаются без надлежащего  внимания  наша  школа  и  внешкольные  учреждения,

призванные  воспитывать  подрастающее  поколение.  Овладение  родной   речью должно происходить одновременно  с  обучением  родному  музыкальному  языку.

Творческая природа фольклора велика: для  каждого,  даже  самого  маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие  колыбельные

песни  («Баю,  баюшки,  баю»),  пестушки  и  потешки   («Ладушки»)   —   это своеобразный клад народной  педагогики,  нашедший  доступные для младенцев

слова и поэтические образы.

      «Особенностями детской психики  определяется выбор поэтических  образов, весь состав детского фольклора. Поэтические  произведения,  многие  столетия

передававшиеся  от  одного  поколения  к   другому,   постепенно   приобрели содержание  и  форму,  наиболее  полно   соответствующие   законам   детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].

      Интересно отметить, что  целый   пласт  песен  имеет  четко   выраженную воспитательную  направленность.  Многие  забавы,игры — это как бы шуточное подражание трудовому  процессу  взрослых  («А  мыпросо сеяли»).

      Педагог Покровский Е. А. рассматривал  детские  игры  как  незаменимую школу физического,  умственного  и  нравственного  воспитания.  Кроме  того,считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и  стихи,  иногда  не  имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].

      Музыкальный детский  фольклор  чрезвычайно  богат  и   разнообразен  по тематике   и   содержанию,   музыкальному   строю,   композиции,   характеру

исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для  детей  3-4  лет.Однако бывают сложные и большие  по  объему  песни  (сто  и  более  стихов),которые  доступны детям старшего  возраста.  Песни  могут  исполняться  соло, хором,  с  приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов[67с47]

      Яркая  образность   музыкального   языка   фольклорных   напевов,   их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации,  красочные  костюмы

делают  их доступными для понимания и  исполнения  детьми  разного  возраста,начиная  с самых маленьких. Эти традиции  народного исполнительства диктуют

комплексный подход к процессу обучения.

      Обучение детей фольклору, на  наш взгляд, должно происходить  на  основе синтеза основных форм художественной  деятельности  -  музыки,  хореографии,

народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

      Особое  многообразие  красок  произведений   народной   художественной культуры,  яркий  музыкальный  язык  фольклорных  напевов,  контрастность  в

характеристике  сказочных героев, борьба добра и зла дают  нам основание предположить  целесообразность  использования   фольклорного   материала   в

процессе  эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника  и  младшего школьника  еще  только  предстоит  постепенно  научиться  восприятию  тонких

оттенков  цветов  и различению  линий пространственных  форм,  а   уху   — превратиться в  «музыкальное  ухо».  В  начальной  же  стадии  эстетического развития его органы  чувств  правомерно  требуют  более  ярких,  контрастных изображений  и  звучаний,  а также предметного восприятия;   формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

      Фольклор является  исключительно   ценным  дидактическим  материалом  в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла  в

песнях, сказках, припевках доступны и понятны  детям. Причем сказки  и  песни дети не просто слушают,  они  сами  вовлекаются  в  сказочную  игру,  они  —

участники  и   постановщики   музыкально-игровых   и   вокально-пластических композиций,  сказок,  кукольных  спектаклей.  Игра   соответствует   природе школьника; в процессе  игры  ребенок  органично  познает  новые  музыкальные образы,  приобретает  умения  и  навыки,  развивает  свою  фантазию.  Причем развитие способностей происходит  как  бы  само  собою,  в  занимательной  и увлекательной   игровой   форме,   что   лишает    воспитательный    процесс назидательности [44,c.13].

      Игра в детском возрасте может  нести в  себе  различную   функциональную нагрузку:

      — познавательную;

      — физического развития личности;

      — импровизационно-творческую;

      — организационно-деятельную.

      Так, в процессе игры ребенок  познает мир, расширяет  свои  познания  и умения в области музыки,  поэзии.  Игры,  без  сомнения,  развивают  ребенка

физически,  уроки  хореографии   укрепляют   мышечный   аппарат,   развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру  театра  — в  процесс  создания  сценария  и  самого  спектакля  по  сказкам.   Ребенок перевоплощается в героя сказки, он  переживает  ситуацию  сказочного  героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене,  поет,  танцует.  На  уроках

изобразительного  искусства он воссоздает своих  героев;  занимается  лепкой, рисованием,  в  полной  мере  развивает  свою  творческую  фантазию.    Игра

превращает  песни в музыкально-игровые и  вокально-пластические композиции.  В качестве дидактического материала для таких композиций могут  служить  песни

различных жанров — плясовые,  игровые,  хороводные,  колыбельные,  прибаутки[44,c.14].

      Игры, включая  в  себя  полифункциональные  задачи  —  познавательные, коммуникативные, спортивную,   творческие,— являются эффективным педагогическим

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора