Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления. Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегического развития организации на основе непрерывного контроля и оценки исходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Главная цель анализа финансового состояния предприятия – своевременно выявить и устранить недостатки, имеющиеся при использовании денежных средств, и обеспечивать платежеспособность предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
Экспресс-диагностика хозяйственной деятельности предприятия…...6
Анализ рентабельности деятельности предприятия………………6
Анализ деловой активности предприятия…………………………9
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……..12
Анализ финансовых коэффициентов………………………………14
Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) предприятия………………………………………………………………….17
Анализ внешней среды предприятия…………………………………….20
Анализ макроокружения предприятия…………………………….20
Анализ среды непосредственного окружения предприятия……22
Анализ внутренней среды предприятия ………………………………..25
Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………..……………..26
SWOT-анализ…………………………………………………………..27
Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических и тактических целей…………………………………………………………30
Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития и планирование хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………51
ЗП - трудовые затраты (форма №5, строки (720+730), графа 3);
СС - полная себестоимость продукции (форма №5, строка 760,
графа 3);
В - выручка от реализации продукции (форма №2, строка 010, графа З).
Таблица 13
Технико-экономические показатели предприятия за 2009-2011 гг.
Годы |
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П |
2009 |
57758 |
250830 |
728756 |
457294 |
-3161 |
2010 |
86389 |
273261 |
734842 |
439921 |
5351 |
2011 |
92841 |
287883 |
729148 |
418764 |
7910 |
Рисунок 9 – Динамика зависимости прибыли от выручки по годам за 2009-2011 гг.
Предприятие находится на стадии зрелости. Следовательно, нормативный динамический ряд показателей можно представить в виде:
Тп < Тв < Тсс < Тзп < Тмз.
Определим
темпы изменения технико-
Таблица 14
Темпы изменения технико-
Годы |
Темпы изменения показателей, % | ||||
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П | |
2010 |
149,6 |
108,9 |
100,8 |
96,2 |
-169,3 |
2011 |
107,5 |
105,4 |
99,2 |
91,6 |
147,8 |
Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент Спирмэна. Результаты расчета представим в таблице 15.
Таблица 15
Фактические динамические ряды предприятия за 2009-2011 гг.
Годы |
Ранги |
К Спирмэна | ||||
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П | ||
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
-0,68 |
2011 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
-0,9 |
КСпирмэна
2009 = 1-6*[((1-4)2+(2-2)2+(3-3)2+(4-
КСпирмэна
2010 = 1-6*[((1-5)2+(2-4)2+(3-2)2+(4-
Рисунок 10 – Динамика коэффициента Спирмэна предприятия за 2010-2011 гг.
За анализируемый период значение коэффициента Спирмэна было далеко от +1, что свидетельствует о низкой результативности работы предприятия. Поставленные перед предприятием цели небыли достигнуты, что свидетельствует о необходимости пересмотреть стратегию и главные цели предприятия. Основные усилия должны быть направлены на сокращение расходов на реализацию продукции с целью выхода из кризисной ситуации и в последствии на освоение, продвижение, рост реализации наиболее перспективных товаров.
Для формирования продуктивной стратегии предприятия необходимо провести портфельный анализ, рассмотрев основные продукты предприятия. Объем реализации продукции за последние 3 года и доля рынка предприятия и сильнейших конкурентов по каждому виду продукции представим в таблице 16.
Таблица 16
Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции |
Объем реализации, тыс. р. |
Доля рынка в отчетном 2011 году, % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
Предприятие |
Основной конкурент (г. Наб. Челны) | |
|
25798 |
26901 |
29569 |
20% |
27% |
|
94358 |
98016 |
102547 |
56% |
40% |
|
5612 |
12487 |
10295 |
30% |
25% |
Продуктовая стратегия предприятия формируется с использованием матрицы БКГ.
Исходные данные, по которым будет строиться матрица БКГ, даны в таблице 17.
Таблица 17
Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продуктов Показатель |
1 |
2 |
3 |
ТРР |
1,1 |
1,05 |
0,8 |
ОДР |
0,7 |
1,4 |
1,2 |
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия в отчетном году, % |
20 |
56 |
30 |
Кругами изображаются доли объема реализации каждого вида продукции в общем реализации предприятия. Матрица «Бостон консалтинг групп». Матрица БКГ примет следующий вид (рис. 11).
