Современный менеджер: понятие и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Деятельность современного менеджера…………………………...4
Менеджер и требования, предъявляемые к нему………………...4
Функции менеджера……………………………………………......6
Взаимодействие менеджера с окружающими…………….............7
Отношение к работе. Активность менеджера…………….............9
Глава 2. Качества современного менеджера…………………………………...13
2.1. Личные качества…………………………………………………........13
2.2. Профессиональные качества……………………………………........16
2.3. Организаторские и деловые качества………………………………..17
Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия…………………………………………………………………………...23
3.1. Социальный портрет менеджеров в Республике Бурятия (по результатам социологического исследования)……………………………...…23
3.2. Союз менеджеров Бурятии…………………………………………...37
3.3. Карьера успешного менеджера (на примере крупного предприятия РБ)………………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………...….47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА современный менеджер понятие и содержание.docx

— 106.09 Кб (Скачать)

         Но стресс — это такая реакция   организма, которой в определенной  степени можно управлять. В  какой-то мере она даже полезна,  Поскольку стимулирует активность. Ведь недостаточная нагрузка  и нехватка острых ощущений  приводят к ухудшению морального  состояния, низкой эффективности   работы, потере  самоуважения, появлению   личных  проблем.

         Для  успешного  управления  стрессами нужно прежде всею  уметь должным образом относиться  к проблемам, не «пороть горячку», не волноваться и откладывать решение до тех пор, пока для него не созреют все предпосылки. Нужно регулярное расслабление и отдых от физических и психических нагрузок. В сложных ситуациях нельзя теряться, давать стрессу поглотить себя, а наоборот, зная свои силы и возможности и не перенапрягаясь, идти с «открытым забралом» навстречу трудностям и неприятностям. А для этого нужно стремится познать себя, обрести уверенность, избавившись от «комплексов» и «выкорчевать» их причины. Успеху  сопутствует установление тесных  личных отношений. Это позволяет не держать в голове постоянно мысль о том «А что обо мне подумают  люди?», а выработать  реалистичное  и оптимистичное отношение к самому себе, а также к разным сферам своей деятельности.   

         Необходимо постоянно стремиться  к успеху, не ставить перед  собой невыполнимых  задач   и  спокойно  относиться  к   поражениям.7

    Современный менеджер должен  активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом  не  нужно опасаться  потерять  авторитет — в  большинстве случаев сотрудники за такое отношение  к  ним  платят, наоборот, признанием  и  благодарностью.

         Наконец, современный  руководитель  должен  нести  ответственность за  развитие  собственной семьи, из которой он черпает основные жизненные  силы  и  ценности, а  также  находить время для друзей, но только  самых  близких. 
 

                  

             _________________________________________________

                                       7 Кричевский Р.Л. Если  вы  руководитель. – М., 1993г

     2.2. Профессиональные  качества

         Другая группа качеств, необходимых  любому менеджеру — профессиональные. Это — компетентность, т.е. система   специальных  знаний  и  практических  навыков. Она бывает специальной  и управленческой. Это культура  — общая, техническая, экономическая,  правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен  и  ряд  других  моментов.

         Прежде всего современного руководителя  отличает хорошее знание действительности  как  внутренней, так  и   внешней, понимание  целей фирмы  и своего подразделения, умение  видеть проблемы, выделять в них  наиболее существенные стороны,  быть восприимчивым к новизне  и изменениям. Это невозможно  без обладания умственными способностями  выше среднего уровня, умением  анализировать ситуацию, создавать  и критически  оценивать  различные   планы  и  программы, принимать  решения, брать на себя ответственность  за их выполнение, много и упорно  работать  для  этого, быть  энергичным  и  решительным.

         Однако руководитель должен быть  не только хорошо подготовленной  и высоко  образованной, но  еще   и  творческой  личностью. От  него  требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на  пути  препятствия. Для этого необходимо  быть  настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное  выражение  эмоций  и  идей  и  непрестанно  учится, в   том  числе и  на  собственных  ошибках.

