Теоретические аспекты разработки и совершенствования системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: выявление необходимости проведения организационных изменений и разработка предложений по совершенствованию системы управления в ООО «Лэк»
Главными задачами данной работы являются: изучение и систематизация теоретических вопросов, позволяющих совершенствовать систему управления; проведение анализа деятельности предприятия и его системы управления; разработка предложений по совершенствованию системы управления, а также расчет эффективности предложений.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты разработки и совершенствования системы управления
1.1. Понятие организационных изменений на предприятии и их необходимость…………………………..…………………………………….….…3
1.2. Анализ и проектирование системы управления……………………………...7
1.3. Соответствие системы управления предприятия современным требованиям эффективного управления………………………………...……………………….15
Глава 2. Анализ деятельности организации и системы управления ООО «Лэк»
2.1. Общая характеристика организации............................................................…19
2.2. Анализ системы управления ООО «Лэк»……………………………………21
2.3. Анализ факторов внутренней и внешней среды, влияющих на развитие организации………………………………………………………………………...30
Глава 3. Пути совершенствования системы управления ООО “Лэк” и расчет эффективности предложений
3.1. Предложения по совершенствованию системы управления ООО «Лэк»………………………………………………………………………………..44
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию системы управления ООО «Лэк»………………………………………………………...….50
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 648.00 Кб (Скачать)






Содержание

 

 

 

Введение

               Система управления – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. "система управления " (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Систему можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

Целью данной курсовой работы является: выявление необходимости проведения организационных изменений и разработка предложений  по совершенствованию системы управления  в ООО «Лэк»

Главными задачами данной работы являются: изучение и систематизация теоретических вопросов, позволяющих  совершенствовать систему управления; проведение анализа деятельности предприятия  и его системы управления; разработка предложений по совершенствованию системы управления, а также расчет эффективности предложений.

Объектом изучения является: Общество с ограниченной ответственностью «Лэк»

Предмет изучения – существующая на предприятии система управления.

Первая глава  включает в себя теоретический материал, касающийся основных вопросов организационных изменений. Здесь раскрыты понятия и при-

 

чины организационных  изменений, сопротивление организационным  изменениям, рассмотрены предпосылки и условия, способствующие организационным изменениям, основные этапы и методы проведения организационных изменений, описан вопрос эффективности организационных изменений.

Вторая глава данной курсовой работы посвящена изучению объекта исследования. Сначала дается краткая общая характеристика предприятия, затем рассматривается система управления предприятием ООО «Лэк», миссия и приоритетные цели данного предприятия. Изучение состояния предприятия, его позиций на рынке, изучение внешней и внутренней среды предприятия. Заканчивается эта глава анализом определения сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, основных угроз, возможностей и направлений организационных изменений, направленных на достижение целей и задач предприятия.

Третья глава предлагаемого  проекта посвящена разработке программы направлений организационных изменений, а так же расчет эффективности предложенных шагов по совершенствованию системы управления.

В заключении формулируются  выводы по результатам выполненной  курсовой работы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты разработки и совершенствования системы управления

1.1. Понятие организационных изменений на предприятии и их необходимость

В настоящее время  стало модным проявлять интерес  к организационным изменениям. Это объясняется тем, что во многих фирмах изменение условий окружения и технологии вызывает необходимость соответствующих организационных изменений. Утверждают даже, что быстрота, с которой происходят социальные изменения, и растущая сложность условий окружения уже сами по себе определяют необходимость в частых организационных изменениях.

          Понятие организационного изменения было введено в теорию менеджмента, и оно имеет место в самой системе управления.

 






 

 

Рис. 1. Модель системы управления

 

 

Чем быстрее реакция  организации на внешние изменения и реализация ответных действий, тем быстрее организация выйдет из зоны нестабильности и сможет конкурентоспособно функционировать в новых условиях окружающей среды.

