Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель работы – проанализировать личность в системе управления.
Задачи работы:
- изучить научную литературу по проблеме;
- рассмотреть понятие личности и ее социально-психологическую структуру;
- изучить социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений;
- рассмотреть личностный потенциал работника в организации и уровень его притязаний;
- проанализировать особенности управления работниками столовой МОУ СОШ №71 с учетом их индивидуально-личностных особенностей.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Верхнетуринский механический техникум»
Курсовая работа
Личность менеджера в системе управления
Исполнитель:
Студентка Меньшенина Т. В.
2 курс группа 299
Специальность: менеджер
Руководитель:
преподаватель социально-экономических
дисциплин Чиркова О.Ю.
2011год
Содержание
Введение
Человек и личность является предметом многих наук. Естественные науки изучают человека, как существо природное, гуманитарные – как общественное.
В гуманитарных науках используются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» используется
как предельно общее понятие
для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей.
Используя это понятие, психологи
подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом
одновременно, которое своей
Об управлении написаны горы книг. Если коротко, то управление – это воздействие со стороны управляющего субъекта на людей или экономические объекты, с целью организовать их действия для получения определенных результатов. Оно непосредственно связанно с трудом. С давних времен люди что бы выжить в условии противостояния с окружающей средой объединялись в трудовые организации. Но трудовые организации немыслимы без организованности, разделения труда, определения места человека в организации и его функций. Без управления ничего это не возможно.
Человек принадлежит к определенной общественной системе (формации, классу, коллективу), которая ставит его дела и поведение в определенные рамки. А это значит, что управлению подвержена вся социальная жизнь общества.
Таким образом, на первое место
в организации выступает
Цель работы – проанализировать личность в системе управления.
Задачи работы:
- изучить научную литературу по проблеме;
- рассмотреть понятие
личности и ее социально-
- изучить социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений;
- рассмотреть личностный
потенциал работника в
- проанализировать особенности управления работниками столовой МОУ СОШ №71 с учетом их индивидуально-личностных особенностей;
- сделать итоговые выводы.
Объект исследования - работники столовой МОУ СОШ № 71 города Лесной.
Предмет исследования - особенности индивидуально-личностного управления.
Методы исследования – изучение литературы, анализ, беседа, наблюдение и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается библиографический список
Во введение обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи курсовой работы, представлена её структура.
Первая глава является
теоретической и рассматривает
теоретические аспекты
Вторая глава носит практический характер и содержит результаты анализа управлению личностью в муниципальном учреждении.
Заключение содержит обобщающие выводы по работе.
1 Теоретические основы управления личностью
В социологии и политологии существует много определений понятия личность. Но в самом общем виде личность – это человек со своими, полученными от природы, общения и воспитания особенностями.
Личность начинает формироваться в семье в раннем детстве. Большее влияние на ребенка оказывает школьный коллектив: процесс обучения, воспитательное действие учителей, взаимоотношение в коллективе. Далее личность начинает формироваться в студенческих или различного рода трудовых коллективах, социальные нормы поведения которых предъявляют соответствующие требования к поведению каждого человека, как члена данного коллектива. Формирование личности в коллективе происходит путем как невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива. Мощное формирующее воздействие на личность оказывают средства массовой информации (телевиденье, радио, печать). Кроме того, личность формирует сама себя и в процессе самовоспитания.
В связи с этим каждая
личность является носителем того общего,
что характерно для всего общества,
и вместе с тем особенного, типичного
для группы (коллектива), в которой
она постоянно живет, учиться, работает.
Но каждой личности присущи также
индивидуальные особенности, которые
определяются наследственными
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы и ценности отдельных людей, группы, общества.
В основе биологических качеств
лежит генотип, наследственная информация;
в основе социальных качеств –
воздействие социального
В целях обеспечения эффективного
управления поведением работника (как
со стороны менеджера, так и методом
самоуправления) необходимо рассмотреть
социально-психологическую
Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой каждой системы является её структура. Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность. Разработка научного представления о структуре личности является предпосылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии её проявлений. Среди ученых-обществоведов сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему. Характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент – как систему природных свойств; способности – как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер – как синтез отношений и способов поведения.
