Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте научных концепций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. проанализировать сущность и значение системы управления как науки;
2. рассмотреть научные подходы и концепции к управлению;
3. проанализировать современное состояние науки управления и тенденции ее развития.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.
1.1. История развития организационно-управленческой мысли……5
1.2. Основные концепции науки управления…………………….….12
Глава 2. Элементы науки управления.
2.1 Объект, субъект и предмет управления………………………….20
2.2 Цели, функции и методы управления……………………………26
2.3. Тенденции развития науки управления…………………………31
Заключение…………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………39
Особенно важное значение для развития управления ЧР как науки имела теория «Х-У» МакГрегора, в соответствии с которой по теории «X» человек имеет врожденную антипатию к труду, пытается улизнуть от него, нуждается в принуждении к труду и санкциях в случае уклонения; человек не хочет нести ответственность и предпочитает, чтобы им руководили; у него мало тщеславия и больше всего он нуждается в уверенности в завтрашнем дне. В противоположность этому, в соответствии с теорией «У», отношение к труду развивается у человека под влиянием его опыта.
В 70-х гг. происходил отход от рассмотрения
технократической формы организации,
как некой «абсолютной» формы. Все
отчетливее проступала мысль о возможности
раскрытия творческого
Теория «человеческого капитала» основывалась на попытке приравнять рабочую силу к капиталу. К примеру, «капитализировались» затраты на образование. Важность теории «человеческого капитала», как этапа эволюции теоретического познания управления персоналом, определяется тем, что была сформулирована идея о существовании ценности человеческих ресурсов организации.
Гелбрейт и Натансон относятся
к первым теоретикам в области
управления, которые признали необходимость
согласовывать между собой
В последние годы ряд ученых (Баярд, Лендник-Хэл) доказывают, что связь между стратегиями необходима, когда организационная стратегия или стратегия предпринимательства сама по себе успешна.
Цедек и Кабсио стали рассматривать проблематику менеджмента человеческих ресурсов, как часть открытой системы. Они выдвинули тезис о том, что исследования не могут быть признаны теоретически удовлетворительными, когда они не устанавливают перспектив организационных связей3.
Основополагающей сутью
1.2 Основные концепции науки управления
Концепции управления являются результатом:
- прикладных исследований (например, Ф.Тейлор);
- фундаментальных исследований;
- исследований в смежных
В зарубежной науке управления сложились следующие важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практике управления человеческими ресурсами:
- концепция научного управления;
- концепция административного управления;
- концепция управления с
- концепция управления с
Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях:
- подход к управлению, как к процессу;
- системный подход;
- ситуационный подход.
Основателем школы научного управления
считают американского инженера
Ф. Тейлора. Он стоял у истоков
создания современного менеджмента. Но
в отличие от многих специалистов,
разрабатывающих управленческие теории,
Тейлор был не ученым-исследователем,
а практиком: сначала рабочим, затем
менеджером, а впоследствии главным
инженером в сталелитейной
Создатели данной школы основывались в своих подходах на двух принципах.
Первый - принцип вертикального разделения труда - за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения поставленной задачи.
Второй принцип - принцип измерения труда. Суть его заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Методы научной организации труда позволили существенно сократить затраты живого труда, что способствовало значительному повышению производительности труда работников.
Основным объектом, применительно
к которому формируются теоретические
и методические положения управления
в системе Тейлора, является производственный
персонал, рабочие. Важнейшей задачей
менеджера Тейлор считал поиск и
достижение наивысшей производительности
труда рабочих, которые находились
в непосредственном подчинении данного
руководителя. Именно на менеджера
возлагалась вся
- углубленное изучение процесса труда с целью определения наиболее рациональных приемов и действий, а также режимов работы техники, если таковая имелась на данном рабочем месте;
- проектирование наиболее
- подбор и обучение работников рациональным приемам труда;
выбор эталонного работника («хорошего работника»), который в полной мере усвоил «урок» и овладел рациональными приемами выполнения типичной для данного участка производства и для данной профессии работы;
- расчет норм выработки на
основе ранее определенной
Основным недостатком системы
Ф.Тейлора представляется то, что
она в своем первоначальном виде
была рассчитана на дисциплинированных
рабочих. Тем не менее, на современном
этапе развития науки и практики
управления персоналом принципы научного
управления по-прежнему являются прогрессивными
и актуальными. Кроме того, Тейлор
пришел к важному выводу, что главная
причина низкой производительности
кроется в несовершенной
Для работ наиболее известного ученика Ф.Тейлора Г.Ганнта характерно утверждение о том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. В 1901 году Г.Ганнт разработал первую систему оплаты качественного досрочного выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более чем в два раза. Г.Ганнт считал, что проблема человеческого фактора является одной из важнейших проблем менеджмента. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков.
Становление классической (административной) школы связано с именем француза Анри Файоля. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым ведет организацию к успеху. Чаще всего при этом упоминают его знаменитые 14 принципов административной деятельности управленческого персонала:
1. Разделение труда. Цель
2. Власть - ответственность. Власть
есть право отдавать
3. Дисциплина - это повиновение,
усердие, особая манера
4. Единство распорядительства.
Служащему может давать
5. Единство руководства. Этот
принцип можно выразить так:
один руководитель и одна
6. Подчинение частных интересов
общим. Этот принцип гласит, что
в организации интересы
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация. Централизация
не может быть хороша или
плоха сама по себе: она бывает
принята или отвергнута в
9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими.
10.Порядок. Общеизвестна
11 .Справедливость. Для того, чтобы
поощрить персонал к
12.Постоянство состава
13.Инициатива. Инициативой мы называем
возможность создания и
14. Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, - дело искусное, но разделять свои собственные силы внутри предприятия - тяжелая ошибка.
По мысли А. Файоля, осуществление
управленческой деятельности в соответствии
с данными принципами должно обеспечить
создание целостного социального организма,
способного эффективно решать проблемы
и анализировать программы
Таким образом, идеи Ф. Тэйлора о
необходимости четкого
Кроме принципиальных основ управления, Анри Файоль разработал и основы функционального управления («элементы управления»). Согласно его концепции: «управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать».
Справедливо будет сказать, что
Анри Файоль в своих трудах заложил
основы методологии современного менеджмента
и управления человеческими ресурсами.
Тем самым он достойно представил
европейскую школу управления на
фоне классического американского
менеджмента. Файоль одним из первых
классифицировал персонал промышленного
предприятия и с помощью
Информация о работе Система управления в аспекте научных концепций