Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:29, курсовая работа
Сущность деятельности менеджера и ролевых функций менеджера. Предприимчивость менеджера.
Обучение менеджеров нового типа.
Введение
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире стоит очень дорого. Профессиональные навыки и умения многих специалистов оцениваются в огромные суммы. А все потому, что благодаря их усилиям, успех многих предприятий и фирм стал возможен. Но в начале этого пути всегда стоит менеджер по персоналу.
Прежде
всего, менеджер по персоналу ведет
набор специалистов на конкретные должности.
С первого взгляда ничего сложного
в этом нет. Но хороший менеджер по
персоналу перед тем, как вести
набор претендентов, проведет подготовку
к этому. Сделав анализ того, какие
обязанности и права будут
у будущего кандидата, и с чем
ему придется работать, он составит
приблизительный портрет
Менеджер по персоналу обязан владеть основами психологии. Владеть всеми тонкостями работы своего предприятия или фирмы. Обладать высоким уровнем концентрации внимания, хорошей памятью, устойчивой нервной системой, способностью проводить сравнительный анализ и быстро учиться новому.
Актуальность
данной темы заключается в том, что
именно от работы менеджера по персоналу
зависит успех всей фирмы или
предприятия. Именно поэтому их подбор
ведется так тщательно и
Менеджер
по персоналу это привлекательная
должность для всех, кто хочет
хорошо зарабатывать, при этом, считая,
что придется просто заведовать кадрами.
Но это все не так просто. Работа
менеджера по кадрам изнурительная
и требующая большой
1.Сущность
деятельности менеджера
Менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин "менеджер" может употребляться применительно:
К
менеджеру, в первую очередь, предъявляются
требования высокого профессионализма
и компетентности. В нем должны
соединяться качества высококвалифицированного
специалиста, обладающего техническими
и экономическими знаниями, и организатора
производства, выполняющего административные
функции. В условиях перехода к рыночной
экономике необходимо изменять взгляд
на природу, роль, сущность и значение
труда руководителя. Сейчас на первое
место выдвигаются
Руководство
совместной деятельностью людей
состоит во взаимосвязи, с одной
стороны, единоначалия, а с другой
- самоуправления группы. Деятельность
руководителя осуществляется в составе
совместной деятельности социально-экономической
системы. Все исполнительские, организационные
и административные функции могут
концентрироваться в руках
Из сказанного можно сделать вывод, что управление совместной деятельностью людей и составляет сущность руководства — особого вида экономической деятельности. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных. Это и есть задача руководителя любого управленческого уровня.
В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими. Поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но, главным образом, умственно. И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя.
Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель — это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации, Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.
Среди
требований, предъявляемых к менеджеру,
на первый план ставится умение управлять
людьми. Поэтому он должен в совершенстве
знать своих прямых подчиненных,
особенно их возможности выполнять
порученное дело. Менеджер должен иметь
гражданское мужество избавиться от
неспособных или нерадивых
Рыночные отношения требуют творческого подхода к управлению на базе всесторонней информированности, наилучшего использования ресурсов и других факторов повышения эффективности функционирования предприятия. В этой связи на первый план выступает фактор понимания того, что в конечном счете положение предприятия определяется рынком.
Менеджмент осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно-техническом направлениях.
Содержанием экономического направления является управление производственным процессом. Здесь деятельность менеджера сосредоточивается на координации материальных и трудовых ресурсов таким способом, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах.
Социально-психологическое направление - это прерогатива менеджером всех уровней управления. На низовом и среднем уровне управления усилия менеджеров направлены на создание теплых, дружественных производственных отношений между коллективами и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться.
На высшем уровне управления социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих впасть, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными.
Социально-психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе, таких ценностей, как уровень образования, культура, традиции, обычаи.
В осуществлении рыночных отношений важное место занимает правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами. Сюда входят правовые положения по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства и др.
Огромный удельный вес в общем объеме управления занимает организационно-техническая работа менеджера. Эта работа охватывает многие стороны управления. В нее входят: постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, непосредственные контакты с исполнителями и контроль за их деятельностью, стимулирование труда работников, проектирование новых производственных процессов.
Различают три стадии менеджмента: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности.
Стратегическое управление — это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего состояния и развития организации) и перспективное планирование.
Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие на непосредственных исполнителей в созданной структуре).
Контроль включает проверку и анализ результатов на пути достижения цели, неиспользованных резервов производства.
Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и пространстве. Обеспечение прибыльности, а значит эффективности работы всех подразделений предприятия - главная задача менеджмента. Она включает в себя рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.
Уровень
прибыльности фирмы в значительной
степени определяется рынком, но зависит
также от рационального использования
производственных ресурсов и эффективности
управления. Прибыль является залогом
стабильного функционирования предприятия.
Любое предприятие находится
под воздействием ситуации, складывающейся
на рынке. Меняется положение конкурирующих
фирм, условия и формы
Ориентация
предприятия на удовлетворение рыночных
потребностей в товарах и услугах
предполагает многообразие видов деятельности
менеджеров. Вот далеко не полный их
перечень: новая техника и технология
производства, обеспечение
На
управленческие, организационные и
межличностные отношения в
Из сказанного можно сделать вывод, что предметом труда менеджера, кроме информации, являются отношения в коллективе. Деятельность по налаживанию системы этих отношений носит профессиональный характер. Поэтому необходим профессиональный отбор работников системы управления, т.е. менеджеров.
Помимо
уже упомянутых выше организаторских
качеств менеджер должен обладать гражданственностью,
требовательностью к себе и другим,
высоким уровнем общей и
Степень
развития этих качеств в человеке
служит основой определения
Адаптационная мобильность — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость.
Контактность -общительность-экстравертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.
Стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.
Доминантность — властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.