Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:29, курсовая работа
Сущность деятельности менеджера и ролевых функций менеджера. Предприимчивость менеджера.
Обучение менеджеров нового типа.
В
тоже время руководитель, делегируя
свои полномочия, освобождает себя
от множества текущих
Делегирование полномочий является формой разделения управленческого труда, повышающей его потенциал. Зная своих подчиненных, руководитель передает полномочия компетентным работникам. В этих случаях управление приобретает большую гибкость, динамизм, оперативно реагирует на изменение рыночных отношений, конкуренцию, новые предложения.
Умение
делегировать полномочия является одним
из важнейших положительных
Потребность в делегировании полномочий имеется на всех уровнях управления. В современных структурах управления нижестоящий руководитель и его исполнители в своей сфере деятельности' разбираются лучше вышестоящего руководителя. Получив полномочия самостоятельно принимать решения, они уже выходят за рамки простого исполнительства. Доверие положительно сказывается на результатах работы и способствует повышению квалификации работников,
Разумеется,
делегирование полномочий подчиненным
эффективно в определенных условиях:
когда подчиненный выполняет
данную работу лучше руководителя,
когда есть необходимость высвободить
время руководителя для решения
более важных решений, когда руководитель
чрезмерно занят. Необходимо учитывать
также уровень технической
Требования к подчиненному должны ставиться в пределах возможного исполнения, т. е. следует учитывать насколько задания выполнимы. На разных этапах профессионального роста и при различном уровне способностей исполнителя делегирование полномочий должно быть разным.
Цели и задачи которые ставятся подчиненным, должны быть ясными и понятными. Права и обязанности должны делегироваться в конкретной форме. Четкость в делегировании полномочий определяет содержание работы, понимание исполнителями своей роли в достижении конечных результатов системы в целом. С этой целью следует определить систему показателей, отражающих результаты деятельности каждого работника. Чем четче очерчена подчиненным цель и чем точнее она измерима, тем выше производительность управленческого труда.
Важную
роль в выполнении делегированных полномочий
играет информация, которой руководитель
и подчиненные должны обмениваться
свободно. Полученная информация о
состоянии дел в системе и
результатах собственной
С целью обеспечения реальной ответственности подчиненных за делегирование полномочий необходим строгий контроль. Чем больше полномочий делегирует руководитель, тем выше потребность в контроле исполнения. Однако контроль не должен быть мелочным, не следует входить в каждую деталь работы подчиненного. Общий контроль, не касающийся детальной работы, даст большие результаты. Мелочей не может быть, когда необходимо организовать аппарат, когда необходимо внимание к нуждам работников. Но мелочный контроль за деятельностью сотрудников приносит только вред, тогда как общий контроль повышает ответственность. "Полномочия, —писал А. Файоль, - не должны рассматриваться отдельно от ответственности, то есть в отрыве от вознаграждений или наказаний, сопровождающих осуществление власти".
Делегирование
полномочий не должно снижать требовательность
и ответственность менеджера. Уровень
управления определяется не количеством
принимаемых руководителем
Необходимо
помнить также, что среди подчиненных
есть люди, которые со временем сами
станут руководителями. Следует считаться
с тем, что в большом коллективе
могут быть люди и умеющие управлять,
и умнее и образованнее руководителя.
В наш век узкой специализации
и непрерывного нарастания информационных
потоков руководитель не может по
всем параметрам превосходить подчиненных,
делегирование полномочий не уменьшает,
а скорее увеличивает и укрепляет
реальную власть руководителя, являясь
одновременно школой воспитания управленческих
кадров.
3.4.
Организация труда руководителя
Предприимчивость
менеджера в значительной степени
зависит от уровня организации его
труда. Поэтому большое значение
имеет научная организация
Общеизвестен образ нашего хозяйственного руководителя. Он чрезмерно загружен на работе, у него масса неотложных дел, рабочий стол завален не проработанными бумагами, а голова — нерешенными вопросами. У него нет установленного распорядка дня.
