Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель работы – проанализировать личность в системе управления.
Задачи работы:
- изучить научную литературу по проблеме;
- рассмотреть понятие личности и ее социально-психологическую структуру;
- изучить социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений;
- рассмотреть личностный потенциал работника в организации и уровень его притязаний;
- проанализировать особенности управления работниками столовой МОУ СОШ №71 с учетом их индивидуально-личностных особенностей.
В столовой нет своего профсоюза.
2.2 Характеристика коллектива работников столовой
Численность работников столовой на протяжении 2009 – 2010 годов не менялась.
В столовой МОУ СОШ №71 можно выделить только одного руководителя. Это заведующая столовой. В ее подчинении находятся все работники и основные, и вспомогательные.
На стиль любого руководителя
оказывает влияние
- возраст;
- стаж работы в руководящем возрасте;
- психологические особенности личности.
Дадим характеристику данным факторам относительно заведующей столовой Моховой Татьяне Юрьевне.
Возраст Татьяны Юрьевны – 46 лет, 16 из которых она работает на руководящей должности. Общий стаж работы на предприятии общественного питания - 21 год.
Соответственно, можно отметить, что за 21 год работы сотрудница приобрела значительный опыт, получила богатые знания.
Относительно характера заведующей столовой можно отметить следующее:
- это спокойный и уравновешаный человек, не склонный к конфликтным ситуациям;
- заведующая столовой
МОУ СОШ №71 требовательна к
себе и к окружающим, не любит
несерьезного отношения к
- Татьяна Юрьевна ценит
в людях умение принимать
Исходя из этого и сформировался стиль управления данного руководителя.
Если говорить о трех классических стилях руководства, которые обычно выделяются в теории менеджмента (авторитарный, демократический и либеральный), то Татьяна Юрьевна в чистом виде не использует не один из них. Стиль её руководства зависит от конкретной ситуации. Так, по отношению к одному работнику она может выбрать демократический стиль управления, а к другому – авторитарный.
Такая гибкость в управлении персоналом, по моему мнению, является положительным фактором. Заведующая учитывает индивидуально-психологические особенности каждого работника, использует индивидуальный подход к ним.
Говоря о стиле управления Татьяны Юрьевны в целом, можно отметить следующие характерные черты:
- заведующая никогда не
использует методы
- она понимает, что коллектив маленький, что вместе с этими людьми ей еще долго работать вместе и что не стоит портить отношения с ними и разрушать положительный психологический климат в коллективе;
- руководитель относиться
к своим подчиненным по
Татьяна Юрьевна выслушивает все пожелания работников, чего бы они ни касались, и сообщает им свое мнение.
Работники коллектива столовой
удовлетворены манерой
Коллектив работников столовой неоднообразен. Каждый работник имеет свой темперамент, характер, особые способности и наклонности. В связи с эти Татьяна Юрьевна (зав. Столовой) использует индивидуальный подход к сотрудникам с целью эффективного управления ими.
Для анализа остановимся на личностях трех работников и проанализируем особенности управления ими в процессе производства.
Данные о работниках представлены в таблице 4.
Данные о работниках столовой
ФИО работника |
Возраст, лет |
Стаж, лет |
Образование |
Макарова Елена Алексеевна - бухгалтер |
41 |
11 |
высшее |
Королева Антонина Валерьевна- кассир |
29 |
9 |
Средне профессиональное |
Бокова Ольга Алексеевна - повар |
44 |
21 |
Среднее профессиональное |
При выборе подхода к управлению отдельной личностью необходимо учитывать:
- темперамент;
- характер;
- психологические особенности.
Рассмотрим эти параметры применительно к трем выбранным работникам.
Характеристика темперамента работников
ФИО работника |
Темперамент |
Макарова Елена Алексеевна - бухгалтер |
Флегматик |
Королева Антонина Валерьевна- кассир |
Холерик |
Бокова Ольга Алексеевна - повар |
Меланхолик |
По данным таблицы 5 мы видим, что все три работника имеют разный темперамент. В связи с этим заведующая столовой выбирает соответствующий подход к работнику.
Таким образом, мы видим, что в зависимости от темперамента заведующая столовой выбирает определенный подход к работникам.
