Менеджер в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Сущность деятельности менеджера и ролевых функций менеджера. Предприимчивость менеджера.
Обучение менеджеров нового типа.

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 101.78 Кб (Скачать)

    Умножение числа предприимчивых руководителей  требует последовательной воспитательной работы и дифференцированного подхода  к кадрам, с учетом их способности  и готовности трудиться в жестких  рыночных условиях. По признаку отношения  к рынку всех руководителей можно  разделить на четыре группы.

    К первой группе можно отнести руководителей, которые выступают против рыночных отношений, понимая, что они не способны усидеть на своих местах в новых  условиях. Они не умеют и не хотят  быть предприимчивыми. Будучи привержены распределительной системе, в какой-то мере они вынуждены приспосабливаться, чтобы сохранить за собой руководящие  должности.

    Ко  второй группе относятся руководители, которые плохо понимают сущность рыночных отношений и не могут  в повседневной управленческой деятельности реализовать их принципы. Эта категория  тоже привыкла к "руководящим указаниям". Необходимость действовать по собственному усмотрению их пугает, они не могут  на нее решиться.

    Третья  группа согласна с новыми принципами хозяйствования, но хотела бы действовать  в рамках установившихся структур и  отношений. Имитируя перестройку на словах, они ничего не делают, чтобы  что-то изменить по существу, не решаются на самостоятельные действия.

    Четвертая группа — это руководители, которые  активно восприняли рыночные отношения.

    Анализируя  кадры управленцев, мы вправе задать вопрос: многие ли из них готовы к  самостоятельной работе и смогут ли для пользы дела использовать права, которые дает рыночная экономика?

    Медленная перестройка хозяйственных структур является тормозом для предприимчивости, но многих хозяйственников устраивает такое положение, так как этим они прикрывают свою некомпетентность и несостоятельность своих управленческих решений. Права, которые открывают  рыночные отношения, многие руководители не используют или не хотят использовать в полной мере. Даже при самой  высокой организованности и налаженности горизонтальных связей залогом эффективной  работы является предприимчивость руководителя, а также психологический настрой  брать на себя ответственность за рискованные решения. Инертность мышления, административные приемы работы, ориентированные  на указания сверху, превратились в  противодействие предприимчивости.

    Выработка предпринимательского мышления — это  борьба с установившимися традициями. Любые потери, связанные с борьбой  с установившимися стереотипами, будут оправданы новыми рыночными  отношениями, которые являются залогом  повышения уровня всего общественного  производства.

    Главное свойство руководителя в условиях рыночной экономики — способность принимать  экономически целесообразные решения  без инструкций и указаний сверху. Учить людей предприимчивости—  это значит учить принимать перспективные  высокоэффективные решения, проявлять  энергию и настойчивость, принимать  рискованные, но обоснованные решения, сочетать самостоятельность с ответственностью. А для этого необходимо преодолеть противоречия между командной и  рыночной экономикой, рождающейся предприимчивостью  и установившейся инертностью. Это  требует глубоких перемен в самой  экономической среде, осуществить  которые могут мыслящие и предприимчивые люди.

    Воспитание  предприимчивости следует начинать с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания необходимости  перехода к рыночным отношениям, т. е. замены всей системы хозяйствования. Рыночные отношения требуют воспитания у руководителя умения управлять, опираясь на собственную инициативу и ответственность. Все это в первую очередь требует  экономической грамотности руководящих  кадров.

    Перестройка в сознании людей по сути должна быть полярной по сравнению с существующей, так как меняется сама хозяйственная  система. Категориями предприимчивости может мыслить только хозяйственник, владеющий основами рыночной экономики. Осознать сущность конкурентной борьбы, уметь считать доход и соизмерять его с затратами -все это необходимо не только руководителю, но и специалисту любого ранга. Между тем экономическая безграмотность управленческих кадров обнаруживается в чрезвычайно многообразных формах. Это явилось результатом культивирования благоразумной осторожности и осмотрительности, беспрекословной исполнительности. Экономическое мышление требует творческого подхода, научности, соответствия экономической и социальной практике. Экономическое мышление должно характеризоваться конечными целями хозяйствования — средствами удовлетворения человеческих потребностей. В противном случае оно не может осознать всю сложность и значимость связей общественного производства с образом жизни людей, необходимость овладеть законами рыночной экономики и ее методами ведения хозяйства. Именно в изменении экономического мышления рождаются подлинная ответственность, заинтересованность в быстрой перестройке условий хозяйствования, маневрирования ресурсами, стимулирования творческого поиска путей, ведущих к эффективному конечному результату.

    Новый тип экономического мышления, соответствующий  рыночным отношениям, пробивает себе путь с большими трудностями. И это  понятно. Требуется критическое  переосмысление и преодоление множества  сложившихся в административной экономике подходов, которые упрощают работу руководителя. Основанная на них  деятельность опирается на десятками  лет отработанную систему связей, взаимодействующие структуры управления и отработанные процедуры принятия решений. Это облегченные схематизированные  способы управления, от которых не каждый может отказаться.

    Административная  система деформировала экономические  отношения между производителями  и потребителями, где производитель (как правило, монопольный) поставлен  в положение диктатора по отношению  к потребителю. Не требуется работать качественно. Производителя вполне удовлетворяют количественные показатели. Широко развито локальное мышление, которое решает частные ведомственные  вопросы, не согласованные с народнохозяйственными интересами.