За последние годы ситуация несколько изменилась, но не следует полагать, что проблема организации труда руководителя уже решена. Еще часто встречаются руководители, которые занимаются мелочной опекой своих подчиненных, решения принимают только сами.
Переход к рыночным отношениям требует упорядочения дня руководителя, ликвидации кампанейщины и штурмовщины, которые мешают решать перспективные вопросы, ограничивают возможность новых, предприимчивых решений управленческих задач.
Материалами
специальных обследований установлено,
что в большинстве случаев
острая нехватка времени и напряженное
состояние руководителя являются следствием
неправильной организации труда. Руководители
часто не умеют отделить главное
от второстепенного, определить перспективные
задачи. Они часто занимаются работой,
не требующей высокой
Совершенствование
организации труда руководитель
должен начинать с поиска обоснованного
соотношения между различными категориями
управленческого персонала, уточнения
функций и компетенции каждого
работника. Каждый работник должен нести
персональную ответственность за свой
участок работы, не вмешиваясь в
компетенцию других. Нередки случаи,
когда специалисты выполняют
функции вспомогательного персонала,
а руководители не добиваются даже
в пределах своих возможностей упорядочения
соотношения в структуре
Важным моментом в организации труда руководителя является подбор заместителей и секретаря. Им необходимо предоставить хорошо продуманные полномочия с учетом профессиональных достоинств и личностных характеристик, а также меру ответственности с учетом психологической совместимости руководителя и заместителей.
Часто
руководители начинают свой рабочий
день с чтения писем и бумаг, а
также подписывают всю
Руководитель на уровне директора, генерального директора должен взять за правило подписывать только те документы, которые имеют особую важность и составлены при его непосредственном участии или под личным контролем.
Организация
труда руководителя должна основываться
на рекомендациях науки, игнорирование
которых приводит к вторжению
работников в компетенцию друг друга,
дублированию функций. Бывают ситуации,
когда несколько руководителей
действуют по единой инструкции, не
предусматривающей разделения между
ними обязанностей и ответственности,
или же существуют устаревшие по каждой
должности инструкции. А во многих
случаях действующими инструкциями
вообще не пользуются, так как руководитель
время от времени перераспределяет
функциональные обязанности. Такой
порядок ослабляет чувство
Для
правильной организации труда руководителя
необходимо проводить ежедневный анализ
рабочего дня. С этой целью необходимо
найти ответ на ряд вопросов: что
удалось сегодня и почему? как
можно использовать достигнутое? что
мне не удалось и почему? что
нужно сделать завтра для более
рационального использования
Проблема
организации труда руководителя
не может быть решена без умелого
планирования рабочего времени. Руководители,
как правило, работают по 10—14 часов,
но редко получают удовлетворение от
результатов своего труда. Они часто
занимаются не входящими в их компетенцию
функциями. Нуждаются в упорядочении
стиль, приемы и техника личной работы.
Рабочее время чрезмерно
Например, обследованиями, проведенными на предприятиях г. Гомеля, установлено, что свыше 65% директоров предприятий и их заместителей не составляют плана рабочего дня, к решению вопросов приступают по мере возникновения потребности, вопросы решают энергично, но они заранее не продуманы. В таких условиях большое количество времени тратится на мелкие вопросы, а главные, поскольку они не предусмотрены планом, остаются не решенными. Для более глубокого анализа организации труда руководителя следует определять эффективность структуры рабочего дня по следующей формуле
Можно также соотносить затраты рабочего времени на решение мелких и важных вопросов, определять удельные затраты времени на прием сотрудников, совещания и заседания в общем его бюджете, соотношение затрат времени на собственно служебные дела и повышение своей квалификации (чтение специальной литературы, участие в научных симпозиумах, на курсах).
А.М. Омаров рекомендует планировать рабочий день руководителя в следующей последовательности:
1.
Изучение бюджета рабочего
2.
Анализ содержания выполняемых
задач и определение времени,
требуемого для их решения.
При определенных условиях
3.
Выявление того, в какой мере
планируемый объем работы
4.
Составление перспективного