Менеджер в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Сущность деятельности менеджера и ролевых функций менеджера. Предприимчивость менеджера.
Обучение менеджеров нового типа.

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 101.78 Кб (Скачать)

    Типы  общения подразделяются на слабовольный, агрессивный и социально-адекватный. Каждый тип общения реализует  соответствующий стиль руководства; слабовольному типу общения соответствует  либерально-отстраненный, агрессивному - автократический, социально-адекватному - демократический тип руководства. Наблюдение за поведением руководителя вовремя его постоянных контактов  с подчиненными и другими людьми дают возможность оценить присущий ему тип общения и прогнозировать характерный для него стиль управления.

    Менеджер  может быть менее образованным, но зато он должен обладать таинствами управления как искусства в силу своих  личных качеств, таланта, опыта, навыков  и здравых суждений. Качества менеджера дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике. Необходимо понять, что управление, менеджмент — это самостоятельная область знаний, требующая глубокого, вдумчивого и последовательного освоения.  

    1.1.Сущность ролевых функций менеджера 

    Работа  менеджеров также имеет много  общих характеристик, в то время  как организации, круг обязанностей и ответственности, а также сферы  деятельности могут существенно  различаться. Хотя общие аспекты  управленческой деятельности трудно просматриваются, управленческая деятельность по своей  сути значительно отличается от неуправленческой. Его характеризует кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Так, например, токарь, овладев техникой изготовления какой-либо детали, может  длительное время заниматься производством  этой детали. Мастер же (менеджер) выполняет 500-600 различных операций вдень, которые  характеризуются неоднородностью  и разнообразием.

    Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все  менеджеры занимают определенные руководящие  должности в управленческой иерархии организации и именно это определяет их служебное поведение (роль), заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как  личность может по-разному исполнять  эту роль.

    Американский  теоретик в области менеджмента  Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости  от уровней управления принимают  на себя руководители в разной степени. Он делит их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Межличностные  роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации  и способствуют тому, что к менеджеру  стекается множественная информация, обладая которой он, с одной  стороны, может выступать в информационной роли, а с другой — в роли центра обработки информации. Выполняя межличностные  и информационные роли, менеджер оказывается  достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказать прямое влияние на ход производственного  процесса и достижение целей организации.

    Классификация ролей руководителя по Минцбергу  дает представление о той работе, которую выполняет менеджер. Эта  классификация дополняется еще  рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации. Эти функции  следующие: планирование, организация, мотивация и контроль. Более подробно о функциях будет сказано в  соответствующей главе.

    Управленческие роли по Минцбергу

Роль Описание Характер  деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового  или социального характера Церемониалы, действия, связанные с положением
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников Все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено Обеспечивает  работу саморазвивающейся сети внешних  контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие  в совещаниях на стороне, работа с  внешними организациями и лицами
Информационные  роли
Приемник  информации Разыскивает и  получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного  характера, которая используется в  интересах дела; выступает как  нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию Обработка почты, осуществление контактов, связанных  с получением информации (периодические  издания, ознакомительные поездки)
Распространитель  информации Передает информацию, полученную из внешних источников или  от других подчиненных, членам организации, часть этой информации носит чисто  фактический характер, другая требует  анализа отдельных фактов для  формирования политики организации Рассылка почты  по организациям с цепью получения  информации. Проведение обзоров, бесед
Представитель Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов  работы организации; действует как  эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним  организациям
Роли  по принятию решений
Предприниматель Изыскивает  возможности внутри самой организации  и за ее пределами, разрабатывает  и осуществляет проекты по совершенствованию  деятельности, контролирует разработку отдельных проектов Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности
Устраняющий нарушения Отвечает за. Корректировку действий, когда организация  оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений Обсуждение  стратегических и текущих вопросов
Распределитель  ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации  на всех значительных и важных переговорах Ведение переговоров

2.Уровни управления 

    В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали  и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей  во главе отдельных подразделений (начальники отделов). Вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т. е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

    Количество  уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной  организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически  сложившаяся структура.

    Независимо  от количества уровней управления, всех руководителей делят на три  категории, исходя из функций, которые  они выполняют в организации: руководителей низового звена, руководителей  среднего звена и руководителей  высшего звена.

    Существует  параллельное деление руководителей  на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический  уровень - соответствует уровню низового звена, управленческий уровень - соответствует  уровню руководителей среднего звена, институционный уровень — соответствует  уровню высшего звена (см. рис. 2.1).

    Под институционным уровнем понимается и уровень специальных структур, так называемых институтов, например, государство, акционерное общество и т. п., выполняющих определенные общественные функции.

    Руководители  низового звена - это младшие начальники. Этот управленческий уровень находится непосредственно над рабочими и другими работниками производства. Они обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов.

