Современный менеджер: понятие и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Деятельность современного менеджера…………………………...4
Менеджер и требования, предъявляемые к нему………………...4
Функции менеджера……………………………………………......6
Взаимодействие менеджера с окружающими…………….............7
Отношение к работе. Активность менеджера…………….............9
Глава 2. Качества современного менеджера…………………………………...13
2.1. Личные качества…………………………………………………........13
2.2. Профессиональные качества……………………………………........16
2.3. Организаторские и деловые качества………………………………..17
Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия…………………………………………………………………………...23
3.1. Социальный портрет менеджеров в Республике Бурятия (по результатам социологического исследования)……………………………...…23
3.2. Союз менеджеров Бурятии…………………………………………...37
3.3. Карьера успешного менеджера (на примере крупного предприятия РБ)………………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………...….47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА современный менеджер понятие и содержание.docx

— 106.09 Кб (Скачать)
 

     Типичной  деловой карьерой менеджера стал первоначальный переход из различных  сфер деятельности в коммерческую область, затем либо постепенный рост управленческих позиций, либо создание и управление собственным бизнесом. Только 2,5% менеджеров сразу организовали собственное дело.

     Нынешние  управленцы, как правило, являются таковыми в первом поколении (рис.3). Только у 3% менеджеров отцы и у 1% менеджеров матери занимали руководящие должности. Тем не менее, образовательный уровень  родителей достаточно высок (рис.4). Таким образом, наблюдается устойчивая зависимость социального положения  родителей и последующего статуса  детей. Опыт и пример родителей, их социальный капитал имеют определенное значение при формировании жизненной стратегии  менеджеров.

 
 

     Рис. 3. Профессиональная принадлежность родителей  менеджеров

      (в % к общему  количеству обследуемых) 
 
 

     Рис. 4. Уровень образования  родителей менеджеров

     (в  % к общему количеству  обследуемых)

     Таким образом, современные менеджеры  Республики Бурятия – достаточно молодые люди с активной жизненной  позицией, нацеленные на развитие/расширение возглавляемого предприятия. Они обладают высоким уровнем образования, преимущественно  технического профиля. Однако в последнее  время наметилась потребность в  специальном управленческом образовании, недостаток которого восполняется самостоятельно или практическим опытом. Имеющиеся  в регионе учебные заведения  пока не готовы в полной мере удовлетворить  существующую потребность. Типичной деловой карьерой менеджера стал первоначальный переход из других сфер деятельности в коммерческую, затем либо постепенный рост управленческих позиций, либо создание и управление собственным бизнесом. Одной из особенностей регионального слоя менеджеров является достаточно большое количество женщин-руководителей. Прежде всего, это связано с тем, что они возглавляют малые предприятия. Вхождение женщин в сферу топ-менеджмента крупных предприятий региона ограничено. В целом слой высокооплачиваемых менеджеров практически закрыт для пополнения новыми членами.

      3.2. Союз менеджеров  Бурятии

     Современный управленец. Каким он должен быть? Безусловно, компетентным, опытным, ответственным, способным организовывать, координировать, контролировать, стратегически мыслить. А еще, пожалуй, имеющим за плечами  обучение по Президентской программе  подготовки управленческих кадров, которая  является определенным знаком качества современного менеджмента. Доказано уже 11-летней историей. Именно 11 лет назад  на Президентскую Программу поступили  первые учащиеся. Не школьники, не студенты, и даже не просто взрослые люди. Их всех объединяла одна черта – они были действующими управленцами.

     Чтобы объединить возможности выпускников  Президентской Программы, в конце 2007 года в республике было созвано  собрание выпускников, на котором было принято решение о создании Региональной Общественной Организации Участников Президентской Программы «Союз  менеджеров Бурятии». Президентом была избрана выпускница 2005 года Людмила  Лумбунова. В конце февраля 2008 года «Союз менеджеров» получил государственную  регистрацию.

     Миссия  союза

         Содействие социально-экономическому  развитию региона через реализацию  потенциала и инициатив выпускников  Президентской программы.

     Цели  союза

         1.  Позиционирование и продвижение профессиональных управленцев в качестве основного ресурса реального сектора экономики

         2. Создание информационной профессиональной инфраструктуры взаимодействия участников и заинтересованных структур

         3.  Создание благоприятной бизнес-среды для развития и реализации проектов участников

         4.   Содействие привлечению инвестиций в экономику региона

           Основные  направления деятельности

Кадровый центр

  1. Мониторинг карьеры выпускников Президентской программы
  2. Выявление и поддержка молодых перспективных управленцев
  3. Помощь в трудоустройстве выпускников Программы
  4. Подбор кадров для предприятий выпускников

Инновационный центр

  1. Продвижение целевых программ Союза
  2. Организация конкурсов инновационных проектов
  3. Экспертиза, поддержка и продвижение перспективных проектов и идей выпускников Президентской Программы