    Экономически  мыслить может только экономически грамотный человек, понимающий смысл  процессов, происходящих в экономике. Осознавший проблемы рыночной экономики, всегда будет стремиться к реалистическому  подходу к хозяйственным делам, найдет пути ухода от догм, не приемлющих предприимчивость. Но для этого необходим  определенный минимум новых экономических  знаний. Пользуясь старым багажом  знаний, невозможно мыслить по-новому и осваиваться в условиях рыночной экономики. Без знания рыночной экономики, законов рынка, без способностей экономически грамотно воспринимать действительность не может быть предприимчивого хозяйственника.

    Есть  крайняя необходимость изменения  содержания и улучшения методов  самого экономического образования. Очень  важно установить новые теоретические  посылки экономического образования, на которых основана рыночная экономика, ввести курсы деловых игр, ситуационных задач, усилить практику обучения как  для будущих специалистов, так  и в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки деловых  людей. Не представляется возможным  переход крыночным отношениям без  профессиональной подготовки руководителей. Необходимо вести подготовку руководителей  не только на период становления рыночных отношений, но и на дальнюю перспективу, в особенности, что касается изучения рынка, предприимчивости и умения идти на оправданный риск, навыков заключения договоров.

    В связи с этим на первый план выступает  перестройка психологии руководителей. Для восприятия новых знаний руководителями приходится поступаться своими убеждениями. Ведь мышление сложилось на протяжении долгих лет на основании решений, которые рассматривались как  самостоятельные. Поэтому понятна  сдержанность восприятия нового подхода  к самостоятельности.

    В задачи подготовки и переподготовки кадров входит: сократить время на переосмысление ситуации; убедить хозяйственника, что инициатива и предприимчивость составляют достояние людей мыслящих и поступающих творчески. Само же творчество всегда сопряжено с выходом  за сложившиеся стереотипы и устранением  проблем. Но чтобы всегда быть готовым  к риску, позволять себе сомневаться  в правильности решений любого уровня, необходимо вытравить из себя психологию "маленького винтика", которым  крутят сверху.

    Для эффективного управления руководитель должен обладать опытом. "Все идеи извлечены из опыта, они — отражение  действительности, верные или искаженные", — писал Ф. Энгельс. Не имеющий  опыта и специальной управленческой подготовки руководитель не станет проявлять  предприимчивость, а тем более  идти на риск. Нельзя все категорически  отбрасывать и из опыта управления. Люди с большим опытом работы всегда могут извлечь пользу из прошлого опыта, адаптироваться в новых условиях и быстро находить необходимое решение  новых задач. Ценны для рыночных отношений и те руководители, которые  еще не приобрели необходимого опыта, но умеют извлекать пользу из опыта  других.

    Важное  значение для преодоления устаревших стереотипов и развития предприимчивости имеет гласность. Во всех хозяйственных  системах работники, непосредственно решающие задачи, должны знать все о планах развития и о текущей деятельности. Гласность — самое верное средство противостоять инертности. Именно открытость и доверие способствуют социальной активности и предприимчивости. Проверить реальную цену своих решений можно только в дискуссии с оппонентами, при альтернативных мнениях. Уверенный в себе руководитель поощряет гласность, не боясь потерять авторитет. Для преодоления отсталости в руководстве необходимо воспитывать приверженность к открытости, желание быть инициативными и предприимчивыми. 

3.3. Делегирование полномочий в воспитании предприимчивости 

    Важное  место в воспитании предприимчивости занимает делегирование полномочий, т. е. наделение руководителем подчиненных  свободой действий путем передачи части  своих полномочий в решении тех  или иных задач. Этот подход пока развит плохо, что лишает работников свободы  действий, снижает заинтересованность в труде. При делегировании полномочий люди, получившие их, проникаются значимостью  порученного дела действуют, как  правило, более инициативной предприимчиво.

    Делегирование полномочий нельзя смешивать с распределением функций, которое связано с централизацией и децентрализацией управления. Делегирование  полномочий заключается в передаче подчиненным части полномочий и  ответственности, уже закрепленных за руководителем. Основным аспектом делегирования  является децентрализация. В той  мере, в какой полномочия не делегированы, они централизованы. Чем меньше число  людей, с которыми нужно согласовывать  принимаемые решения, и чем более  низкое положение занимают эти люди в управленческой иерархии, тем выше степень децентрализации полномочий.

    Потребность в делегировании полномочий связана  с необходимостью соблюдения нормы  управляемости, т. е. предельного числа  работников, за которых руководитель может принимать решение. Эта  норма приближается к оптимуму того, что может сделать один человек. По мере роста коллектива контакты между руководителями и подчиненными слабеют и контроль за их деятельностью  затрудняется. Это и снижает инициативу и приводит к уменьшению результативности труда.

    Необходимость в делегировании полномочий существовала всегда, однако она становится особенно необходимой с переходом к  рыночной экономике, становление которой  невозможно без самостоятельных  и предприимчивых работников. Делегирование  полномочий благоприятно сказывается на формировании в коллективе атмосферы творческого труда.

    Мобилизующим  фактором для работника, которому делегированы полномочия, является то, что он получает самостоятельный участок работы, это поднимает его собственную  значимость и значимость среди окружающих. Самостоятельные действия вызывают человека на инициативу, а оказанное  доверие возвышает его социальный статус, повышает творческий потенциал.

    Делегирование полномочий является своеобразной школой выявления способных руководителей. Когда работнику поручается самостоятельный  участок деятельности, где он получает права и обязанности принимать  решения под свою ответственность, он стремится в полной мере проявить профессионализм и организаторские  способности, приобретать навыки управления. Делегирование полномочий следует  осуществлять на всех уровнях управления: доверять подчиненным решение организационных  вопросов, выступать с докладами  и сообщениями в вышестоящих  инстанциях, на совещаниях и конференциях, представлять свою организацию на встречах и т. д.

Информация о работе Менеджер в системе управления