         Творчество  немыслимо  без  способности находить информацию  и делиться  ею  с  подчиненными, прислушиваться  к  окружающим  независимо от того, кто они,  держать себя откровенно с  коллегами, добиваться обратных  связей, не отгораживаться от  того, что угрожает устоявшимся   взглядам  на  мир, ставя   при  этом  все под сомнение, понимать позицию других, везде  находить людей, представляющих  хоть какой-то  интерес  для   фирмы.

         Но наиболее важно для менеджера  схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания  со старыми, обладать умением и способностью  учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.8 

     2.3. Организаторские  и деловые качества

        Третья группа качеств менеджера,  определяющих его собственно  говоря как менеджера, являются  организаторские, а также деловые.  Они отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение  им технологией управленческой  работы: подбором, расстановкой и  использованием кадров, выработкой  норм, нормативов и регламентов,  личных планов и планов деятельности  подразделений  служб, оперативных   планов и планов-графиков проведения  мероприятий, доведением заданий  до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

         К организаторским качествам  нужно отнести прежде всего  целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это  и  отличает  менеджера  от  остальных  работников.

                   _______________________________________________

                                            8Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. М.: Инфа-М, 2000 г.

        Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

         Важным организаторским качеством  менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного  оптимизма.

         Менеджеру должна быть присуща  дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать  дисциплину  подчиненных.

         Отличительной чертой менеджера  должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не  принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным  тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно беречь  для главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том числе и во  время командировок.

         Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать   их, убеждать  в  своей  правоте.

         С точки зрения контактности  можно выделить несколько типов  руководителей. 

         Во-первых, те, кто большую  часть   времени, примерно 2/3, тратит на  своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

         Во-вторых, те, кто  уделяет   тому  и  другому  примерно  поровну  времени.     

         В-третьих, те, кто осуществляет  только вертикальные контакты  с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами  своего уровня.

         В-четвертых, те, кто сторонится  вообще  всех  контактов.9

         Первый и второй типы руководителей  хороши для оперативного управления, четвертый — для  стратегического.  Третий  тип  руководителя не  отвечает вообще требованиям,  предъявляемым к современным  управляющим. Его даже в армии  с ее жесткой дисциплиной и  подчиненностью  с  трудом  поймут.

         Важная черта менеджера —  реализм. Он  должен  уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать  в облаках, тогда не  так больно  будет падать  при неудаче.

         Хороший менеджер характеризуется  здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не  прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом  уважают других  людей и их  мнения.

         Однако  уверенностью  в своих  силах могут похвастаться далеко  не многие. Причин ее  отсутствия  немало: это  и  недостаток  практики, который порождает незнание, что же будет в результате  вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных реакций  со  стороны  окружающих; это  и  собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли. Менеджеру неуверенность в себе приносит много неудобств, так как

            ________________________________________________

                                9Лютенс Ф. Организационное  поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999г.

подчиненные, видя такое его свойство, могут  устроить «праздник непослушания»

         Но, как  считают  психологи,  отсутствие  уверенности  в   себе — «болезнь» отнюдь не  смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие  навыки и наблюдая за тем,  как поступают другие в ситуациях,  требующих уверенного поведения.  Вот какие советы дают по  этому поводу известные специалисты   в  области  менеджмента   Вудкок  и  Френсис.

         Прежде всего следует избегать чрезмерных эмоций, так как окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку зачастую  суть теряется из-за сложности изложения своих взглядов и попыток оперировать сразу несколькими проблемами. Упорно  стремиться к своей цели, добиваться своего, пока результаты не будут удовлетворять. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не  исповедуя только  при этом принципа «мы за ценой не постоим».

         Для успешного руководства менеджер  должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя  и не  любой ценой, но  в любых обстоятельствах. Он  должен  быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих  уважать себя, демонстрируя  смелость  и волевой характер.

         Хороший руководитель должен  уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации  их  в жизнь.

         Но самое главное — менеджер  должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен  обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко  всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Информация о работе Современный менеджер: понятие и содержание