Стратегия развития ОАО «Марийского целлюлозно-бумажного комбината»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления. Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегического развития организации на основе непрерывного контроля и оценки исходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Главная цель анализа финансового состояния предприятия – своевременно выявить и устранить недостатки, имеющиеся при использовании денежных средств, и обеспечивать платежеспособность предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Экспресс-диагностика хозяйственной деятельности предприятия…...6
Анализ рентабельности деятельности предприятия………………6
Анализ деловой активности предприятия…………………………9
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……..12
Анализ финансовых коэффициентов………………………………14
Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) предприятия………………………………………………………………….17
Анализ внешней среды предприятия…………………………………….20
Анализ макроокружения предприятия…………………………….20
Анализ среды непосредственного окружения предприятия……22
Анализ внутренней среды предприятия ………………………………..25
Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………..……………..26
SWOT-анализ…………………………………………………………..27
Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических и тактических целей…………………………………………………………30
Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития и планирование хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 147.01 Кб (Скачать)

ЗП - трудовые затраты (форма №5, строки (720+730), графа 3);

СС - полная себестоимость продукции (форма №5, строка 760,

графа 3);

В - выручка от реализации продукции (форма №2, строка 010, графа З).

Таблица 13

Технико-экономические  показатели предприятия за 2009-2011 гг.

Годы

В

ЗП

СС

МЗ

П

2009

57758

250830

728756

457294

-3161

2010

86389

273261

734842

439921

5351

2011

92841

287883

729148

418764

7910


 

Рисунок 9 – Динамика зависимости прибыли от выручки по годам за 2009-2011 гг.

Предприятие находится на стадии зрелости. Следовательно, нормативный динамический ряд показателей  можно представить в виде:

Тп < Тв < Тсс < Тзп < Тмз.

Определим темпы изменения технико-экономических  показателей предприятия за 2009-2011 гг. результаты расчета представим в таблице 14.

 

Таблица 14

Темпы изменения технико-экономических  показателей предприятия за 2009-2011гг.

Годы

Темпы изменения  показателей, %

В

ЗП

СС

МЗ

П

2010

149,6

108,9

100,8

96,2

-169,3

2011

107,5

105,4

99,2

91,6

147,8


 

Определим фактические динамические ряды для  каждого года анализируемого периода  и рассчитаем коэффициент Спирмэна. Результаты расчета представим в таблице 15.

Таблица 15

Фактические динамические ряды предприятия  за 2009-2011 гг.

Годы

Ранги

К Спирмэна

В

ЗП

СС

МЗ

П

2010

1

2

3

4

5

-0,68

2011

2

3

4

5

1

-0,9


 

КСпирмэна 2009 = 1-6*[((1-4)2+(2-2)2+(3-3)2+(4-1)2+(5-1)2)/120]= -0,68

КСпирмэна 2010 = 1-6*[((1-5)2+(2-4)2+(3-2)2+(4-3)2+(5-1)2)/120]= -0,9

Рисунок 10 – Динамика коэффициента Спирмэна предприятия за 2010-2011 гг.

За анализируемый  период значение коэффициента Спирмэна было далеко от +1, что свидетельствует о низкой результативности работы предприятия. Поставленные перед предприятием цели небыли достигнуты, что свидетельствует о необходимости пересмотреть стратегию и главные цели предприятия. Основные усилия должны быть направлены на сокращение расходов на реализацию продукции с целью выхода из кризисной ситуации и в последствии на освоение, продвижение, рост реализации наиболее перспективных товаров.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для формирования продуктивной стратегии  предприятия необходимо провести портфельный  анализ, рассмотрев основные продукты предприятия. Объем реализации продукции  за последние 3 года и доля рынка  предприятия и сильнейших конкурентов  по каждому виду продукции представим в таблице 16.

 

Таблица 16

Характеристика портфеля предложений предприятия

Виды продукции

Объем реализации, тыс. р.

Доля рынка в отчетном 2011 году, %

2009

2010

2011

Предприятие

Основной конкурент (г. Наб. Челны)

    1. Гофрированный картон марки  Т-23 

25798

26901

29569

20%

27%

    1. ДВП ТС-Б 1 сорт

94358

98016

102547

56%

40%

    1. Мешки бумажные 2-х, 3-х, 4-х слойные, с клееным дном

5612

12487

10295

30%

25%


 

Продуктовая стратегия предприятия  формируется с использованием матрицы  БКГ.

Исходные данные, по которым будет  строиться матрица БКГ, даны в  таблице 17.

Таблица 17

Исходные данные для  построения матрицы БКГ

  № продуктов

     Показатель 

1

2

3

ТРР

1,1

1,05

0,8

ОДР

0,7

1,4

1,2

Доля продукции в общем объеме реализации предприятия в отчетном году, %

20

56

30


 

Кругами изображаются доли объема реализации каждого вида продукции в общем реализации предприятия. Матрица «Бостон консалтинг групп». Матрица БКГ примет следующий вид (рис. 11).