Обновление организации  представляет собой процесс замены устаревших

и неспособных в должной  мере выполнять свои функции ее элементов  новыми или дополнение их ранее не существовавшими с целью приблизить ее возможности к требованиям жизни. Отставание от нее сказывается, прежде всего, на общих результатах ее деятельности, приводят к сужению круга покупателей и клиентов, снижению качества товаров и услуг, уменьшению масштабов сбыта, и в итоге выражается в падении прибыли.

Организационные проблемы обычно бывают связаны с устаревшей структурой фирмы, системой управления ею, сбоями в информационном обмене, неблагополучии в персонале, финансах, технологиях.

Приближение к точке  разрыва требует от организации  принятия мер по обновлению основных направлений своей деятельности. Но даже если дела идут благополучно и, организация находится на подъеме, она все равно должна обновляться, если хочет достичь или сохранить лидирующее положение в своей сфере. Поэтому процесс совершенствования, по сути, непрерывен и является одним из важнейших объектов управления.

Преобразования, происходящие в организации, можно рассматривать с самых различных точек зрения. Прежде всего, они бывают запланированными и незапланированными. Первые осуществляются в рамках эволюционного развития, тенденции которого хорошо отслеживаются, и на основании этого заблаговременно намечается наиболее подходящий момент для преобразований. Незапланированные часто приходится осуществлять спонтанно, в неожиданных ситуациях, поэтому иногда их процесс может стать стихийным, неуправляемым.

Преобразования могут  быть разовыми или многоступенчатыми, что во многом определяется их масштабом, располагаемым временем, внутренней гибкостью организации, ее способностью выдержать шок, вызванный переменами.

Если преобразования навязываются членам организации, они  вызывают их недовольство и снижают деловую активность; правда, не всегда согласование тех или иных вопросов с исполнителями бывает возможным и целесообразным, тем не менее, это по возможности рекомендуется делать, например, путем привлечения рядовых членов организации к совместной выработке решений, консультированию и т.п.

Методы, с помощью которых  осуществляются  преобразования, могут  быть технологическими  (модернизация  оборудования,  реконструкция предприятия); организационными (реорганизация, создание прогрессивной системы норм и нормативов); пропагандистско-воспитательными (демонстрация преимуществ, убеждение, разъяснение); административными (принуждение, угроза наказания); экономическими (материальное стимулирование).

Любые преобразования требуют  наличия определенных предпосылок, ослабляющих сопротивление членов организации и обеспечивающих конечный успех. Они могут быть идеологическими, организационными, кадровыми, материальными.

По мнению бывшего  премьер-министра Новой Зеландии Р. Дугласа, успех преобразований зависит от следующих обстоятельств:

- наличия высококвалифицированных  кадров;

- четкости постановки  целей;

- энергичности и последовательности  в деле их достижения;

- вовлеченности людей  в процесс преобразований;

- уверенности руководства;

- доверия общественности;

- пользы, приносимой людям.

Особо необходимо подчеркнуть  роль руководителя в преобразованиях.

          1.2. Анализ и проектирование системы управления

Перераспределение задач, прав и ответственности, информационных потоков повышает эффективность организации путем роста производительности и, по крайней мере, временно сдерживает рост издержек, повышает прибыльность. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых и более совершенных стратегических решений.

Структура не может существовать без стратегии, также и стратегия не может быть успешной без соответствующей ей структуры. Почти на любом крупном предприятии можно найти примеры, когда осуществлению хорошо задуманных стратегических планов мешала система управления, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение решению второстепенных вопросов.

Таким образом, структура  неразрывно связана со стратегией. Одно время практиковался статический  подход к разработке проекта организации  и корректирующих изменений. Определялись задачи текущей деятельности предприятия, которые затем агрегировали по восходящим уровням в форме традиционной пирамиды. Теперь же ни одна организационная схема большого предприятия не может основываться только на текущей деятельности. Она обязательно должна отражать любые возможные изменения главной задачи предприятия, цели и стратегические программы высшего руководства.

