Современный менеджер: понятие и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Деятельность современного менеджера…………………………...4
Менеджер и требования, предъявляемые к нему………………...4
Функции менеджера……………………………………………......6
Взаимодействие менеджера с окружающими…………….............7
Отношение к работе. Активность менеджера…………….............9
Глава 2. Качества современного менеджера…………………………………...13
2.1. Личные качества…………………………………………………........13
2.2. Профессиональные качества……………………………………........16
2.3. Организаторские и деловые качества………………………………..17
Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия…………………………………………………………………………...23
3.1. Социальный портрет менеджеров в Республике Бурятия (по результатам социологического исследования)……………………………...…23
3.2. Союз менеджеров Бурятии…………………………………………...37
3.3. Карьера успешного менеджера (на примере крупного предприятия РБ)………………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………...….47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА современный менеджер понятие и содержание.docx

— 106.09 Кб (Скачать)

         Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного  рода  информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям  или  партнерам.

         В-третьих, это роль, связанная  с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий  новые пути  достижения  целей и берущий на себя  всю ответственность за  риск, связанный с ними. Ее  играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет  представитель фирмы, ведущий переговоры  с партнерами.

         Менеджеры высшего звена фирмы  обычно являются номинальными  главами, координаторами, представителями,  определяют цели и основные  принципы  деятельности. Менеджеры   среднего  звена  чаще  всего  выступают в качестве генераторов  идей, представителей на переговорах,  координаторов деятельности своих  подчиненных, определяя их функциональные  обязанности  и цели, совершенствующие  производственный процесс. Менеджеры  низшего звена — мастера —  находятся ближе к непосредственным  исполнителям. Цели для них формируются  на ближайшую перспективу непосредственными  руководителями  и  ориентированы  на повышение производительности  труда, квалификации  отдельных   работников, снижение  брака. В   отличие  от  предыдущих категорий  управленцев они решают вопрос  не «Что делать?», а  «Как  делать?»4. 

1.4. Отношение к работе. Активность менеджера

         По своему отношению к работе  менеджеры делятся на пассивных  и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе  такие  менеджеры  ограничиваются  решением узких проблем, причем  с  рутинных  позиций. Они  берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют  только  по  схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются

         _____________________________________________

                          4Ворст Й., Ревентлоу М. Экономика фирмы. Москва, 1994 г.

расширить  кругозор, а  нехватку  знаний  и  идей  пополняют  их  воровством у  своих  подчиненных.

         В  противоположность  пассивному  руководитель  активного типа не сидит на  месте, стремится к испытаниям, полностью отдает  себя  работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии  с обстановкой принципы  деятельности  для себя и для других. Он  стремится конструктивно использовать  любые, даже  конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает прочные контакты с окружающими, поощряет  их  самостоятельность, дает  возможность выдвинуться.

         У активного менеджера есть  все необходимые задатки для  того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное  признание руководства  и   неофициальное  подчиненных.

         Окружающие, как  считают  психологи,  воспринимают  лидера  по четырем   основным  моделям: 

     1) «Один  из  нас»;

     2) «Лучший  из  нас» — образец   для  подражания»; 

     3) «Воплощение  добродетелей»; 

     4) «Оправдание  всех  ожиданий», 

     в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять  свое  влияние  на  коллектив  и  каждого  в  отдельности.5

         Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по  доброй  воле  стремились  достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели  самого  лидера.

               _____________________________________________

                                      5Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М, 1991г

         Люди следуют за лидером прежде  всего потому, что он в состоянии  предложить  им (хотя  и  не  всегда реально дать) средства  для удовлетворения их важнейших  потребностей, указать нужное направление  деятельности. Власть лидера основана  на хорошем знании подчиненных,  умении поставить себя на их  место, анализировать ситуацию, определять  ближайшие и отдаленные последствия  своих действий, стремлении к  самосовершенствованию, способности   вселять  в  подчиненных   уверенность, сознание  необходимости   совершать  те  или  иные  поступки, ибо  поведение  сотрудников   чаще  всего  отражает  то, чего  от  них  ждут.

         Лидер прекрасно чувствует и  понимает психологические особенности  партнеров, противников, начальства, умело  их  использует  в   официальных и неофициальных  контактах. Убеждая других, он  проявляет завидную гибкость  и  умение  идти  на  компромисс.

         Но подлинным источником власти  лидера над людьми является  его независимость, готовность  в любой момент освободить  занимаемое место, поскольку выражение  интересов коллектива вовсе еще  не означает покорности  ему.

         Что нужно, чтобы стать лидером?  Прежде всего, это личное желание  занять высокий пост, которое  есть далеко не у всех, а  соответственно  и  готовность  брать  на  себя сопряженные  с этим обязанности, ответственность,  рисковать.

