Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления. Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегического развития организации на основе непрерывного контроля и оценки исходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Главная цель анализа финансового состояния предприятия – своевременно выявить и устранить недостатки, имеющиеся при использовании денежных средств, и обеспечивать платежеспособность предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
Экспресс-диагностика хозяйственной деятельности предприятия…...6
Анализ рентабельности деятельности предприятия………………6
Анализ деловой активности предприятия…………………………9
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……..12
Анализ финансовых коэффициентов………………………………14
Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) предприятия………………………………………………………………….17
Анализ внешней среды предприятия…………………………………….20
Анализ макроокружения предприятия…………………………….20
Анализ среды непосредственного окружения предприятия……22
Анализ внутренней среды предприятия ………………………………..25
Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………..……………..26
SWOT-анализ…………………………………………………………..27
Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических и тактических целей…………………………………………………………30
Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития и планирование хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………51
Наименование показателя |
Годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Кв=(Ктлк + 6/12*(Ктлк – Ктлн))/2 Индикатор > 1 При Кв < 1 у предприятия нет возможности восстановить платежеспособность в ближайший год |
0,395 |
2,258 |
4,453 |
Группа: | |||
<1 |
>1 |
.>1 | |
Кб=(ЧП+Ам)/ЗК Индикаторы: Группа 1 – благополучные предприятия; >0,4…0,45 Группа 2 – за 5 лет до банкротства; 0,4…0,17 Группа 3 – за год до банкротства; 0,16…0,15 |
-0,056 |
0,131 |
0,186 |
Группа: | |||
3 |
3 |
2 | |
2.2. Коэффициент текущей ликвидности Ктл=ОА/КО Индикаторы: Группа 1 – благополучные предприятия; <3,2 Группа 2 – за 5 лет до банкротства; <2 Группа 3 – за год до банкротства; <1 |
1,037 |
1,875 |
4,68 |
Группа: | |||
2 |
2 |
1 | |
Rэ=ЧП/А*100% Индикаторы: Группа 1 – благополучные предприятия; 6…8% Группа 2 – за 5 лет до банкротства; 4% Группа 3 – за год до банкротства; -22% |
-15,8 |
7,1 |
15,3 |
Группа: | |||
2-3 |
1 |
1 |
Окончание табл. 6
ЗК/А*100% Индикаторы: Группа 1 – благополучные предприятия; <37% Группа 2 – за 5 лет до банкротства; <50% Группа 3 – за год до банкротства; <80% |
99,7 |
95,5 |
98,6 |
Группа: | |||
3 |
3 |
3 | |
Кп=(КР-ВНА)/А Индикаторы: Группа 1 – благополучные предприятия; 0,4 Группа 2 – за 5 лет до банкротства; 0,3 Группа 3 – за год до банкротства; 0,06 |
-0,47 |
-0,36 |
-0,26 |
Группа: | |||
3 |
3 |
3 |
Условные обозначения, применяемые в таблице:
Ам – амортизация (форма №5, строка 740, графа 3);
ЗК – заемный капитал (форма №1, строки (590+690), графы (3+4)/2);
КО – краткосрочные обязательства (форма №1, строка 690, графы (3+4)/2).
После расчета таблицы «Оценка
вероятности наступления
В американской практике используется двухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Эта модель получена на основании обработки данных о предприятиях-банкротах.
Z= + *Ктл+ *Уд вес,
где Уд вес=ЗС/А – удельный вес заемных средств в активах предприятия;
, , - коэффициенты: = - 0,3877; = - 1,0736; =0,0579.
Уд вес (2009)=58622/5249=11,17
Уд вес (2010)=44046/3187=13,82
Уд вес (2011)=67920/1943=34,96
Z(2009)= -0,94
Z(2010)= -0,55
Z(2011)= -1,92
В результате расчета Z<0, это говорит о том, что вероятность банкротства анализируемого предприятия невелика.
Для подтверждения выводов, полученных по двухфакторной модели, и для проведения комплексной оценки финансового положения предприятия применим пятифакторную модель. Она представляет собой линейную функцию, коэффициенты которой рассчитаны по данным статотчетности предприятий-банкротов США.
Z-счет Альтмана=1,2*[(текущие активы –
текущие обязательства)/все обязательства]
+ 1,4*[нераспределенная прибыль/имущество]
+ 3,3*[балансовая прибыль/имущество] + 0,6*[рыночная
стоимость обыкновенных и привилегированных
акций/имущество] + 1,0*[объем продаж/имущество]
Условные обозначения, применяемые в формуле (5):
Текущие активы = оборотные активы (форма №1, строка 290, графы (3+4)/2);
Текущие обязательства = краткосрочные обязательства (форма №1, строка 690, графы (3+4)/2);
Все обязательства (форма №1, строки (590+690), графы (3+4)/2);
Нераспределенная прибыль (форма №1, строка 470, графы (3+4)/2);
Имущество (форма №1, строка 300, графы (3+4)/2);
Балансовая прибыль (форма №2, строка 140, графа 3);
Объем продаж = выручка от реализации (форма №2, строка 010, графа 3).
Z-счет Альтмана (2009)=0,49;
Z-счет Альтмана (2010)=1,65
Z-счет Альтмана (2011)=2,15.
По результатам последнего года показатель Z=2,15, следовательно, вероятность банкротства средняя. Предприятие способно решить проблемы несостоятельности за счет средств сторонних инвесторов или государственной поддержки.