Эта взаимосвязь стратегии  и структуры лежит в основе всех рекомендаций по корректировке и изменению организации управления предприятием. Аналитический процесс по изучению стратегии предприятия является неотъемлемым элементом корректировок в структуре независимо от того, является ли производство многопрофильным или однородным, частным или государственным. Используемые методы анализа, как правило, состоят из пяти этапов.

Первый этап состоит  в выяснении задачи предприятия, областей неопределенности и наиболее вероятных альтернатив развития. Точный и определенный ответ на вопрос о задачах предприятия в большой степени определяет общую структуру. Почти всегда можно дать ясный и недвусмысленный ответ на подобный вопрос для многих организаций или их частей. В случае образования совершенно новых предприятий определение задачи может быть ограничено установлением проектных параметров.

Второй этап анализа системы управления заключается в определении переменных, которые значительно влияют на выполнение задачи. На этом этапе необходим глубокий анализ экономической и производственной структуры предприятия и ее основных компонентов. Здесь необходим также анализ окружающей среды, в которой функционирует предприятие или планируется его деятельность. Исследование этих двух тесно связанных областей (внешней и внутренней) приводит к ключевым решениям, которые могут определить успех предприятия.

На третьем этапе  изучаются цели и программы развития предприятия. Важно убедиться, что текущие цели соответствуют главной задаче предприятия, а программы согласованы с ключевыми факторами успешного функционирования. Это является существенным моментом, поскольку цели и планы оказывают непосредственное воздействие на систему управления путем определения приоритетов и значения ранее принятых решений. Любой организационный проект включает неизбежные изменения. Можно иметь различное соотношение между эффективностью производства и нововведениями, между объемом рынка сбыта и техническим качеством, между краткосрочным и долгосрочным планированием. Программы предприятия, его стратегия являются принципиальной основой для принятия таких решений при проектировании организации.

На четвертом этапе оценивают, насколько система управления отвечает задачам, целям и факторам, от которых зависит успешность ее функционирования. Для этого необходимо тщательно изучить существующую формальную структуру, определить все ее сильные и слабые стороны, выяснить, какие недостатки в формальной структуре компенсируют неформальные элементы и насколько эффективно.

Трудным, но неизбежным моментом в анализе организации является оценка человеческих ресурсов предприятия. Иногда серьезную нехватку работников определенных специальностей невозможно восполнить достаточно быстрой подготовкой работников внутри предприятия или набором со стороны, чего нельзя не учесть в распределении функций в рамках имеющейся структуры. Исследователь изучает также основные процессы управления - планирование, распределение ресурсов, оперативный контроль - для того, чтобы установить, насколько они способствуют выполнению задачи, цели и стратегических программ. Рассматривается вероятность и обоснованность изменения самих процессов. Анализ организации и окружающей среды предоставляет колоссальный объем информации, который необходимо оценить так, чтобы можно было принять решение о структуре, что является конечным этапом аналитического процесса.

Выработка такого решения  является очень трудным, почти полностью эмпирическим процессом. Структура больших организаций стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Сделать выбор среди них бывает сложно, но еще труднее преодолеть сопротивление этим изменениям. Скорость изменений настолько увеличивается, что ищут не столько специфическую, постоянную структуру, сколько временную, которая отражает определенный этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная в схемах и уставах, занимает все меньше места в проектах организации. Потоки информации, процессы принятия решений, проектные графики или временные предписания становятся все более существенными источниками информации о ролях и распределении прав и ответственности. Структуру можно выбрать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.

Как показывает опыт, процесс  внесения коррективов в систему управления должен предусматривать:

-систематический анализ  функционирования организации и  ее среды с целью выявления  проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;

-разработку генерального  плана совершенствования системы управления;

-гарантию того, что  программа нововведений содержит  максимально простые и конкретные предложения по изменению;

-последовательную реализацию  планируемых перемен. Введение  незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;

-поощрение повышения  уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.

При разработке принципов  и методики проектирования структур управления важно отойти от представления структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Система управления — понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся: состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, система управления - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

Информация о работе Теоретические аспекты разработки и совершенствования системы управления