Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 17:29, курсовая работа
Сущность деятельности менеджера и ролевых функций менеджера. Предприимчивость менеджера.
Обучение менеджеров нового типа.
Умножение числа предприимчивых руководителей требует последовательной воспитательной работы и дифференцированного подхода к кадрам, с учетом их способности и готовности трудиться в жестких рыночных условиях. По признаку отношения к рынку всех руководителей можно разделить на четыре группы.
К
первой группе можно отнести руководителей,
которые выступают против рыночных
отношений, понимая, что они не способны
усидеть на своих местах в новых
условиях. Они не умеют и не хотят
быть предприимчивыми. Будучи привержены
распределительной системе, в какой-то
мере они вынуждены
Ко второй группе относятся руководители, которые плохо понимают сущность рыночных отношений и не могут в повседневной управленческой деятельности реализовать их принципы. Эта категория тоже привыкла к "руководящим указаниям". Необходимость действовать по собственному усмотрению их пугает, они не могут на нее решиться.
Третья группа согласна с новыми принципами хозяйствования, но хотела бы действовать в рамках установившихся структур и отношений. Имитируя перестройку на словах, они ничего не делают, чтобы что-то изменить по существу, не решаются на самостоятельные действия.
Четвертая группа — это руководители, которые активно восприняли рыночные отношения.
Анализируя кадры управленцев, мы вправе задать вопрос: многие ли из них готовы к самостоятельной работе и смогут ли для пользы дела использовать права, которые дает рыночная экономика?
Медленная
перестройка хозяйственных
Выработка
предпринимательского мышления — это
борьба с установившимися традициями.
Любые потери, связанные с борьбой
с установившимися
Главное
свойство руководителя в условиях рыночной
экономики — способность
Воспитание
предприимчивости следует начинать
с перестройки сознания, отказа от
сложившихся стереотипов
Перестройка в сознании людей по сути должна быть полярной по сравнению с существующей, так как меняется сама хозяйственная система. Категориями предприимчивости может мыслить только хозяйственник, владеющий основами рыночной экономики. Осознать сущность конкурентной борьбы, уметь считать доход и соизмерять его с затратами -все это необходимо не только руководителю, но и специалисту любого ранга. Между тем экономическая безграмотность управленческих кадров обнаруживается в чрезвычайно многообразных формах. Это явилось результатом культивирования благоразумной осторожности и осмотрительности, беспрекословной исполнительности. Экономическое мышление требует творческого подхода, научности, соответствия экономической и социальной практике. Экономическое мышление должно характеризоваться конечными целями хозяйствования — средствами удовлетворения человеческих потребностей. В противном случае оно не может осознать всю сложность и значимость связей общественного производства с образом жизни людей, необходимость овладеть законами рыночной экономики и ее методами ведения хозяйства. Именно в изменении экономического мышления рождаются подлинная ответственность, заинтересованность в быстрой перестройке условий хозяйствования, маневрирования ресурсами, стимулирования творческого поиска путей, ведущих к эффективному конечному результату.
Новый
тип экономического мышления, соответствующий
рыночным отношениям, пробивает себе
путь с большими трудностями. И это
понятно. Требуется критическое
переосмысление и преодоление множества
сложившихся в административной
экономике подходов, которые упрощают
работу руководителя. Основанная на них
деятельность опирается на десятками
лет отработанную систему связей,
взаимодействующие структуры
Административная
система деформировала
Экономически мыслить может только экономически грамотный человек, понимающий смысл процессов, происходящих в экономике. Осознавший проблемы рыночной экономики, всегда будет стремиться к реалистическому подходу к хозяйственным делам, найдет пути ухода от догм, не приемлющих предприимчивость. Но для этого необходим определенный минимум новых экономических знаний. Пользуясь старым багажом знаний, невозможно мыслить по-новому и осваиваться в условиях рыночной экономики. Без знания рыночной экономики, законов рынка, без способностей экономически грамотно воспринимать действительность не может быть предприимчивого хозяйственника.
Есть
крайняя необходимость
В связи с этим на первый план выступает перестройка психологии руководителей. Для восприятия новых знаний руководителями приходится поступаться своими убеждениями. Ведь мышление сложилось на протяжении долгих лет на основании решений, которые рассматривались как самостоятельные. Поэтому понятна сдержанность восприятия нового подхода к самостоятельности.
В задачи подготовки и переподготовки кадров входит: сократить время на переосмысление ситуации; убедить хозяйственника, что инициатива и предприимчивость составляют достояние людей мыслящих и поступающих творчески. Само же творчество всегда сопряжено с выходом за сложившиеся стереотипы и устранением проблем. Но чтобы всегда быть готовым к риску, позволять себе сомневаться в правильности решений любого уровня, необходимо вытравить из себя психологию "маленького винтика", которым крутят сверху.
Для
эффективного управления руководитель
должен обладать опытом. "Все идеи
извлечены из опыта, они — отражение
действительности, верные или искаженные",
— писал Ф. Энгельс. Не имеющий
опыта и специальной
Важное
значение для преодоления устаревших
стереотипов и развития предприимчивости
имеет гласность. Во всех хозяйственных
системах работники, непосредственно
решающие задачи, должны знать все о планах
развития и о текущей деятельности. Гласность
— самое верное средство противостоять
инертности. Именно открытость и доверие
способствуют социальной активности и
предприимчивости. Проверить реальную
цену своих решений можно только в дискуссии
с оппонентами, при альтернативных мнениях.
Уверенный в себе руководитель поощряет
гласность, не боясь потерять авторитет.
Для преодоления отсталости в руководстве
необходимо воспитывать приверженность
к открытости, желание быть инициативными
и предприимчивыми.
3.3.
Делегирование полномочий
в воспитании предприимчивости
Важное
место в воспитании предприимчивости
занимает делегирование полномочий,
т. е. наделение руководителем
Делегирование
полномочий нельзя смешивать с распределением
функций, которое связано с
Потребность в делегировании полномочий связана с необходимостью соблюдения нормы управляемости, т. е. предельного числа работников, за которых руководитель может принимать решение. Эта норма приближается к оптимуму того, что может сделать один человек. По мере роста коллектива контакты между руководителями и подчиненными слабеют и контроль за их деятельностью затрудняется. Это и снижает инициативу и приводит к уменьшению результативности труда.
Необходимость в делегировании полномочий существовала всегда, однако она становится особенно необходимой с переходом к рыночной экономике, становление которой невозможно без самостоятельных и предприимчивых работников. Делегирование полномочий благоприятно сказывается на формировании в коллективе атмосферы творческого труда.
Мобилизующим
фактором для работника, которому делегированы
полномочия, является то, что он получает
самостоятельный участок
Делегирование
полномочий является своеобразной школой
выявления способных