ТРР
«Знак вопроса» |
«Звезда» |
«Собака на сене» |
«Дойная корова» |
0 min низкая ср.знач высокая max ОДР
Рисунок 11 - Матрица БКГ
«Знак вопроса» - перспективные товары, спрос на которые изучается путем проведения маркетинговых исследований. Они нуждаются в поддержке дополнительными инвестициями, направляемыми из «дойных коров». Возможны два пути развития этих товаров:
1) в случае обнаружения на рынке спроса, их можно поддерживать, увеличивая относительно долю рынка. Тем самым они могут переместиться в «звезды»;
2) в случае отсутствия спроса
на данную продукцию они
«Звезда» - перспективный товар, имеющий
большие возможности роста
«Дойная корова» - традиционный продукт предприятия. Инвестиции вкладываются в него с особой осторожностью (на модификации и совершенствование продукта). Это главный источник получения прибыли предприятия.
Как видно по данным матрицы БКГ, ДВП ТС-Б 1 сорт находится в зоне «Звезда». Это означает, что данные виды продукции занимают лидирующие позиции, которые следует укреплять и оберегать. Гофрированный картон марки Т-23 находится на границе зон «Звезда» и «Знак вопроса». Это означает, что данная продукция незначительно воздействует на рынок развивающейся отрасли. Поддержка со стороны потребителей незначительна. В данном случае следует специально изучить эту продукцию. При некоторых капиталовложениях она может оказаться в зоне «Звезда».
Таблица 18
Вариантпродуктовой стратегии предприятия
Сегмент матрицы БКГ |
№ продуктов |
Стратегии |
«Знак вопроса» |
1 |
Следует развивать продукцию, стимулировать сбыт |
«Звезда» |
1-2 |
Поддержание интереса к товару, расширение рынков |
«Дойная корова» |
3 |
Падение объема продаж |
«Собака на сене» |
- |
- |
Можно также сформировать частную
продуктовую стратегию
Прогнозирование продуктовой стратегии предприятия
Стратегия развития предприятия описывается системой целевых показателей, характеризующих конечные результаты деятельности в областях:
Стратегические данные по целевым показателям предприятия за ретроспективный период рекомендуется представить в табличной форме. Рассмотрим пример прогнозирования по данным предприятия.
Таблица 19
Целевые показатели деятельности предприятия
Показатели |
Значение по годам | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем продукции реализации Вр, тыс. р |
57758 |
86389 |
92841 |
Обновление продукции Ко, % Ко=сумма новой продукции/общий объем реализации |
4 |
7 |
9 |
Качество продукции Кк, % |
6 |
8 |
9 |
Выработка одного работника Кт, тыс.р./чел. Кт=общий объем реализации/среднесписочная численность |
18 |
21 |
26 |
Себестоимость единицы продукции Кс, р Кс=итого по элементам затрат/натуральный объем выпуска |
44 |
48 |
53 |
Разработаем прогноз вариантов изменения целевых показателей предприятия за три года с использованием двух подходов:
1-й подход: Рассчитываются среднегодовые темпы изменения целевых показателей на 2012-2014 гг.
Тр (Вр) = 142411/125768=1,13
Вр(2012)=142411*1,13=160924,2
Вр(2013)=160924,4*1,13=181844,
Вр(2014)=181844,6*1,13=205484,
Тр (Ко) = 9/4=2,25
Ко(2012)=9*2,25=20,25
Ко(2013)=20,25*2,25=45,56
Ко(2014)=45,56*2,25=102,52
Тр (Кк) = 9/6=1,5
Кк(2012)=9*1,5=13,5
Кк(2013)=13,5*1,5=20,25
Кк(2014)=20,25*1,5=30,38
Тр (Кт) = 26/18=1,4
Кт(2012)=26*1,4=36,4
Кт(2013)=36,4*1,4=51
Кт(2014)=51*1,4=71,4
Тр (Кс) = 53/44=1,2
Кс(2012)=53*1,2=63,6
Кс(2013)=63,6*1,2=76,3
Кс(2014)=76,3*1,2=91,6
2-й подход: Аналитическое выравнивание
Таблица 20
Расчет аналитического показателя
Годы |
Вр |
Ко |
Кк |
Кт |
Кс |
t |
t2 |
2009 |
57758 |
4 |
6 |
18 |
44 |
-1 |
1 |
2010 |
86389 |
7 |
8 |
21 |
48 |
0 |
0 |
2011 |
92841 |
9 |
9 |
26 |
53 |
1 |
1 |
Сумма |
236988 |
20 |
23 |
65 |
145 |
0 |
2 |
Информация о работе Стратегия развития ОАО «Марийского целлюлозно-бумажного комбината»