Описание характера работников столовой мы можем увидеть в таблице 6.
Описание характера работников столовой
ФИО работника |
Описание черт характера |
Макарова Елена Алексеевна - бухгалтер |
Ответственная, пунктуальная. Всегда выполняет свою работу. требовательна к себе и другим. |
Королева Антонина Валерьевна- кассир |
Склона к конфликтам. Импульсивна. Бывает невнимательной в работе. Неуравновешана, вспыльчива. |
Бокова Ольга Алексеевна - повар |
Склона к перепадам настроения. Слабовольна. Поддается влиянию других. |
По данным таблицы 6 мы видим
что характер у всех трех работников
отличается друг от друга. В связи
с особенностями характера
Индивидуализация подхода в управлении помогает достич высокого уровня эффективности.
Как показал анализ особенностей управления личностью столовой МОУ СОШ №71, руководитель учреждения достаточно хорошо знает коллектив и используется в процессе управления людьми личностный подход.
Тем не менее, целесообразно разработать рекомендации по управлению коллективом столовой, которые могут быть использованы руководителем учреждения.
Для успешной жизнедеятельности работнику столовой необходимо учиться управлять стрессом.
Стресс – это универсальная адаптивная реакция человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведении или при невозможности его применить.
Для выхода из стресса важно уметь совершать необходимые действия. Следовательно, целесообразно разработать алгоритм управления стрессом, который может использоваться работниками и руководством столовой.
Данный алгоритм должен быть доведен до сведенья работников.
Таким образом, использование
предлагаемых мероприятий позволит
усовершенствовать процесс
Заключение
Обобщая рассмотренный теоретический материал и результаты исследования особенностей индивидуально-психологического управления личностью работника, можно сделать основные выводы.
В самом общем виде личность – это человек со своими, полученными от природы, общения и воспитания особенностями. Человек не рождается личностью, он ею становиться по мере активного вхождения в жизнь общества.
Для формирования и управления
поведением личности необходимо учитывать
и такие её психологические
Личностный потенциал
работника характеризует
Предприятие общественного питания Столовая МОУ СОШ №71 одно из нескольких предприятий подобного рода в городе Лесной Свердловской области. Столовая обслуживает разные слои населения, но в основном её посетителями являются учащиеся и работники школы №71, но так же туда в обед заходят работники детского дневного стационара, находящегося напротив. Помимо этого столовая принимает всех желающих жителей города.
Коллектив столовой работает по закрепленному графику. Столовая открывается для посетителей в 8.40 утра, заканчивают работу в 15 часов дня, но работники столовой приходят на работу раньше, чем к 7 утра.
В столовой работает 12 человек. Вся необходимая для работы в столовой продукция поступает в столовую по накладным и сертификатам. За один день столовая обслуживает более 1000 человек. Средняя цена обеда составляет 70 рублей.
Основная цель существования столовой МОУ СОШ №71 – организация горячего питания населения путем производства и реализации высококачественной и недорогой продукции пищевого назначения.
Коллектив работников неоднообразен.
Каждый работник имеет свой темперамент,
характер, особые склонности и наклонности.
В связи с этим Татьяна Юрьевна
Мохова использует индивидуальный подход
к сотрудникам с целью
Темперамент и характер работников столовой определяет особенности упраленческого подхода к ним заведующей учреждения.
Для совершенствования процесса управления коллективом учреждения в курсовой работе предложены рекомендации по профилактике стрессовых ситуаций, и их разрешению.
Использование предлагаемы мероприятий позволит усовершенствовать процесс управления коллективом столовой, сделать работников более сплоченными и устойчивыми к конфликтам и стрессам.
Библиографический список
Личностный потенциал работника | ||
Психофизиологический потенциал |
Трудовой потенциал |
Творческий потенциал |
Задатки: Тип высшей нервной деятельности; Темперамент; Эмоционально-волевая сфера; Работоспособность. |
Способность и готовность к труду в условиях рынка; Профессиональные знания; Профессиональные умения; Профессиональные навыки; Мотивы трудовой деятельности; Идентификация с коллективом. |
Уровень интеллекта; Креактивные способности; Потребности; Потребности и способность к самореализации; Лидерские способности; Личностные особенности |