Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:43, реферат
Цель - рассмотреть место занимает менеджера в системе управления персоналом и его роль. Задача показать портрет современного, востребованного менеджера.
Практически все
создаваемые у нас организации
предпринимательского типа
Опыт профессиональной подготовки менеджеров за рубежом начал накапливаться уже сто с лишним лет тому назад. И потребность в специалистов такого типа неуклонно возрастала. В настоящее время ежегодно свыше 60 тыс. американцев становится дипломированными менеджерами, общее число менеджеров в Японии приближается к 3 млн., и, тем не менее, острота их нехватки не спадает. Капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличиваются, оправдывая себя на практике. Сложившаяся на Западе профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в специальных государственных и частных школах, фирмах , но главным образом в школах бизнеса , которые входят в университетскую систему. Эти же школы организуют курсы повышения квалификации управленческого персонала [№3ст.10].
Цель рассмотреть место занимает менеджера в системе управления персоналом и его роль. Задача показать портрет современного, востребованного менеджера. Менеджмент (управление) – процесс, направленный на достижение целей организации посредствам упорядочения преобразований исходных ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации – людей, координируя их действия. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов [№1ст.43] .
1 Менеджер, его место и роль в системе управления персоналом
Менеджер - это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль [3ст.10].
Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:
• менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
• менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
• менеджеры разрабатывают
стратегии поведения
• менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
• менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
• менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
• менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях [№4 ст.15].
1. Связана с принятием решений.
• Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;
• Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию производства, приносящие изменения;
• Контролирует разработку определенных проектов;
• При столкновении с нарушениями менеджер отвечает за корректирующие действия;
• Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;
• Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
2. Информационные роли.
• Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней среде, которую использует в интересах дела;
• Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;
• Передает
информацию для внешних
3. Межличностные роли.
• Выполняет обязанности правового и социального характера;
• Отвечает
за мотивацию и активизацию
подчиненных на достижение
Основные требования,
предъявляемые к личностно-
1.Профессиональная компетентность;
2. Организаторские способности;
3. Морально-этическая зрелость;
4. Личные качества.
Также к любому
менеджеру предъявляются
• Наличие знаний в области управления предприятием;
• Компетентность в вопросах технологии отрасли;
• Владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы;
• Умение принимать обоснованные решения с участием нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;
• Наличие
опыта и знаний в области
экономической ситуации на
• Умение анализировать деятельность конкурентов.
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К организаторским способностям относятся:
- Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);
- Контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);
- Стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);
- Доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).
Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять людьми, а именно:
- знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников;
- защита интересов тех и других на справедливой основе;
- психологическая
- умение устранять не способных работников с целью эффективного функционирования фирмы.
Менеджер должен обладать лидерскими качествами. Лидер имеет иной характер действий, чем обычный менеджер администратор. Он не командует, а ведёт за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчинёнными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним.
Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии.
Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему [2].
1.2 Портрет современного менеджера
· доступен каждому работнику, тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;
· глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительной частью работников, много времени уделяет поиску подходящих кадров и их обучению;
· не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск;
· терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;
· вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное - преодолеть ошибку;
· при выдвижении на ответственные
посты рекомендует, в первую очередь,
способных сотрудников организа
· поощряет самостоятельность подчиненных,
причем мера этой самостоятельности
точно соответствует
· без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;
· уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;
· постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается [5].
Заключение.
В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств.
Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения.
В процессе работы менеджеру приходится выполнять множество функций:
· Оценка результатов работы;
· Организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы
· Ознакомление с новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений
· Ведение переговоров.
Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.
Быть менеджером - значить разделять ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, - не менеджер. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента.
Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.
Информация о работе Менеджер, его место и роль в системе управления персоналом