         Считается, что  преуспевающий  лидер обладает почти магическим  умением оказаться в нужный  момент в нужном месте. Такое  свойство не сваливается  с   неба, хотя  в  определенном  смысле  оно, как  и  талант, — дар. Но талант без труда — ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно  стремиться  вперед, несмотря  ни на какие преграды, упорно двигаясь  к  собственной  цели.

         Наконец, претендент  на  лидерство   на  высоком  уровне  должен  уже  к 35 годам  накопить  значительный  опыт выполнения  разнообразных функций  и   «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания  западные специалисты определяют  в 5 — 7 лет, т.е. стремительный   взлет  карьеры  должен  начаться  в  27 — 28  лет. 

         Жить  лидерам не просто. На  своем пути они встречают немало  трудностей, главная из которых  по всеобщему признанию — руководство  подчиненными. На  втором  месте   стоит  планирование  деятельности  фирмы  и  на третьем —  увольнение сотрудников. Среди  других, не попавших  на  «пьедестал  почета», можно  отметить  проблему  распоряжения своим временем, делегирование  полномочий, финансовые «дебри»,  принятие  решений  и  улаживание  конфликтов.

         Существует  два  психологических  типа  лидеров: «игроки»  и «открытые».6 Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это — политиканы, стремящиеся правдами, а больше  неправдами  захватить власть и как можно дольше  при ней удержаться. Но в итоге они оказываются «калифами на  час».

         «Открытые»  лидеры  не  столь   заметны, но  они последовательны;  берутся за любые самые трудные  дела, стремятся добросовестно во  все вникнуть, чем завоевывают  прочное доверие и уважение  на долгое время. Они тоже  гибки и действуют с учетом  обстоятельств, но живут не  сегодняшним днем, пытаясь «урвать»  от него побольше, а устремлены  в будущее. Власть  в их руки  попадает всерьез и надолго.  Именно они являются  истинными  лидерами, обладающими  непререкаемым  авторитетом  у  своих  подчиненных.

         Под авторитетом понимается общепризнанная влиятельностью руководителя, основанная, с одной стороны, на  его формальном  статусе, а с другой — на завоеванном престиже, которые дополняют друг друга.

          ________________________________________________

               6 Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент. - М.: Россмен, 1995г. - 491 с.

Причем  престиж, производный  от профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, является здесь главной  составляющей, поскольку уважение к  должности не в состоянии долго  компенсировать недостатки личности. Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело  принимающий решения, честно  признающий  ошибки. Росту авторитета способствует также  терпимость   к   слабостями   людей, не  мешающим  работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Качества современного менеджера

         Есть определенные  качества, которые   в обязательном  порядке  должны  быть  присущи  профессиональному   менеджеру. 

         Существует три группы таких  качеств: личные, профессиональные, организаторские  и  деловые.  Познакомимся  с  ними. 

     2.1. Личные качества

         К личным качествам в первую  очередь относятся честность  и порядочность, предполагающие  всегда  соблюдение  норм общечеловеческой  морали, скромность и справедливость  по отношению к окружающим. Руководитель  должен стараться понимать своих  подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться  в их поведении, быть человечным  и заботиться о людях, стремиться  к  сотрудничеству, учитывая  при   этом  интересы  всех.

        Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим Посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное  слово.

         Менеджер должен оберегать дружеские  и семейные, да и просто человеческие  отношения, которые сами собой  не сохраняются, но поддерживать  лишь наиболее важные личные  контакты с теми, кто по-настоящему привлекают  и  обогащают жизнь, не соглашаться из вежливости  на  все  требования  и  просьбы  окружающих.

         Работа менеджера чрезвычайно  тяжела, и поэтому одним из  его важнейших личных качеств  должно быть хорошее здоровье, которое помогает  быть  энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со  стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные  нагрузки, предполагающие  смену видов деятельности — ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергия необходимы, поэтому рационально распределять между всеми своими  делами, чтобы в каждом  добиться  успеха, но  нельзя  приучать себя  к постоянным  стабильным  нагрузкам и время от  времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель  на  него  уже не  будет способен.

         Однако одного физического здоровья  менеджеру не достаточно. Он должен  быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность  и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

         Принятие управленческих решений  требует от менеджеров не только  квалификации, но  и  эмоциональной зрелости, которая выражается  в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. Между тем, многие в таких ситуациях страдают от чувства неспособности справиться с ними, создают себе  дополнительное  напряжение, имеющее свойство накапливаться и, в конце концов, приводить к стрессам.

Информация о работе Современный менеджер: понятие и содержание