Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте научных концепций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. проанализировать сущность и значение системы управления как науки;
2. рассмотреть научные подходы и концепции к управлению;
3. проанализировать современное состояние науки управления и тенденции ее развития.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.
1.1. История развития организационно-управленческой мысли……5
1.2. Основные концепции науки управления…………………….….12
Глава 2. Элементы науки управления.
2.1 Объект, субъект и предмет управления………………………….20
2.2 Цели, функции и методы управления……………………………26
2.3. Тенденции развития науки управления…………………………31
Заключение…………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………39
Информационный критерий - малоизучен в современной литературе по управлению персоналом; связан с обеспечением информационных процессов в системе управления персоналом, защитой информации, коммуникационными процессами внутри организации, информационным сопровождением принятия решений, имиджевой политикой компании.
Материально-технический
2.2 Цели, функции и методы управления
Прежде чем начать непосредственно процесс управления, субъект управления всегда предполагает определенные изменения относительно своего объекта управления. Речь идет о перспективном видении нового желаемого (по отношению к субъекту) состояния объекта. Данное желаемое состояние очень важно в самом начале сформулировать в виде цели.
К основным целям управления персоналом относятся:
способствование достижению целей предприятия путем обеспечения организации необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, практического опыта, мастерства, работоспособности и творческого потенциала;
формирование
Первая цель носит организационно-
Признаков, по которым можно классифицировать цели управления, достаточно много, но основными среди них являются следующие:
Сферы управления персоналом: кадровое планирование, обучение персонала, оценка персонала, нормирование труда и т.д.
Масштаб действия: глобальные (на межорганизационном уровне), узкоспециальные (в отношении отдельных специалистов), общие (на уровне рассматриваемой организации).
3. Срок действия: краткосрочные, долгосрочные, постоянные (мониторинговые).
4. Видение перспективы:
5. Эффект от достижения: эффективные
(результативные), неэффективные (
6. Инновационный критерий: качественные, количественные, инерционные.
7. Направления управленческих
Для того чтобы достичь основных целей управления персоналом, необходимо реализовать следующие задачи:
Функции управления персоналом - это специализированные виды управленческой деятельности в рамках кадровой политики организации, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью; это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности в сфере обеспечения кадровой политики9.
Широко распространенным подходом
к определению функций
В рамках данного подхода управление персоналом как система состоит из нескольких подсистем, выполняющих соответствующие функции.
Все перечисленные функции
Обобщив вышесказанное, можно выделить конкретные функции управления персоналом:
Методы управления персоналом представляют собой совокупность приемов и способов осуществления функций управления персоналом. Поэтому непосредственно зависят от характера функций управления персоналом. Данный признак (критерий) лег в основу самой распространенной классификации методов управления персонала. По этой классификации выделяют следующие методы управления персоналом:
Экономические методы - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: государственные, хозяйственно-отраслевые, организационные и индивидуальные. Искусство управленца заключается в том, чтобы «без обид» регулировать процесс удовлетворения оговоренных интересов. К рычагам подобного регулирования можно отнести: себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, цену, заработную плату, налоговые отчисления, поощрения и др.
Организационно-
Социально-психологические
Социологические методы - методы социологического исследования, в том числе и социометрические.
Программно-целевые методы - методы, в которых применяется специальная матрица, состоящая из 4 столбцов (исполнители, ресурсы, сроки, цели) и неопределенного количества строк (мероприятия) в зависимости от объема выполняемых работ.
Проблемно-ориентированные
Коммуникативные методы - методы симметричной и асимметричной коммуникации, целью которых является создание благоприятной коммуникативной обстановки в организации и сферах ее взаимодействия с компонентами внешней среды по вопросам управления персоналом.
Имиджевые методы - методы, основывающиеся на активном применении технологий интегрированных коммуникаций для создания положительного образа организации в глазах ее внешней и внутренней общественности. К интегрированным коммуникациям относят: паблик рилейшнз, рекламу, маркетинг, брендинг, промоушн, директ-мейл, спонсоринг, мифодизайн и др10.
Следует заключить, что методы управления
персоналом разнообразны по своей природе,
но, несмотря на это должны все-таки
находиться в постоянном динамическом
равновесии в зависимости от реальных
условий на каждом этапе развития
социально-экономической
2.3. Тенденции развития науки управления
Для оценки будущих направлений в эволюции управления и развития человеческих ресурсов полезно познакомиться с мнениями японских и американских управляющих крупными корпорациями.
Менеджеры 1500 компаний США о роли управления персоналом в XXI столетии:
- планирование человеческих
ресурсов для завтрашних
- руководитель повсеместно
станет членом высшего звена
управления и будет полностью
осведомлен о стратегии,
- роль функции управления
персоналом будет
- главными критериями
повышения по службе будут
разнообразие и широта
- одной из главных функции
управления персоналом станет
интеграция корпоративных
Японские менеджеры будущее политики в области управления видят в развитии следующих направлений (% ответов):
Развитие потенциала человеческих ресурсов - 86,6
Тщательное использование потенциала ЧР - 78,9
Развитие групповой
Акцент на развитие пожилых занятых - 42,4
Расширение разнообразия квалификаций - 38,3
Стабилизация трудовых отношений - 35,3
Обогащение труда и ротация - 33,9
Пополнение фондов мотивации - 29,6
Улучшение условий труда - 29,4
Тенденции развития управления персоналом можно свести к следующим:
1. От управления кадрами
к управлению человеческими
- от вертикального управления,
централизованной кадровой
- от планирования персонала
как реакции на
2. От инструментализма
кадровой функции к
Когда целью является ценовая
конкуренция продуктов
Информация о работе Система управления в аспекте научных концепций