Личность менеджера в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать личность в системе управления.
Задачи работы:
- изучить научную литературу по проблеме;
- рассмотреть понятие личности и ее социально-психологическую структуру;
- изучить социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений;
- рассмотреть личностный потенциал работника в организации и уровень его притязаний;
- проанализировать особенности управления работниками столовой МОУ СОШ №71 с учетом их индивидуально-личностных особенностей.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования  Свердловской области

«Верхнетуринский  механический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Личность  менеджера в системе управления

 

 

 

Исполнитель:

Студентка Меньшенина Т. В.

2 курс группа 299

Специальность: менеджер

Руководитель:

преподаватель социально-экономических

дисциплин  Чиркова О.Ю.

 

 

 

 

2011год

 

Содержание

 

 

Введение

Человек и личность является предметом многих наук.  Естественные науки изучают человека, как существо природное, гуманитарные – как общественное.

В гуманитарных науках используются такие  понятия, как «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи  подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом  одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.  Можно сказать, что «индивид» - это конкретный человек от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. «Личность» рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Об управлении написаны горы книг. Если коротко, то управление –  это воздействие со стороны управляющего субъекта на людей или экономические  объекты, с целью организовать их действия для получения определенных результатов. Оно непосредственно  связанно с трудом. С давних времен люди что бы выжить в условии противостояния с окружающей средой объединялись в трудовые организации. Но трудовые организации немыслимы без организованности, разделения труда, определения места человека в организации и его функций. Без управления ничего это не возможно.

Человек принадлежит к  определенной общественной системе (формации, классу, коллективу), которая ставит его дела и поведение в определенные рамки. А это значит, что управлению подвержена вся социальная жизнь общества.

Таким образом, на первое место  в организации выступает человек, личность – как объект управления. Именно этому вопросу просвещенна  данная курсовая работа.

Цель работы – проанализировать личность в системе управления.

Задачи работы:

- изучить научную литературу  по проблеме;

- рассмотреть понятие  личности и ее социально-психологическую  структуру;

- изучить социальные позиции  и роли личности в системе  управленческих отношений;

- рассмотреть личностный  потенциал работника в организации  и уровень его притязаний;

             - проанализировать особенности управления работниками столовой МОУ СОШ №71 с учетом их индивидуально-личностных особенностей;

- сделать итоговые выводы.

Объект исследования - работники столовой МОУ СОШ № 71 города Лесной.

Предмет исследования - особенности индивидуально-личностного управления.

Методы исследования –  изучение литературы, анализ, беседа, наблюдение и др.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения. Прилагается библиографический  список

Во введение обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи курсовой работы, представлена её структура.

Первая глава является теоретической и рассматривает  теоретические аспекты анализируемого вопроса.

Вторая глава носит  практический характер и содержит результаты анализа управлению личностью в  муниципальном учреждении.

Заключение содержит обобщающие выводы по работе.

 

 

1 Теоретические  основы управления личностью

    1. Понятие личности и его социологическая и социально-психологическая структура

В социологии и политологии  существует много определений понятия  личность. Но в самом общем виде личность – это человек со своими, полученными от природы, общения  и воспитания особенностями.

Личность начинает формироваться  в семье в раннем детстве. Большее  влияние на ребенка оказывает  школьный коллектив: процесс обучения, воспитательное действие учителей, взаимоотношение в коллективе. Далее личность начинает формироваться в студенческих или различного рода трудовых коллективах, социальные нормы поведения которых предъявляют соответствующие требования к поведению каждого человека, как члена данного коллектива. Формирование личности в коллективе происходит путем как невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива. Мощное формирующее воздействие на личность оказывают средства массовой информации (телевиденье, радио, печать). Кроме того, личность формирует сама себя и в процессе самовоспитания.

В связи с этим каждая личность является носителем того общего, что характерно для всего общества, и вместе с тем особенного, типичного  для группы (коллектива), в которой  она постоянно живет, учиться, работает. Но каждой личности присущи также  индивидуальные особенности, которые  определяются наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Поэтому личность представляет собой единство биологических и социальных, врожденных и приобретенных в процессе социализации качеств (т.е. она является био-социальным существом).

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы и ценности отдельных людей, группы, общества.

В основе биологических качеств  лежит генотип, наследственная информация; в основе социальных качеств –  воздействие социального окружения, среды.

В целях обеспечения эффективного управления поведением работника (как  со стороны менеджера, так и методом  самоуправления) необходимо рассмотреть  социально-психологическую структуру  личности.

Исследования, посвященные  системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой  каждой системы является её структура. Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов  объекта, обеспечивающих его целостность. Разработка научного представления  о структуре личности является предпосылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии её проявлений. Среди ученых-обществоведов сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему. Характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент – как систему природных свойств; способности – как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер – как синтез отношений и способов поведения.

Поведение личности определяется ее потребностями. В научной литературе наиболее подробно и структурно разработал теорию потребностей американский психолог А. Маслоу. Социально психологическая  структура личности представлена следующим  образом на рис. 1.


 





 


 

Рис.1 социально-психологическая структура  личности

Он один из первых указал на сложность и многообразие потребностей, а так же показал их влияние  на мотивацию поведения личности.

