Система управления в аспекте научных концепций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте научных концепций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. проанализировать сущность и значение системы управления как науки;
2. рассмотреть научные подходы и концепции к управлению;
3. проанализировать современное состояние науки управления и тенденции ее развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.
1.1. История развития организационно-управленческой мысли……5
1.2. Основные концепции науки управления…………………….….12
Глава 2. Элементы науки управления.
2.1 Объект, субъект и предмет управления………………………….20
2.2 Цели, функции и методы управления……………………………26
2.3. Тенденции развития науки управления…………………………31
Заключение…………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………39

Файлы: 1 файл

теория упр. в. 4-2012.docx

— 68.76 Кб (Скачать)

Данные, содержащиеся в таблице, характеризуют  в абстрактно-логическом виде представления  Анри Файоля о структуре и соотношении  необходимых профессиональных характеристик (установок), требующихся для выполнения каждой категорией персонала своих  обязанностей. По представлениям Файоля, по мере продвижения в иерархии, «относительная важность административной «установки» возрастает, в то время  как относительная важность технической  «установки» убывает».

В 30-50-х гг. XX века на Западе получила распространение «неоклассическая»  школа, возникшая в противовес классической. Ее назвали школой человеческих отношений, поскольку она стремилась дополнить  деперсонализированные отношения, построенные на основе теории научного менеджмента, а также в соответствии с бюрократическими моделями классической школы, концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Школа человеческих отношений акцентировала внимание на сложности проблемы человеческого фактора, разрешение которой является главной задачей управления персоналом. Возникновение школы человеческих отношений связано с именем немецкого психолога Элтона Майо.

Теоретики данной школы обосновали психологические приемы повышения  производительности, улучшения социальной атмосферы на предприятиях, сглаживания  конфликтов между рядовым персоналом и администрацией. Работника перестали  рассматривать просто как «часть производственной линии», а стали  принимать во внимание то, что он является личностью. Это привело  к широкому использованию методов  морального стимулирования. Значительные усилия и средства были направлены на создание оптимальных условий  труда и быта работников (развивались  эргономика, прикладные науки: индустриальная психология и социология). Иными  словами, менеджмент приобрел новую  ориентацию - социально-психологическую.

Исследования человеческих отношений  внесли много изменений в прежние  концепции менеджмента, в частности:

- увеличение внимания к социальным, групповым потребностям человекам;

- стремление к обогащению рабочих  мест;

- «приземленность управления»,  «менеджмент участия»;

- повышение роли неформальных  отношений в коллективе;

- развитие средств и методик  изучения взаимодействия формальных  и неформальных организаций.

Концепция управления с позиций  психологии и человеческих отношений  впервые определила менеджмент как  «обеспечение выполнения работы с помощью  других людей».

К концу 50-х годов школа человеческих отношений привела к возникновению  бихевиористского направления, главным  постулатом которого является не налаживание  межличностных отношений и улучшение  психологического климата в коллективе, а повышение эффективности отдельного работника и организации в  целом на основе поведенческих наук. Яркими представителями данной теории считаются: Дуглас Макгрегор, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу.

В соответствии с пониманием школы  «поведенческих наук», важнейшими мотиваторами могут и должны стать характер и содержание труда, объективная  оценка и признание достижений работника, возможность творческой самореализации и, наконец, возможность управлять  своим трудом. Парадоксальное утверждение  Ф. Герцберга: «лучшим мотиватором  является сам труд», в современных  условиях приобретает реальное содержание. Это происходит в условиях изменения "качества" ЧР: роста уровня культуры, образования, квалификации; усложнения и повышения потребностей и ценностных ориентации. Характер труда в современных  организациях, определяемый высоким  уровнем автоматизации, роботизации  и компьютеризации, обуславливает  необходимость творческого начала в исполнителе и расширение границ самоуправления6.

Школа «поведенческих наук» и школа  человеческих отношений показали, что  заработная плата не является для  работника единственным стимулом к  высокопроизводительному эффективному труду.

 

Глава 2. Элементы науки  управления

2.1 Объект, субъект и предмет  управления

В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения  его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели.

Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию  деятельности трудовых коллективов  и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с  организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных  действий в рамках предприятия, с  регулированием отношений между  личностью и предприятием.

Управление всегда предполагает наличие  двух основных частей:

1. Объекта (предмета) управления, на  который направлено управляющее  воздействие для его выполнения,

2. Субъекта (органа) управления, который  вырабатывает управляющее воздействие  и контролирует его исполнение7.

Объекты управления персоналом - работники  организации, на которых направлено воздействие функций управления персоналом. Объектами управления персоналом являются все сотрудники организации, включая носителей функций управления персоналом.

Отдельно взятый работник является объектом управления персоналом, так  как трудовой коллектив или совокупность работников формируются не из кого-либо, а именно из конкретных работников.

Представители низшего, среднего и  высшего уровней менеджмента  организации рассматриваются как  особого рода объекты управления персоналом. Управлять своим непосредственным начальником или менеджерами, которые  вам не подотчетны, практически невозможно. Однако, советы по подбору персонала, организации внутрикорпоративных  мероприятий, размещению вакансий в СМИ - не что иное, как форма управленческого влияния на руководителя. В сущности именно от менеджера по персоналу зависит то, кто будет работать в организации на той или иной должности. Хотя последнее слово все же останется за руководителем.

Претенденты, рекруты и кадровый резерв - объекты управления персоналом, работа с которыми ведется на принципах конкурса, избирательности, документационного обеспечения и необходимости обучения.

Конкурс означает, что на одно вакантное  место претендуют несколько человек; избирательность предполагает прохождение  определенной процедуры отбора; документационное обеспечение необходимо для того, чтобы должным образом организовать процедуру оформления документов о  найме на работу; необходимость обучения касается «новичков» и кадрового  резерва.

Рекрутинговые агентства - организации, основной целью которых является поиск вакансий и трудоустройство. Компаниям целесообразно обращаться в рекрутинговые агентства лишь в том случае, если самим выполнить ту или иную деятельности по поиску нужных специалистов, выходит значительно дороже и с меньшим качеством. Задача специалиста по управлению персоналом в данном случае заключается в оценке экономической целесообразности обращения к сторонним специалистам по ректрутменту и в оценке собственных сил и возможностей.

Государственные и негосударственные  центры занятости - очень полезны для специалистов по управлению персоналом. Прежде всего, из-за их огромных по объему и содержанию баз данных, преимущественно бесплатных.

Средства массовой информации выступают  в роли объектов управления персоналом в том случае, если организация  решила обойтись собственными силами и ресурсами в поиске необходимых  специалистов и работников. Разместить информацию о вакансиях можно  в газете или журнале, по радио или телевидению, на сайте или с помощью автоматической e-mail-рассылки.

Субъект управления персоналом - руководители различных уровней, выполняющие функции по управления персоналом, а также специалисты кадровой службы.

Соответственно Квалификационному  справочнику РФ, выделяют следующие  наименования должностей работников, выполняющих функции по управлению персоналом:

- менеджер [по персоналу];

- инспектор по кадрам;

- начальник отдела кадров;

- педагог-психолог;

- специалист по кадрам;

- экономист по труду.

Еще одним немаловажным вопросом является то, какому стилю руководства (лидерства) отдает предпочтение менеджер по управлению персоналом или в каком стилевом режиме менеджмента находится в  организации функция по управлению персоналом.

Рассмотрим несколько проработанных  в научной литературе классификаций  стилей руководства (лидерства):

1) Классическое деление стилей  руководства на директивный (авторитарный), демократический и либеральный.

Директивный (автократический, авторитарный) стиль отличается чрезмерной централизацией управления; единоличным решением не только крупных, но и мелких вопросов; сознательным ограничением контактов  с подчиненными; стремлением руководителя к единовластию, к повелеванию  людьми; достижением результатов  хозяйственной деятельности, не считаясь со средствами.

Данный стиль оправдан в системе  управления персоналом лишь в ситуации мощного кризиса, когда необходимы четкие директивы со стороны единого  центра управления.