Таблица 7
Анализ макроокружения
ОАО «Марийского целлюлозно-
Фактор |
Проявление |
Возможная реакция предприятия |
Политические факторы | ||
Антидемократические реформы |
Рост негативных сдвигов во внутренней и внешней политике, государственной идеологии |
Приспособление к новым условиям хозяйствования |
Низкая заинтересованность государства |
Отсутствие льгот, строгое законодательство |
Приспособление к новым условиям хозяйствования |
Отсутствие постоянных деловых контактов между президентами РМЭ и РФ |
Отсутствие гарантированного уровня поддержки со стороны государства |
Поиск иных источников средств к существованию. |
Экономические факторы | ||
Увеличение объема производства продукции |
Изменение спроса на продукцию предприятия |
Повышение производительности, внедрение новых технологий |
Инфляция |
Повышение общего уровня цен на товары и услуги |
Повышение себестоимости продукции |
Колебание валютных курсов, снижение курса доллара к рублю |
Удешевление приобретаемого сырья |
Покупка сырья в других городах |
Рост доходов населения |
Увеличение платежеспособного спроса |
Расширение ассортимента, увеличение рынков сбыта |
Правовые факторы | ||
ГОСТ Р 53361-2009 – Мешки из бумаги и комбинированных материалов, ГОСТ Р 52901-2007 – Картон гофрированный для упаковки продукции, ТУ 5441-095-00279410-2007 – Картон для плоских слоев гофрированного картона марки К1, СТО2. 00279410.040-2005 – Бумага технического назначения БТН |
Строгий контроль государства за качеством продукции |
Рост расходов предприятия на приобретение продукции |
Социальные факторы | ||
Мобильность населения |
Рост миграции населения, отток кадровых работников |
Совершенствование системы стимулирования, повышения привлекательности труда за счет его механизации и автоматизации. |
Низкое качество жизни населения. Расслоение общества, разделение на социальные группы: маргиналов Крайне бедных Бедных Среднего слоя Богатых элиты |
Отсутствие потребностей
в продукции в услугах |
Маркетинг. Ориентация на определенный круг потребителей за счет изменения ассортимента |
Окончание табл. 7
Технологические факторы | ||
Автоматизация технологических процессов |
Возможность применения новых технологий |
Снижение факторов негативного воздействия на здоровье работающих |
Международные факторы | ||
Либерализация внешних экономических связей |
Появление конкурентов |
Повышение конкурентоспособности продукции |
Возможность покупки сырья в других регионах |
Снижение затрат |
Изучение
непосредственного окружения
Анализ
среды непосредственного
Таблица 8
Покупатели продукции
Наименование покупателя |
Географическое местоположение |
Сфера деятельности |
Частота сделок, раз/мес. |
Чувствительность к цене |
Уровень информированности о производителе |
Степень привязанности к продукту |
«Нижкартон» |
Нижний Новгород |
Бумага и канцелярские товары |
3 |
Средняя |
Полный |
Сильная |
Картоно-Бумажный комбинат |
Наб. Челны |
Бумага и картон |
6 |
Сильная |
Полный |
Сильная |
«Тароупаковка» |
Чебоксары |
Тара и упаковка |
6 |
Сильная |
Полный |
Сильная |
ИП Плотников |
Москва |
Бумага, картон и канцелярские товары |
4 |
Сильная |
Полный |
Сильная |
Таблица 9
Конкуренты продукции
Наименование конкурента |
Цена за 1 ед. аналог-го товара, руб. (Гофрированный картон=75) |
Основные цели |
Вероятные шаги по
изменению существующего |
Конкурентная стратегия |
«Илим Палп», г. Коряжма |
82 |
Получение прибыли, расширение ассортимента своей продукции, расширение рынков сбыта, привлечение покупателей к своей продукции |
Увеличения качества продукции, расширение рынка сбыта, разработка новых технологий |
Маркетинг, снижение стоимости на определенные виды товаров, использование технологичес ких новшеств |
ЗАО «Марка-НН», г. Учалы |
76 | |||
ООО «ПЦБК», г. Пермь |
79 |
Таблица 10
Поставщики ресурсов предприятия
Наименование поставщика |
Географическое положение |
Специализация |
Качество товара |
Обязательность выполнения контрактных услуг |
Уровень информированности о |
Степень привязанности к продукту |
ИП Чистохвалов |
РМЭ, г Волжск |
Поставка древесины |
Высокое |
Высокая |
Высокий |
Высокая |
По результатам анализа
Примеры матриц угроз и возможностей для предприятия представлены на рисунках 5,6.
Степень влияния на финансовые результаты | ||||
Сильное влияние возможностей на предприятие |
Умеренное влияние возможностей на предприятие |
Малое влияние возможностей на предприятие | ||
Степень вероятности реализации возможностей |
Высокая вероятность реализации возможностей |
Возможность расширения рынка сбыта производимого товара |
Возможность расширения ассортимента производимой продукции |
Наличие высококвалифици рованных специалистов на рынке труда |
Средняя вероятность реализации возможностей |
Увеличение платежеспособного Возможность использования технологических новшеств |
Лояльность поставщиков |
Ослабление экономической | |
Низкая вероятность реализации возможностей |
Увеличение доли рынка |
Увеличение объема государственных трансфертов |
Снижение себестоимости |
Информация о работе Стратегия развития ОАО «Марийского целлюлозно-бумажного комбината»