Стратегия развития ОАО «Марийского целлюлозно-бумажного комбината»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления. Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегического развития организации на основе непрерывного контроля и оценки исходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Главная цель анализа финансового состояния предприятия – своевременно выявить и устранить недостатки, имеющиеся при использовании денежных средств, и обеспечивать платежеспособность предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Экспресс-диагностика хозяйственной деятельности предприятия…...6
Анализ рентабельности деятельности предприятия………………6
Анализ деловой активности предприятия…………………………9
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……..12
Анализ финансовых коэффициентов………………………………14
Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) предприятия………………………………………………………………….17
Анализ внешней среды предприятия…………………………………….20
Анализ макроокружения предприятия…………………………….20
Анализ среды непосредственного окружения предприятия……22
Анализ внутренней среды предприятия ………………………………..25
Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………..……………..26
SWOT-анализ…………………………………………………………..27
Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических и тактических целей…………………………………………………………30
Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития и планирование хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 147.01 Кб (Скачать)

 

Рисунок 5 - Матрица возможностей для предприятия

 

-наиболее важное для анализа поле матрицы


 

 

 

 

Влияние угроз на предприятие

Разрушение 

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Степень вероятности реализации угроз

Высокая вероятность реализации угроз

Рост цен на сырье и материалы

Жесткая конкуренция

Отказ банков в выдаче кредитов

Проведение муниципальной реформы

Средняя вероятность реализации угроз

Переизбыток на рынке бумажной продукции

Установление высоких налоговых  ставок

Увеличение цен на сырье

Низкий уровень научно-технического прогресса

Низкая вероятность реализации угроз

Агрессивная политика конкурентов

Сокращение заказов 

Рост безработицы

Повышение уровня требований потребностей к качеству товара


 

Рисунок 6 - Матрица возможностей для предприятия

 

-наиболее важное для анализа поле матрицы


 

4.  АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ  СРЕДЫ

В результате анализа  внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели; насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Мы проводим, таким образом, анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем себя с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны - возможные ключевые факторы успеха.

    1. Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия

Оценим  конкурентную позицию предприятия  с помощью анализа основных бизнес-функций.

Таблица 11

Сильные и слабые стороны предприятия

Бизнес-функция

Сильные

стороны

Слабые

 стороны

Производственная структура

-Наличие внутренней кооперации между подразделениями (Цехов № 1 и №2по производству бумаги и картона, Цех древесноволокнистых плит, Участок бумажных изделий и др. цехов);

-Эффективная система контроля качества продукции;

-Широкий ассортимент производимой продукции

-Частичное использование устаревшего оборудования;

-Постоянный ремонт техники

Характеристика продукции и  услуг

-Наличие преимуществ продукции по качеству и ассортименту;

-Ежедневное формирование портфеля  заказов 

-

Производственная и материально-техническая  база

-Эффективная деятельность отдела  сбыта;

-Наличие перспективных разработок  в области производства бумажной  продукции

-Средний уровень обеспеченности  оборудованием

Кадры

-Высокая квалификация персонала;

-Наличие социального пакета;

-Обновляемость кадров

-Нежелание персонала с опытом работы принимать инновации

Система управления организацией

-Демократический стиль управления  руководства;

-Эффективная система коммуникаций 

-Недостаточное внимание социально-психологическим методам управления

Эффективность деятельности организации

-Большая доля на рынке региона

-Отсутствие инвестиционных возможностей


 

    1. SWOT- анализ

Развитие любых рыночных структур должно отвечать требованиям, диктуемым  новыми условиями хозяйствования.

  1. Иметь широкую рыночную нишу, гарантирующую устойчивый, перспективный спрос на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
  2. Быть способным производить конкурентно способную продукцию;
  3. Обеспечивать целесообразное  совмещение функций управления, необходимых для устойчивой работы предприятия;
  4. Обеспечивать весь комплекс прав и возможностей для поддержания платежеспособного спроса на продукцию предприятия;
  5. Располагать достаточно активными и обладать необходимой финансовой устойчивостью для привлечения заемных средств на свободном финансовом рынке.

Представим  исходную информацию для SWOT-анализа предприятия целлюлозно-бумажного комбината в таблице 12.

Таблица 12

Исходная информация для SWOT-анализа предприятия

Возможности

Сильные стороны

Обслуживание дополнительных групп  потребителей

Сложившийся коллектив сотрудников

Реализация новых видов продукции

Производство необходимой продукции  для потребителей

Увеличение доли рынка

Понимание потребителей

Наличие высококвалифицированных  специалистов на рынке труда

Выход на новые рынки сбыта


Окончание табл. 12

Лояльность потребителей

Эффективная деятельность отдела снабжения

Увеличение ассортимента имеющейся  продукции

Эффективная система контроля качества продукции

Увеличение платежеспособного  спроса

Квалификация кадров

Угрозы

Слабые стороны

Общее насыщение рынка

Старение кадров

Высокий уровень инфляции, кризис

Нехватка техники на производстве

Неплатежеспособность потребителей

Использование устаревшего оборудования

Появление на рынке иностранных  конкурентов с более дешевой  продукцией

Отсутствие инвестиций

Повышение уровня требований потребителей к качеству товара

Низкое искусство конкурентной борьбы


 

