Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте научных концепций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. проанализировать сущность и значение системы управления как науки;
2. рассмотреть научные подходы и концепции к управлению;
3. проанализировать современное состояние науки управления и тенденции ее развития.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.
1.1. История развития организационно-управленческой мысли……5
1.2. Основные концепции науки управления…………………….….12
Глава 2. Элементы науки управления.
2.1 Объект, субъект и предмет управления………………………….20
2.2 Цели, функции и методы управления……………………………26
2.3. Тенденции развития науки управления…………………………31
Заключение…………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………39
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.
1.1. История развития
1.2. Основные концепции науки управления…………………….….12
Глава 2. Элементы науки управления.
2.1 Объект, субъект и предмет управления………………………….20
2.2 Цели, функции и методы управления……………………………26
2.3. Тенденции развития науки управления…………………………31
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
С каждым днем все больше возрастает
значимость человеческого фактора
в производстве и в бизнесе: знания,
опыт, навыки работников становятся главным
источником эффективности и
Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.
Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы.
Актуальность исследования темы данной работы связана с тем, что сегодня эффективное управление людьми имеет важное значение для всех организаций, поскольку без людей не будет и самой организации, и ни одна организация не сможет реализовать свои целей и выжить. Поэтому управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления,
Управление персоналом организации или менеджмент персонала - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Корни управления персоналом уходят
глубоко в историю
Необходимо понимать, что на сегодняшний
день, основными факторами
Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте научных концепций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. проанализировать сущность и значение системы управления как науки;
2. рассмотреть научные подходы и концепции к управлению;
3. проанализировать современное состояние науки управления и тенденции ее развития.
Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, основной части (трех глав), заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.
1.1 История развития
Управление персоналом представляет собой как с научной точки зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций.
Управление персоналом и управление человеческими ресурсами прошло несколько стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями.
Историю развития научной мысли в области управления персоналом нельзя рассматривать отдельно от той ситуации, в которой осуществлялась деятельность по управлению персоналом (как бы она не называлась) и от восприятия людьми этой ситуации.
Именно ситуационные особенности и особенности восприятия обуславливают тот или иной подход к деятельности по управлению персоналом. То, что в наши времена научный подход является определяющей особенностью восприятия людей, влечет за собой отношение к управлению, как к объективной сфере исследования. Но история показывает нам, что восприятие людей подвержено изменениям.
И не обладавшая еще научным подходом
человеческая мысль всегда занималась
решением стоящих перед ней проблем,
в том числе проблем
Исключительно трудной является задача
определения основоположника
Формирование теории менеджмента
в сравнении с другими
Питер Ф.Друкер, отмечает, что любая
практическая деятельность зиждется на
теории, даже если проводники этой деятельности
не подозревают об этом. Теория в
конце XIX века выступала в качестве
конструктивного средства, позволяющего
корректно обобщить опыт в той
или иной области общественной практики
и создающего возможность овладения
этим опытом. Однако теоретическая
установка, будучи средством познания
какого-либо природного или общественного
процесса, всегда в той или иной
мере дистанцирована от практических
целей. Поэтому возникает
Понятие «метод» применительно к управлению человеческими ресурсами означает совокупность определенных приемов, типических подходов воздействия и влияния на персонал в целях достижения, определенных стратегическими целями, конкретных результатов.
При изучении вопросов методологии, касающихся конкретной области научного знания в науке принято обращаться к понятийному аппарату большей теоретической общности. В экономической теории широкое применение получил метод, основанный на разделении и сравнительном анализе экономической статики и экономической динамики.
Рассматриваемые в управлении, как научной дисциплине, внешние и внутренние ситуационные переменные могут быть отнесены к понятию «статики», в то время, как процесс управления может быть классифицирован в качестве «динамики».
Новое научное направление, получившее названия «управление человеческими ресурсами или персоналом», «кадровый менеджмент» и др., формируется на стыке общей теории менеджмента, психологии, прикладной социологии, производственной социологии, этики, экономики предприятий и предпринимательства, трудового права, политики, конфликтологии и ряда других наук. В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальным ситуациям.
Быть может первым, кто подчеркнул важность гуманизации процесса управления, был Роберт Оуэн, заявивший, что «его рабочие - «живые машины» - столь же важны для фабрики, как и «неживые машины», и также нуждаются в уходе».
Американский психолог Гюго Мюнстерберг в своих работах «Психология и индустриальная эффективность» и «Психология бизнеса», изданных в начале XX века, затронул три наиболее актуальных по его мнению вопроса в бизнесе:
как отыскать людей, чьи интеллектуальные качества делают их наиболее подходящими для выполнения работ (научный подбор кадров);
при каких психологических условиях можно получить лучшие результаты от каждого сотрудника;
как воздействовать на работников, с точки зрения эффективности бизнеса2.
Начало «научного управления»
было положено Фредериком Тейлором, сделавшим
подлинный переворот в
Ф. Тейлор считал менеджмент точной наукой,
покоящейся на фундаменте точных законов,
правил, принципов отделения
Концепция административного управления
была направлена на разработку общих
проблем и принципов управления
организацией в целом. Классические
подходы к администрированию
управленческого персонала
Значительную роль в развитии методов управления человеческими ресурсами государственных служб сыграли труды знаменитого немецкого социолога Макса Вебера (1884 -1920 гг.).
В результате углубленных исследований
системы государственно-
Классический менеджмент в лице своих основателей создал систему управления, которая по значению своих принципов и методов может быть определена как культура управления. В практику управления была внесена принципиальная основа производственной демократии. Ведущим принципом менеджмента в классический его период было стремление к рационализации производственных и управленческих процессов.
Психологический бум в США начался
после осуществления Элтоном
Майо «хоторнского эксперимента» - серии
социально-психологических
Хоторнские эксперименты служат отправной точкой дальнейшей эволюции управления человеческими ресурсами, знаменующей переход от классического подхода, основанного на жесткой регламентации и преимущественно материальном стимулировании, к доктрине «человеческих отношений» с иными основными характеристиками. Эксперименты в Хоторне позволили подвести итоги и проверить результаты многолетних независимых исследований по проблемам совершенствования методов управления персоналом. Примером таких исследований являются теоретические и практические разработки Честера И. Бернарда.
Кроме того, результаты хоторнских экспериментов дали практические подтверждения исследованиям Мери Паркер Фоллетт, которая в своих работах (1918-1920 гг.) поднимала проблему влияния благоприятного производственного климата в коллективе на рост эффективности.
К числу специалистов, которые последовательно отстаивали идеи управления персонала путем сотрудничества и нематериального стимулирования персонала, следует отнести Б.С Раунтри.
Школа «человеческих отношений» примерно
с конца 50-х гг. переросла в
школу «поведенческих наук» или
бихевиористскую. Если первая в основном
сосредотачивалась на методах налаживания
межличностных отношений, то объектом
исследования второй в большей степени
была методология повышения
Информация о работе Система управления в аспекте научных концепций