Менеджер, его место и роль в системе управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:43, реферат

Краткое описание

Цель - рассмотреть место занимает менеджера в системе управления персоналом и его роль. Задача показать портрет современного, востребованного менеджера.

Файлы: 1 файл

Менеджер,его место и роль в системе управления персоналом ..doc

— 59.00 Кб (Скачать)

 

                                                     Введение.

    

     Практически  все  создаваемые у нас организации  предпринимательского типа заинтересованы  в грамотных, профессионально  подготовленных руководителях, способных  ориентироваться в финансовых, юридических,  психологических  и других вопросах по принятии управленческих решений. Так же способных разбираться в основах рыночной экономики и особенностях взаимоотношений между предприятиями. Таких руководителей и принято называть менеджерами. Это - особый тип руководителя, появляющийся в нашей реальности. Одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчинённых. Искусство руководителя проявляется не только в налаживании коммуникаций, координировании и направлении подчинённых, но и в умении делегировать им необходимые полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать  и отстаивать своё мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем возникающих у менеджеров, связано с людьми. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания.

     Опыт профессиональной подготовки менеджеров за рубежом  начал накапливаться уже сто с лишним лет тому назад. И потребность в специалистов такого типа неуклонно возрастала. В настоящее время ежегодно свыше 60 тыс. американцев становится  дипломированными менеджерами, общее число менеджеров в Японии приближается к 3 млн., и, тем не менее, острота их нехватки не спадает. Капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличиваются, оправдывая себя на   практике. Сложившаяся  на Западе  профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в специальных государственных и частных школах, фирмах , но главным образом в школах бизнеса , которые входят в университетскую систему. Эти же школы организуют курсы повышения квалификации управленческого персонала [№3ст.10].

 

     Цель  рассмотреть место занимает менеджера в системе управления персоналом и его роль. Задача показать портрет современного, востребованного менеджера. Менеджмент (управление) – процесс, направленный на достижение целей организации посредствам упорядочения преобразований исходных ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации – людей, координируя их действия. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов [№1ст.43] .  

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1 Менеджер, его место и роль в системе управления персоналом

 

     Менеджер - это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль [3ст.10].

     Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

     Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

• менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного  предназначения;

• менеджеры проектируют  и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

• менеджеры разрабатывают  стратегии поведения организации  в изменяющемся окружении;

• менеджеры обеспечивают служение организации интересам  тех лиц и учреждений, которые  контролируют организацию;

• менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;

• менеджеры несут  формальную ответственность за результаты деятельности организации;

• менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях [№4 ст.15].

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       1.1 Роли менеджера

 

1. Связана с принятием  решений.

• Определяет направление роста  организации, изыскивая для этого  возможности как внутри организации, так и за ее пределами;

• Разрабатывает и запускает  проекты по совершенствованию производства, приносящие изменения;

• Контролирует разработку определенных проектов;

• При столкновении с нарушениями  менеджер отвечает за корректирующие действия;

• Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;

 • Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

2. Информационные  роли.

• Собирает разнообразную  информацию о внешней и внутренней среде, которую использует в интересах  дела;

• Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;

 • Передает  информацию для внешних контактов  организации относительно планов, политики, действий, результатов работы  организации.

3. Межличностные  роли.

• Выполняет  обязанности правового и социального характера;

 • Отвечает  за мотивацию и активизацию  подчиненных на достижение целей  организации, координирует их  усилия, отвечает за набор и  подготовку работников;

Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым  качествам менеджера:

1.Профессиональная  компетентность;

2. Организаторские  способности;

3. Морально-этическая  зрелость;

4. Личные качества.

Также к любому менеджеру предъявляются следующие  требования:

• Наличие знаний в области управления предприятием;

 • Компетентность в вопросах технологии отрасли;

• Владение навыками предпринимательства, умение владеть  ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы;

• Умение принимать  обоснованные решения с участием нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;

 • Наличие  опыта и знаний в области  экономической ситуации на рынках  или их сегментах, на которых  работает;

• Умение анализировать  деятельность конкурентов.

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально  – психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К организаторским способностям относятся:

- Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);

- Контактность (общительность,  умение понимать и убеждать  людей);

- Стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);

- Доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).

Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять  людьми, а именно:

- знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;

- знание условий, связывающих предприятие и работников;

- защита интересов тех и других  на справедливой основе;

- психологическая компетентность  менеджера;

- умение устранять не способных работников с целью эффективного функционирования фирмы.

     Менеджер должен обладать лидерскими качествами. Лидер имеет иной характер действий, чем обычный менеджер администратор. Он не командует, а ведёт за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчинёнными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним.

     Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии.

     Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему [2].

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

                            1.2 Портрет современного менеджера

 

· доступен каждому работнику, тон  обсуждения любых проблем неизменно  доброжелателен;

· глубоко вовлечен в процесс  управления персоналом, постоянно уделяет  внимание системам поощрения, лично  знаком со значительной частью работников, много времени уделяет поиску подходящих кадров и их обучению;

· не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск;

· терпим к выражению открытого  несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

· вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск  виновников, для него самое главное - преодолеть ошибку;

· при выдвижении на ответственные  посты рекомендует, в первую очередь, способных сотрудников организации и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны;

· поощряет самостоятельность подчиненных, причем мера этой самостоятельности  точно соответствует способностям и профессионализму работника;

· без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;

· уверен в себе и собственных  силах, неудачи воспринимает как  временное явление;

· постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому  возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается [5].

                               Заключение.

 

     В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств.

     Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения.

В процессе работы менеджеру приходится выполнять множество функций:

· Оценка результатов работы;

· Организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной  работы

· Ознакомление с новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений

· Ведение переговоров.

     Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

     Быть менеджером - значить разделять ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, - не менеджер. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента.

     Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

Информация о работе Менеджер, его место и роль в системе управления персоналом