Для установления связей между сильными и слабыми  сторонами предприятия, а так  же угрозами и возможностями составим матрицу SWOT-анализа. Для рассматриваемого предприятия матрица имеет следующий вид (рис. 7);

 

 

 

                         Изменение    

                      внешней среды  

 

 

 

Характеристики

внутренней среды

Возможности:

1. Расширение ассортимента производимой продукции. 2.Увеличение доли рынка 3.Наличие высококвалифицированных специалистов на рынке труда

Угрозы:

1.Рост цен на сырье и материалы; 2.Отказ банков в выдаче кредитов; 3. Сокращение заказов от госучреждений.

Сильные стороны:

1. Высокая квалификация персонала;2. Широкий ассортимент продукции;                                     3. Выход на новые рынки сбыта.

Поле СИВ

2.1.Увеличение доли рынка за счет увеличения ассортимента производимой продукции;        3.2.Разработка отделом сбыта стратегий по расширению рынков сбыта.

Поле СИУ

 

1.2.Разработка высококвалифицированного  персонала наиболее перспективных  продуктов для привлечения финансовых  ресурсов

Слабые стороны:

1. Низкий уровень обеспеченности  оборудованием;2. Высокая стоимость  продукции по сравнению с конкурентами;3. Отсутствие инвестиций.

Поле СЛВ

2.3.Увеличение объемов продаж  и использование прибыли на  техническое перевооружение

 

Поле СЛУ

1.3.Снижение цен на некоторые  виды продукции для ограничения  возможностей конкурентов;  3.1.Реализация  новых товаров по более низким  ценам.


 

Рисунок 7 - Матрица SWOT-анализ предприятия

Среди имеющихся  возможностей для фирмы наибольший интерес представляют увеличение рынка  сбыта, расширение ассортимента производимой продукции. Использование этих возможностей необходимо для развития организации  и эффективной коммерческой деятельности.

 

 

 

  1. УТОЧНЕНИЕ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Перед выбором  стратегии развития необходимо идентифицировать миссию и цели фирмы, а также оценить  состояние ее внешней и внутренней среды.

Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.

  • «Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»
  • «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
  • «Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).

При разработке миссии учитываются  следующие группы факторов:

  1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.
  2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
  3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.
  4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
  5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

На основе миссии определяются цели деятельности.

Цель деятельности  - это то, что  человек должен получить в итоге  деятельности.

Основная цель любого предприятия - это получение прибыли. Зачастую эта цель отождествляется с миссией, но в этом кроется огромный подвох для самой организации, так как  в данном случае руководителю очень  сложно выделить деятельность своей  фирмы среди конкурентов и, как  следствие, рассчитывать на долгое существование. В условиях рыночных отношений с  учетом постоянных изменений положения  самого предприятия его конкурентов, посредников, покупателей, форм финансирования и состояния отрасли, в которой  работает организация, обязательной целью  менеджмента также является преодоление  риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочные  цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может  быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа  залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д. Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества. Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.

После установления миссии и цели предприятие может  приступать к дальнейшей деятельности.

Миссия  – предназначение ОАО «Марийского  целлюлозно-бумажного комбината» - предприятие по производству бумажной продукции.

Миссия-ориентация – руководство  и персонал предприятия стремиться к производству качественной и доступной  продукции для потребителя, предоставляет  возможность для получения полной информации о товаре производимом в ОАО «МЦБК».

Миссия – политика - получение прибыли от собственного товара, вывод предприятия на новый уровень и удовлетворения потребностей потребителей.

Миссия- это основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования.

    1. Целью ОАО «МЦБК» является получение прибыли от собственного товара, вывод товара на новый уровень, удовлетворение потребностей покупателей в качественном товаре.
    2. Создано предприятие для удовлетворения потребностей  покупателей в качественной бумажной продукции, повышение конкурентоспособности за счет высокого качества продукции.
    3. Продукция является качественной и недорогой в сравнении с продукцией конкурентов.
    4. Потребитель получает продукцию высокого качества, и в короткий срок, разработка и обновление технологий для выхода на новый уровень.
    5. Выход на новый уровень, для этого необходимо расширение и увеличение предлагаемой продукции, внедрение новых технологий, приобретение новой техники.

При формировании решения по выбору стратегии предприятия  рекомендуется составить структуру  стратегических целей деятельности предприятия на перспективу 1 – 3 года (дерева целей). Пример структуры (дерева) целей предприятия целлюлозно-бумажной отрасли представлены на рис. 8.

 

Дерево  целей




 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 - Структура (дерево) целей предприятия

Сформируем нормативно-динамический ряда темпов роста показателей развития предприятия. Этот ряд иначе называют «Нормативной структурой показателей».

Для составления ряда выбирают следующие  экономические показатели:

П- балансовая прибыль (форма №2, строка 140, графа 3);

МЗ - материальные затраты (форма №5, строка710, графа 3);

Информация о работе Стратегия развития ОАО «Марийского целлюлозно-бумажного комбината»