    Типичной  должностью на этом уровне является мастер, мастер смены, старший мастер, начальник  производственного участка. Этот уровень  руководства непосредственно соприкасается  с рабочими. Работа здесь характеризуется  большим разнообразием и краткостью задач. Руководители этого звена  затрачивают много времени на общение с подчиненными и мало общаются с вышестоящими руководителями.

    Работу  руководителей низового звена координируют и контролируют руководители среднего звена. Типичными должностями этих руководителей являются начальник  смены, сменный инженер, начали ник  цеха, начальник отдела, директор филиала.

    Общие признаки, характеризующие работу этих руководителей выделить очень трудно. В основном характер работы руководителе этого звена определяется содержанием  работы вверенного ему под разделения. Так, например, работа начальника производственного  отдела на промышленном предприятии  главным образом сводится к координации  и управлению руководителями низового звена. Занимается он также анализом данных о ходе производственного  процесса производительности труда, налаживанием связей между производственными  подразделениями.

    Руководители  среднего уровня выполняют работу по связи между руководителями низового и высшего звена. Они аккумулируют информацию о ходе производственного  процесса, отрабатывают и анализируют  ее, придают ей удобную форму для  принятия решений руководителями высшего  звена, 0т70до 90% рабочего времени руководители среднего звена проводят в устном общении.

    Относительно  малочисленную группу составляют руководители высшего звена. На производстве - это  директор завода, генеральный директор объединения, президент и вице-президент  корпорации, на Уровне государства - это  министры, в университете - ректор, проректор. Это люди, которые принимают самые  ответственные решения в организации. На этом уровне ценятся личности, которые  своими управленческими качествами могут повлиять на весь облик любой  организационной структуры.

    Руководители  высшего звена в течение рабочего дня выполняют огромную по масштабам  управленческую работу в напряженном  темпе. Они, как правило, живут своей  работой. Их рабочий день никогда не кончается. И в домашних условиях их мысли направлены на поиск вариантов повышения эффективности возглавляемой ими организации (см. также рис. 2.2).

в

ВС-70%-запланированные  заседания, ДЕ-3%-поездки, осмотры; ЕМ-12%- работа с бумагами: МА- 6%-телефонные разговоры. СД-9%-незапланированные встречи

Рис.2.2. Использование времени руководителями высшего звена 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Предприимчивость менеджера 

    В общепринятом понимании предприимчивость — это находчивость, соединенная  с энергией и практичностью. В  практической деятельности руководителя предприимчивость — это умение работника  находить и использовать резервы  повышения эффективности личной работы и деятельности коллектива, преодолевать трудности в работе, это наиболее полное удовлетворение запросов населения в товарах  и услугах на основе хорошо налаженной коммерческой работы.

    В условиях перехода к рыночной экономике  для предприимчивого человека характерны такие качества, как творческий и  ответственный подход к выполнению обязанностей, способность к самостоятельному, без административного вмешательства, решению возникающих хозяйственных  проблем. Предприимчивость ориентируется  на новизну управленческих решений. Она реализуется путем обоснования  необычности, неординарности управленческих поступков. Предприимчивый руководитель — это человек, способный к  самостоятельным нетипичным действиям, мыслящий гибко, масштабно и перспективно, умеющий анализировать, распознавать и использовать сложившиеся обстоятельства в интересах задуманного дела, своевременно решать сложные вопросы  хозяйственной деятельности, умеющий  идти на риск. Для предприимчивого  руководителя характерно принятие решений  на базе глубокого экономического анализа  сложившихся обстоятельств и  социальных явлений.

    Часто как синонимы предприимчивости употребляются  понятия "деловитость" и "инициативность". Но хотя эти слова близки по смыслу, они не являются синонимами. Деловитость  представляет собой форму проявления собственно деловых качеств менеджера, которые выражаются в его компетентности и организаторских способностях, в выработке обоснованные указаний и распоряжений, способности быстро реагировать на изменение конъюнктуры  торговли, оперативно решать возникающие  конфликтные ситуации, а также  вовремя их предупреждать. Деловой  руководитель активно участвует  во внедрении всего нового, передового, организует подчиненных и добивается от них претворения в жизнь  запланированного.

    Предприимчивость  — категория более широкая  и содержательная, чем деловитость. Она предполагает непременно оригинальность подхода к оценке и реализации ситуации, базирующуюся на творческом свободном от стереотипов и предвзятости осмыслении этой ситуации. Для предприимчивости чужда узость мышления и действий. Предприимчивый человек (руководитель) видит свою важнейшую задачу в  общности интересов всего коллектива, в его материальном обеспечении и социальном развитии. Деловитость следует рассматривать как составную часть предприимчивости.

Информация о работе Менеджер в системе управления