Авангардная стратегия развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.

Файлы: 1 файл

развитие науки и техники.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Введение

        Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Место России в мировых инновационных процессах  пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной  конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авангардная стратегия развития России

 

          Авангардная стратегия ориентирована на развитие наиболее передовых отраслей науки и техники и вложение в эту сферу значительных финансовых ресурсов на основе среднесрочных и долговременных программ развития. Создание и торговля новейшими патентами и лицензиями на базе организации и развития центров высокой науки. Разработка и внедрение новейших видов.

        Российская наука была и остаётся важнейшим интеллектуальным богатством страны. Она даёт новые идеи, новые технологии, новые решения.

        Ещё не так давно, в 90-х годах, задача государства заключалась в консервации науки для её сохранения. Научные организации финансировались на уровне, способном их только поддержать и сохранить. По словам Президента России В.В.Путина, инновационная активность экономики страны до последнего времени была очень низка. «Примерно пять процентов предприятий страны активно применяют новые и новейшие достижения. Только пять процентов – в то время как, скажем, в Западной Европе этот уровень доходит до 80 – 87 процентов».

Вхождение России в мировую  экономику остро поставил вопрос о состоятельности российских производственных мощностей, способных выпускать  конкурентоспособную технику. Российские предприятия преимущественно демонстрируют полное нежелание и неготовность к внедрению инноваций. К сожалению, инновационный климат в стране крайне неблагоприятный (рис. 1).

 

Рис.1. Результат опроса. Как Вы оцениваете сегодня инновационный климат в России?

 

Российские крупные  компании не склонны к инновациям особенно радикальным, кажется, уже  по определению. Исследование, проведенное  Санкт-Петербургской школой инновационных  менеджеров, показало, что "... для  большинства крупных российских компаний работа по внедрению инноваций пока не является приоритетной и у них отсутствует понимание того, что информация о ведущихся в компании (даже у них.) новых разработках является одним из важнейших свидетельств наличия у нее стратегических перспектив и средством повышения капитализации".

Но постепенно экономика  России начинает менять свой облик, становясь  не только синонимом топливно-энергетической  отрасли, но и диверсифицированной  сложной экономической системой с развивающимся современным  высокотехнологичным сектором.

 

         1.Формирования национальной инновационной системы

 

Государство целенаправленно  реализует экономическую стратегию, направленную на ликвидацию российской зависимости от сырьевого сектора  экономики. Государственную поддержку, в том числе через федеральные целевые программы, получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых наукоемких технологий.

 В Послании Федеральному  Собранию Российской Федерации  в 2007 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: "Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. И в этой связи хочу особо подчеркнуть необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании".

Исходя из экономической  стратегии государства, Федеральное  агентство по науке и инновациям реализует комплексный подход в  вопросах формирования национальной инновационной системы.

Исторически первыми  инфраструктурными элементами инновационной  деятельности стали технопарки. В  начале 90-х годов их построили  в Томске, Москве и Зеленограде, но, будучи в целом маломасштабными, они были слабо нацелены на достижение конечного результата. Позднее начали создаваться ИТЦ - инновационно-технологические центры. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что центр по своей сути является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап организации, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных компаний. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ, призванные обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, - при предприятиях или научно-производственных комплексах.

За последние годы в стране созданы  основные элементы инновационной инфраструктуры: 44 технопарка, 61 инновационно-технологический центр, 85 центров трансфера технологий и др. Роснаука работает над тем, чтобы все звенья инфраструктуры - научная, технологическая, финансовая, производственная сферы - были взаимосвязаны. Поэтому она осуществляет поддержку и других элементов инфраструктуры. Только с государственным финансированием было создано около 300 объектов по всем регионам страны. В целях повышения эффективности использования государственных средств через федеральные целевые программы на конкурсной основе финансируются научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. Это те направления, которые станут для России прорывными и обеспечат качественное, революционное изменение технологий в виде конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции. В настоящее время реализуется федеральная целевая программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60% от общего объема финансирования, продолжительность реализации проектов - не более 4 лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.

 

2.Программа: “Объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета”

 

Основная цель Программы

 

развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в  целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации

Основные задачи Программы

 

обеспечение ускоренного  развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в  Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития  науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

обеспечение притока  молодых специалистов в сферу  исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

развитие исследовательской  деятельности в высших учебных заведениях;

   

          содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их   интеграции в систему научно-технической кооперации;

развитие научной приборной базы   конкурентоспособных научных организаций,     ведущих фундаментальные и прикладные    исследования, а также высших учебных заведений;

развитие эффективных  элементов      инфраструктуры инновационной системы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

 

дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной   продукции в объеме 142 - 150 млрд. рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий;

дополнительный экспорт  высокотехно- логичной продукции в объеме 39 - 44 млрд. рублей;

привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд. рублей;

дополнительное увеличение внутренних     затрат на исследования и разработки, включая     внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд. рублей;

разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерции-ализации;

внедрение 8-10 передовых  коммерческих технологий;

   

внедрение 5-8 критических  технологий, по   которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;

создание 6-12 новых организаций,    обладающих приборной научной базой мирового уровня;

создание новых рабочих  мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов

Срок и этапы реализации Программы

 

2007 - 2015 годы, в том числе:

I этап - 2007 - 2010 годы;

II этап - 2011 - 2015 годы

Объем и источники  финансирования Программы

 

всего на 2007 - 2015 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 194,89  млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 133,83 млрд. рублей, из них:

на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы - 128,39 млрд. рублей;

капитальные вложения - 5,44 млрд. рублей;

средства внебюджетных источников - 61,06 млрд. рублей.

Объем и источники  финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального       бюджета на соответствующий год

Ожидаемые конечные результаты

реализации Программы  и

показатели социально-

экономической эффективности

-

создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;

формирование научно-технологического    потенциала по критическим технологиям  Российской Федерации в качестве основы технологического      перевооружения отраслей российской экономики и     обеспечения национальной безопасности;

   

реализация отдельных "прорывных"       направлений  технологического развития,    обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса  на приоритетных направлениях   развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

расширение круга инновационно-активных   компаний за счет демонстрационного  эффекта от      реализации Программы;

   

реализация потенциала российской науки,   укрепление статуса Российской Федерации как    мировой научной державы;

обеспечение значимого  вклада в создание эффективной инновационной системы;

содействие формированию  конкуренто-способного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

обеспечение стимулирующих  факторов для    развития эффективных научных коллективов;

повышение привлекательности          профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;

ежегодный прирост валового внутреннего   продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;

ежегодный прирост доли внутренних затрат     на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;

ежегодный прирост доли внебюджетных    средств во внутренних затратах на исследования и   разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

   

ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции  в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;

прирост доли исследователей до  39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результатом реализации программы должен стать переход российской экономики к модели устойчивого инновационного развития, формирование научно-технологического потенциала по критическим (т.е. наиболее перспективным) технологиям РФ в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности, расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации программы.

 

3.Авангардная стратегия развития политики России

 

Авангардная стратегия  развития политики России, так же, направлена на инновационное развитие, т.е. призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния  экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно- технического потенциала, формированию современных технологических укладов  в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень  спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу  их развития, и структурные изменения  основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей  продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении  этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного  потенциала на основе реализации отечественных  достижений науки и техники.

 

 

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной  политики можно отнести:

    • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;
    • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
    • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
    • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
    • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
    • реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
    • использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Информация о работе Авангардная стратегия развития