Поведение личности определяется ее потребностями. В научной литературе наиболее подробно и структурно разработал теорию потребностей американский психолог А. Маслоу. Социально психологическая структура личности представлена следующим образом на рис. 1.
Рис.1 социально-психологическая
Он один из первых указал на сложность и многообразие потребностей, а так же показал их влияние на мотивацию поведения личности.
Существует множество
социальных и моральных потребностей,
которые изучаются и
Важной основой для управления личностью являются ее ценности и ценностные ориентации. Ценность – это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни, а так же основных средств достижения этих целей. Ценности бывают: материальные, духовные, социальные, политические и т.д. Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризуют её ценностные ориентации, которые служат общим ориентиром в человеческом поведении.
Поведение человека обуславливается не только системой ценностей общества, окружения личности, трудовой организации, но и социальными нормами – стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения. Если ценности задают то или иное направление поведения группы, человека, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысливают.
Для формирования и управления
поведением личности необходимо учитывать
и такие её психологические
- глубина мысли,
- логичность,
- критичность мышления и т.д.
2) волевые свойства личности:
- целеустремленность,
- решительность,
- настойчивость, выдержка,
- самостоятельность и т.д.
3) моральные, интеллектуальные и эстетические чувства:
- эмоциональное отношение к своему и поведению других,
- переживания в процессе умственной деятельности,
- чувства, возникающие при восприятии и создании человеком прекрасного.
4) черты темперамента:
- холерик – вспыльчивый, импульсивный;
- сангвиник – большая
подвижность, энергичность, легкая
приспосабливаемость в
- флегматик – спокойный,
уравновешенный человек,
- меланхолик – слабое
возбуждение, стеснительный
5) способности:
- как индивидуальные
- общеуправленческие
- частные управленческие
способности – способности к
целеполаганию, к
Рассмотренные выше элементы
социально-психологической
Важное место в системе управления занимают социальные позиции и роль личности. Социальная позиция – это располагаемые в иерархии по какому либо основанию (например, имущественному, власти, компетентности и т.д.) статус и престиж в общественном мнении.
Социальная позиция
Позиция всегда рассматривается во взаимосвязи с ролью. Роль понимается как социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способов поведения в зависимости от её статуса (позиций) в системе межличностных отношений.
Социальная роль выполняет две функции:
- указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студенту, покупателю…)
- формирует определенные
ожидания партнера от
Каждый человек выполняет в жизни разнообразные роли. Его поведение определяется характером ролевых ожиданий людей соответствующего поведения. В то же время каждая роль имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят следующие элементы:
- ролевые предписания;
- ролевые ожидания;
- ролевое поведение;
- оценка ролевого поведения;
- санкции.
Центральным элементом структуры. Который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного руководителя (менеджера) на предприятии. Разные люди выполняют неодинаково, является понятие «ролевое поведение».
Ролевое поведение – это единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности человека, то есть каждую социальную роль личность играет индивидуально, в зависимости от своего характера. Способностей, темперамента и т.д.
Для успешного выполнения
социальных ролей человеку необходимо
не только знание и понимание официальных
предписаний, но так же социально-психологическая
готовность принять данную роль и
в конечном счете – обеспечить
ее выполнение. В этом случае официальные
ролевые предписания
Первостепенное значение имеет роль непосредственного руководителя (менеджера) по созданию условий для интериоризации работником социальных ролей и оказания на него управленческих воздействий. Управленческие воздействия оказываются путем формирования у личности ответственности, уровня притязаний, самосознания и самооценки. В зависимости от этих характеристик людей можно те или иные качества развить в определенной степени и таким образом влиять на поведение. Важным компонентом личности является уровень самоуважения. Сформированность этого качества активно влияет на поведение личности.