Существует множество  социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются  в социологии и психологии управления. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении, потребность  в самоутверждении, в признании, в социальной роли, в самовыражении, в активности, в продолжении рода и самопроизводстве, в досуге, в самосохранении, в стабильности, в социальном статусе, в социальной солидарности и т.д. Из всего общего количества существующих потребностей необходимо в управлении выделить те, которые регулируют в настоящее время и управляют поведением личности. Регулируя и удовлетворяя актуальные потребности личности, можно управлять её поведением, особенно в том случае, когда потребности осознаются.

Важной основой для  управления личностью являются ее ценности и ценностные ориентации. Ценность – это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о  главных и важных целях жизни, а так же основных средств достижения этих целей. Ценности бывают: материальные, духовные, социальные, политические и  т.д. Направленность личности на те или  иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризуют её ценностные ориентации, которые служат общим ориентиром в человеческом поведении.

Поведение человека обуславливается  не только системой ценностей общества, окружения личности, трудовой организации, но и социальными нормами –  стихийно сложившимися или сознательно  установленными правилами поведения. Если ценности задают то или иное направление поведения группы, человека, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысливают.

Для формирования и управления поведением личности необходимо учитывать  и такие её психологические характеристики, как:

  1. Интеллект:

- глубина мысли,

- логичность,

- критичность мышления  и т.д.

2) волевые свойства личности:

- целеустремленность,

- решительность,

- настойчивость, выдержка,

- самостоятельность и  т.д.

3) моральные, интеллектуальные  и эстетические чувства:

- эмоциональное отношение  к своему и поведению других,

- переживания в процессе  умственной деятельности,

- чувства, возникающие  при восприятии и создании  человеком прекрасного.

4) черты темперамента:

- холерик – вспыльчивый,  импульсивный;

- сангвиник – большая  подвижность, энергичность, легкая  приспосабливаемость в изменяющихся  условиях жизни, общительность;

- флегматик – спокойный,  уравновешенный человек, спокойный  и ровный в отношениях с  людьми;

- меланхолик – слабое  возбуждение, стеснительный человек,  трудно находящий контакты, обидчив,  нуждается в поддержке.

5) способности:

- как индивидуальные психологические  свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями;

- общеуправленческие способности  – психологический такт, практический  ум, общественная энергичность;

- частные управленческие  способности – способности к  целеполаганию, к прогнозированию,  к  планированию, усвоению и  использованию информацией и  т.д.

Рассмотренные выше элементы социально-психологической структуры  личности отражают характер человека как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей свойств) личности, складывающихся, проявляющихся в труде, и общении, обусловливающихся типичные способы поведения.

    1. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений

Важное место в системе  управления занимают социальные позиции  и роль личности. Социальная позиция – это располагаемые в иерархии по какому либо основанию (например, имущественному, власти, компетентности и т.д.) статус и престиж в общественном мнении.

Социальная позиция описывается  как совокупность ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых  к лицам, занимающим данную позицию.

Позиция всегда рассматривается  во взаимосвязи с ролью. Роль понимается как социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способов поведения в зависимости от её статуса (позиций) в системе межличностных  отношений.

Социальная роль выполняет  две функции:

- указывает человеку, как  ему вести себя в данной  позиции (студенту, покупателю…)

- формирует определенные  ожидания партнера от поведения  ее исполнителя, которые, в  свою очередь, определяют ответное  поведение партнера.

Каждый человек выполняет  в жизни разнообразные роли. Его  поведение определяется характером ролевых ожиданий людей соответствующего поведения. В то же время каждая роль имеет свою внутреннюю структуру. В  нее входят следующие элементы:

- ролевые предписания;

- ролевые ожидания;

- ролевое поведение;

- оценка ролевого поведения;

- санкции.

Центральным элементом структуры. Который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного  руководителя (менеджера) на предприятии. Разные люди выполняют неодинаково, является понятие «ролевое поведение».

Ролевое поведение – это  единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности человека, то есть каждую социальную роль личность играет индивидуально, в зависимости  от своего характера. Способностей, темперамента и т.д.

Для успешного выполнения социальных ролей человеку необходимо не только знание и понимание официальных  предписаний, но так же социально-психологическая  готовность принять данную роль и  в конечном счете – обеспечить ее выполнение. В этом случае официальные  ролевые предписания трансформируются в соответствующие внутренние побуждения и вырабатывается индивидуальный стиль ролевого поведения, который отражает такие важнейшие личностные особенности, как ответственность личности, уровень ее притязаний, интересы, самооценку.

Первостепенное значение имеет роль непосредственного руководителя (менеджера) по созданию условий для  интериоризации работником социальных ролей и оказания на него управленческих воздействий. Управленческие воздействия  оказываются путем формирования у личности ответственности, уровня притязаний, самосознания и самооценки. В зависимости от этих характеристик  людей можно те или иные качества развить в определенной степени  и таким образом влиять на поведение. Важным компонентом личности является уровень самоуважения. Сформированность этого качества активно влияет на поведение личности.

Информация о работе Личность менеджера в системе управления