Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления. Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегического развития организации на основе непрерывного контроля и оценки исходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Главная цель анализа финансового состояния предприятия – своевременно выявить и устранить недостатки, имеющиеся при использовании денежных средств, и обеспечивать платежеспособность предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
Экспресс-диагностика хозяйственной деятельности предприятия…...6
Анализ рентабельности деятельности предприятия………………6
Анализ деловой активности предприятия…………………………9
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……..12
Анализ финансовых коэффициентов………………………………14
Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) предприятия………………………………………………………………….17
Анализ внешней среды предприятия…………………………………….20
Анализ макроокружения предприятия…………………………….20
Анализ среды непосредственного окружения предприятия……22
Анализ внутренней среды предприятия ………………………………..25
Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………..……………..26
SWOT-анализ…………………………………………………………..27
Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических и тактических целей…………………………………………………………30
Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития и планирование хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………51
Рисунок 5 - Матрица возможностей для предприятия
-наиболее важное для анализа поле матрицы |
Влияние угроз на предприятие | |||||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | ||
Степень вероятности реализации угроз |
Высокая вероятность реализации угроз |
Рост цен на сырье и материалы |
Жесткая конкуренция |
Отказ банков в выдаче кредитов |
Проведение муниципальной |
Средняя вероятность реализации угроз |
Переизбыток на рынке бумажной продукции |
Установление высоких |
Увеличение цен на сырье |
Низкий уровень научно- | |
Низкая вероятность реализации угроз |
Агрессивная политика конкурентов |
Сокращение заказов |
Рост безработицы |
Повышение уровня требований потребностей к качеству товара |
Рисунок 6 - Матрица возможностей для предприятия
-наиболее важное для анализа поле матрицы |
4. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели; насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Мы проводим, таким образом, анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем себя с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны - возможные ключевые факторы успеха.
Оценим конкурентную позицию предприятия с помощью анализа основных бизнес-функций.
Таблица 11
Сильные и слабые стороны предприятия
Бизнес-функция |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Производственная структура |
-Наличие внутренней кооперации между подразделениями (Цехов № 1 и №2по производству бумаги и картона, Цех древесноволокнистых плит, Участок бумажных изделий и др. цехов); -Эффективная система контроля качества продукции; -Широкий ассортимент производимой продукции |
-Частичное использование устаревшего оборудования; -Постоянный ремонт техники |
Характеристика продукции и услуг |
-Наличие преимуществ продукции по качеству и ассортименту; -Ежедневное формирование |
- |
Производственная и |
-Эффективная деятельность -Наличие перспективных |
-Средний уровень |
Кадры |
-Высокая квалификация персонала; -Наличие социального пакета; -Обновляемость кадров |
-Нежелание персонала с опытом работы принимать инновации |
Система управления организацией |
-Демократический стиль -Эффективная система |
-Недостаточное внимание социально-психологическим методам управления |
Эффективность деятельности организации |
-Большая доля на рынке региона |
-Отсутствие инвестиционных возможностей |
Развитие любых рыночных структур должно отвечать требованиям, диктуемым новыми условиями хозяйствования.
Представим исходную информацию для SWOT-анализа предприятия целлюлозно-бумажного комбината в таблице 12.
Таблица 12
Исходная информация для SWOT-анализа предприятия
Возможности |
Сильные стороны |
Обслуживание дополнительных групп потребителей |
Сложившийся коллектив сотрудников |
Реализация новых видов |
Производство необходимой |
Увеличение доли рынка |
Понимание потребителей |
Наличие высококвалифицированных специалистов на рынке труда |
Выход на новые рынки сбыта |
Окончание табл. 12
Лояльность потребителей |
Эффективная деятельность отдела снабжения |
Увеличение ассортимента имеющейся продукции |
Эффективная система контроля качества продукции |
Увеличение платежеспособного спроса |
Квалификация кадров |
Угрозы |
Слабые стороны |
Общее насыщение рынка |
Старение кадров |
Высокий уровень инфляции, кризис |
Нехватка техники на производстве |
Неплатежеспособность |
Использование устаревшего оборудования |
Появление на рынке иностранных конкурентов с более дешевой продукцией |
Отсутствие инвестиций |
Повышение уровня требований потребителей к качеству товара |
Низкое искусство конкурентной борьбы |
Для установления связей между сильными и слабыми сторонами предприятия, а так же угрозами и возможностями составим матрицу SWOT-анализа. Для рассматриваемого предприятия матрица имеет следующий вид (рис. 7);
Изменение внешней среды
Характеристики внутренней среды |
Возможности: 1. Расширение ассортимента производимой продукции. 2.Увеличение доли рынка 3.Наличие высококвалифицированных специалистов на рынке труда |
Угрозы: 1.Рост цен на сырье и |
Сильные стороны: 1. Высокая квалификация |
Поле СИВ 2.1.Увеличение доли рынка за счет увеличения ассортимента производимой продукции; 3.2.Разработка отделом сбыта стратегий по расширению рынков сбыта. |
Поле СИУ
1.2.Разработка |
Слабые стороны: 1. Низкий уровень обеспеченности
оборудованием;2. Высокая стоимость
продукции по сравнению с |
Поле СЛВ 2.3.Увеличение объемов продаж и использование прибыли на техническое перевооружение
|
Поле СЛУ 1.3.Снижение цен на некоторые
виды продукции для |
Рисунок 7 - Матрица SWOT-анализ предприятия
Среди имеющихся возможностей для фирмы наибольший интерес представляют увеличение рынка сбыта, расширение ассортимента производимой продукции. Использование этих возможностей необходимо для развития организации и эффективной коммерческой деятельности.
Перед выбором стратегии развития необходимо идентифицировать миссию и цели фирмы, а также оценить состояние ее внешней и внутренней среды.
Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:
На основе миссии определяются цели деятельности.
Цель деятельности - это то, что человек должен получить в итоге деятельности.
Основная цель любого предприятия - это получение прибыли. Зачастую эта цель отождествляется с миссией, но в этом кроется огромный подвох для самой организации, так как в данном случае руководителю очень сложно выделить деятельность своей фирмы среди конкурентов и, как следствие, рассчитывать на долгое существование. В условиях рыночных отношений с учетом постоянных изменений положения самого предприятия его конкурентов, посредников, покупателей, форм финансирования и состояния отрасли, в которой работает организация, обязательной целью менеджмента также является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д. Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества. Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.
После установления миссии и цели предприятие может приступать к дальнейшей деятельности.
Миссия
– предназначение ОАО «Марийского
целлюлозно-бумажного
Миссия-ориентация – руководство
и персонал предприятия стремиться
к производству качественной и доступной
продукции для потребителя, предоставляет
возможность для получения
Миссия – политика - получение прибыли от собственного товара, вывод предприятия на новый уровень и удовлетворения потребностей потребителей.
Миссия- это основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования.
При формировании
решения по выбору стратегии предприятия
рекомендуется составить
Дерево целей
Рисунок 8 - Структура (дерево) целей предприятия
Сформируем нормативно-
Для составления ряда выбирают следующие экономические показатели:
П- балансовая прибыль (форма №2, строка 140, графа 3);
МЗ - материальные затраты (форма №5, строка710, графа 3);
Информация о работе Стратегия развития ОАО «Марийского целлюлозно-бумажного комбината»