 

 

 

 

ТРР


 

 

«Знак вопроса»

«Звезда»

 

 

 

 

«Собака на сене»

 

 

 

«Дойная корова»


        0    min         низкая                 ср.знач      высокая                      max       ОДР


Рисунок 11 - Матрица БКГ

«Знак вопроса» - перспективные товары, спрос на которые изучается путем проведения маркетинговых исследований. Они нуждаются в поддержке дополнительными инвестициями, направляемыми из «дойных коров». Возможны два пути развития этих товаров:

1) в случае обнаружения на  рынке спроса, их можно поддерживать, увеличивая относительно долю  рынка. Тем самым они могут  переместиться в «звезды»;

2) в случае отсутствия спроса  на данную продукцию они становятся  «собаками на сене».

«Звезда» - перспективный товар, имеющий  большие возможности роста объемов  продаж и доли рынка. Данный товар  также нуждается в инвестиционной поддержке за счет «дойных коров» для перехода в перспективе в  «дойные коровы».

«Дойная корова» - традиционный продукт предприятия. Инвестиции вкладываются в него с особой осторожностью (на модификации и совершенствование продукта). Это главный источник получения прибыли предприятия.

Как видно по данным матрицы БКГ, ДВП ТС-Б 1 сорт находится в зоне «Звезда». Это означает, что данные виды продукции занимают лидирующие позиции, которые следует укреплять и оберегать. Гофрированный картон марки Т-23 находится на границе зон «Звезда» и «Знак вопроса». Это означает, что данная продукция незначительно воздействует на рынок развивающейся отрасли. Поддержка со стороны потребителей незначительна. В данном случае следует специально изучить эту продукцию. При некоторых капиталовложениях она может оказаться в зоне «Звезда».

Таблица 18

Вариантпродуктовой стратегии предприятия

Сегмент матрицы БКГ

№ продуктов

Стратегии

«Знак вопроса»

1

Следует развивать продукцию, стимулировать  сбыт

«Звезда»

1-2

Поддержание интереса к товару, расширение рынков

«Дойная корова»

3

Падение объема продаж

«Собака на сене»

-

-


 

Можно также сформировать частную  продуктовую стратегию предприятия: увеличить объем реализации, изменяя  структуру продуктового портфеля. Следует  осуществить перевод зоны «Знак  вопроса» в зону «Звезда», увеличить  долю рынка данной продукции. Поддержка  зоны «Звезда» обеспечивает долгую жизнь  и самому предприятию, что обеспечивает значительную массу прибыли, способствующей финансированию зоны «Знак вопроса».

 

Прогнозирование продуктовой  стратегии предприятия

Стратегия развития предприятия описывается  системой целевых показателей, характеризующих  конечные результаты деятельности в областях:

    • Объемов реализации продукции;
    • Политики обновления продукции;
    • Политики изменения качества продукции;
    • Технической политики производства.

Стратегические данные по целевым  показателям предприятия за ретроспективный  период рекомендуется представить  в табличной форме. Рассмотрим пример прогнозирования по данным предприятия.

Таблица 19

Целевые показатели деятельности предприятия

Показатели

Значение по годам

2009

2010

2011

Объем продукции реализации Вр, тыс. р

57758

86389

92841

Обновление продукции Ко, %

Ко=сумма новой продукции/общий объем реализации

4

7

9

Качество продукции Кк, %

6

8

9

Выработка одного работника Кт, тыс.р./чел.

Кт=общий объем реализации/среднесписочная численность

18

21

26

Себестоимость единицы продукции  Кс, р

Кс=итого по элементам затрат/натуральный объем выпуска

44

48

53


 

Разработаем прогноз вариантов  изменения целевых показателей  предприятия за три года с использованием двух подходов:

    1. По среднегодовым темпам изменения показателей;
    2. На основе выявления основных тенденций изменения показателей во времени.

1-й подход: Рассчитываются среднегодовые темпы изменения целевых показателей на 2012-2014 гг.

Трр) = 142411/125768=1,13

Вр(2012)=142411*1,13=160924,2

Вр(2013)=160924,4*1,13=181844,6

Вр(2014)=181844,6*1,13=205484,4

 

Тро) = 9/4=2,25

Ко(2012)=9*2,25=20,25

Ко(2013)=20,25*2,25=45,56

Ко(2014)=45,56*2,25=102,52

 

Трк) = 9/6=1,5

Кк(2012)=9*1,5=13,5

Кк(2013)=13,5*1,5=20,25

Кк(2014)=20,25*1,5=30,38

 

Трт) = 26/18=1,4

Кт(2012)=26*1,4=36,4

Кт(2013)=36,4*1,4=51

Кт(2014)=51*1,4=71,4

 

Трс) = 53/44=1,2

Кс(2012)=53*1,2=63,6

Кс(2013)=63,6*1,2=76,3

Кс(2014)=76,3*1,2=91,6

 

2-й подход: Аналитическое выравнивание

 

Таблица 20

Расчет аналитического показателя

Годы

Вр

Ко

Кк

Кт

Кс

t

t2

2009

57758

4

6

18

44

-1

1

2010

86389

7

8

21

48

0

0

2011

92841

9

9

26

53

1

1

Сумма

236988

20

23

65

145

0

2

Информация о работе Стратегия развития ОАО «Марийского целлюлозно-бумажного комбината»