Демократический (коллегиальный) стиль  характеризуют следующие черты: предоставление подчиненным самостоятельности  действий, соизмеримой с их возможностями, квалификацией и выполняемыми функциям; высокий уровень самоуправления в трудовых коллективах; решение  руководителем только наиболее сложных  и важных вопросов, главным образом, вопросов координации и контроля; постоянная информированность подчиненных  о положении дел; реализация полномочий руководителя, как правило, посредством  убеждения и внушения, а не административными  методами;

Демократический стиль управления Российская Ассоциация Специалистов по Персоналу (РАСП) считает наиболее удачным  для менеджера по управлению персоналом.

При либеральном (пассивном) стиле  руководства исполнителям предоставляется  почти полная свобода в определении  своих целей и контроле за своей  работой. Либеральное руководство  характеризуется минимальным участием руководителя, его безынициативностью, ожиданием указаний сверху, неуверенностью в себе, нежеланием принимать ответственность  за решения, легкостью восприятия других мнений. Этот стиль также можно  применять в системе управления персоналом, особенно в сфере неформальных взаимоотношений внутрикорпоративной  культуры8.

2)Классификация в рамках ситуационной  модели лидерства «Путь-Цель»  Роберта Хауса и Теренса Митчелла: стиль поддержки, инструментальный, партисипативный (поощряющий участие), ориентированный на достижение.

Стиль поддержки (поддерживающее лидерство) основан на дружелюбном, простом  и равном обращении руководителя с подчиненными.

Инструментальный стиль руководства (директивное лидерство) заключается  в том, что подчиненным сообщают, чего от них хотят, что и как  нужно делать, соблюдая установленные  стандарты, правила и процедуры.

Стиль, поощряющий участие (партисипативный, или участвующее лидерство), характеризуется, в первую очередь, групповым принятием  решения и постоянными консультациями.

Стиль, ориентированный на достижение (лидерство, ориентированное на достижение), характеризуется постановкой перед  подчиненными довольно напряженной  цели и надеждой, что они будут  и способны эффективно работать для  достижения поставленной цели.

3)Классификация лидерских стилей  Поля Херси и Кена Бланшарда:  указывающий, убеждающий, участвующий,  делегирующий.

Указывающий стиль считается лучшим при низкой зрелости исполнителей, когда лидер вынужден проявлять  высокую директивность и контроль за работниками, помогая им таким  образом устранить неуверенность  в том, что работа будет выполнена.

Убеждающий стиль используется при умеренно низкой зрелости исполнителей, применяя в равной мере директивность  и поддержку самостоятельности  и инициативы к тем, кто не желает работать.

Участвующий стиль предпочтителен при умеренно высокой зрелости исполнителей, когда они нуждаются в партнерстве  со стороны лидера, чтобы быть мотивированными  на выполнение работы.

Делегирующий стиль хорош для  руководства высокозрелыми исполнителями  и характеризуется незначительной директивностью и поддержкой, что  позволяет исполнителям брать на себя максимум ответственности за выполнение задания и способствует развитию творческого подхода к работе.

Предмет управления персоналом - это сферы пересечения взаимоотношений объекта и субъекта управления персоналом по определенным критериям. Критериями могут являться: кадровый, нормативно-методический, организационный, информационный, материально-технический.

Кадровый критерий включает в себя следующие сферы пересечения: кадровое планирование, маркетинг персонала, найм, обучение, адаптация, служебно-профессиональное продвижение, стимулирование, мотивация, конфликтные отношения, внутрикорпоративная  культура, и др.

Нормативно-методический критерий объясняется  тем, что деятельность специалиста  по управлению персоналом в организации  основывается на определенной совокупности документов организационного, технического, экономического характера, а также  нормативно-справочных материалах, которые  используются при решении задач  организации и управления труда.

Организационный критерий представляет одну большую сферу пересечения  - организационное строительство в сфере управления персоналом, а именно определение нужного числа HR-специалистов, анализ необходимости содержания собственного отдела или службы по управлению персоналом.

Информация о работе Система управления в аспекте научных концепций