Маркетинговый центр

  1. Выявление потребностей каждого члена Союза
  2. Налаживание деловых контактов с институтом власти внутри республики и за её пределами
  3. Взаимодействие с общественными организациями республики и других регионов
  4. Работа со СМИ

Бизнес- образование

  1. Повышение уровня образования управленцев региона
  2. Повышение квалификации членов «Союза Менеджеров»

     Членами союза являются выпускники и участники  Президентской Программы. В состав союза на сегодняшний день входит 145 участников: директора и специалисты, бизнесмены и представители государственной  власти. А проектов у выпускников  Президентской Программы не мало. Это и Большая Байкальская Тропа, на строительство которой съезжается сотни людей со всего мира, и новые энергосберегающие технологии, и система обмена опытом с предпринимателями других регионов России и Монголии, создание банка бизнес-идей для потенциальных инвесторов и многое, многое другое. Союз Менеджеров Бурятии еще молодая общественная организация, но уже заявила о себе как перспективная, принимающая активное участие в социально-экономическом развитии республики Бурятия.  
 
 
 
 
 
 

     3.3. Карьера успешного менеджера (на примере директора крупного предприятия РБ)

     В Республике Бурятия нет ни крупных  промышленных производств, ни залежей  полезных ископаемых в виде нефти  и газа. Это регион, имеющий статус депрессивного, основным финансовым источником которого является федеральные субсидии. В связи с этим удел успешного  бизнесмена в этом крае - работа в  легкой и пищевой промышленности. Именно в этих отраслях функционируют  наиболее успешные и зарекомендовавшие  себя как стабильные предприятия  по показателям выпуска продукции  и уровню заработной платы. При этом главной особенностью менеджмента  является ориентация производства на традиционные, обладающие региональной уникальностью, виды продукции. Этому  аспекту необходимо уделить особое внимание как показателю успешного  развития на рынке.

     В качестве наиболее яркого, на мой взгляд, примера выступает один из производителей ликероводочных изделий на основе оригинальной рецептуры с использованием местных дикоросов и байкальской воды. Его генеральный директор, несомненно, ассоциируется с образом успешного бизнесмена, лидера экономики Республики Бурятия, влиятельного политика, т.е. его карьера развивается достаточно удачно.

     В настоящем исследовании продвижения  карьеры успешного менеджера  использовались такие методы как  биографический, анализ нарративов, а  также анализ документов. При анализе  профессиональной биографии основной упор делался на изучение социальной типики его карьеры.

     Карьера представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека,15 выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и

      _______________________________________________________

15Иванов В.Ю., «Управление карьерой менеджера» // Менеджмент в России и за рубежом, 1998г, № 5, С. 23.

фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций. Другими словами, карьера - это развитие человека и освоение им социального  пространства или экспансия человека в организационном пространстве конкретного предприятия.

На начальном  этапе карьеры указанного топ-менеджера  немаловажную роль сыграло наличие  социального, а также экономического капитала. Это семейный бизнес, основанный в начале 1990-х гг. с нуля и первоначально  возглавляемый отцом. В свое время  он, будучи доктором биологических  наук, смог создать фармацевтическую базу, основанную на знаниях тибетской  медицины. На семейном совете при участии  всех сыновей было решено производить  препараты, пробуждающие скрытые резервы  человеческого организма, так называемые Таны - лечебные чаи. В связи с  этим сегодняшний лидер предприятия, окончивший один из Московских медицинских  институтов и защитивший кандидатскую диссертацию, решил прервать свою карьеру  ученого. Таким образом, стартовым  моментом его карьеры стало обладание  совокупностью реальных и потенциальный  ресурсов, связанных с владением устойчивой сетью более или менее институализированных отношений взаимного знакомства и признания, т.е. социальным капиталом. Данное членство в группе обеспечивает опору в виде коллективного капитала, репутации, позволяющей им получать разнообразные виды кредита ее членам.16 Этот тезис П. Бурдье подтверждается на практике, поскольку бизнес-элита региона достаточно закрытая группа, для успешного функционирования и вхождения в ее состав требует наличие не сколько экономического, сколько социального капитала. Появление новых участников оказывает воздействие на определение группы в целом, на принятые в ней запреты, на ее границы и идентичность, может подвергнуть группу переопределению, изменению, трансформации.

     ______________________________________________

16Бурдье П. «Формы капитала (перевод М.С. Добряковой)» // Экономическая социология, 2002, Том 3, № 5, С. 60-74.

           В результате наличие связей и знакомств обеспечили данному руководителю эффективный старт, позволили установить личные контакты, которые он активно использует в настоящий момент. Таким образом он воспроизводит социальный капитал, что соответствует теории П. Бурдье о формах капитала. Кроме того, поскольку он является обладателем унаследованного капитала, связанного с известным именем, то знакомства с ним постоянно ищут именно из-за принадлежащего ему социального капитала, в связи с этим установление им социальных связей является высокопродуктивным.

     Обобщая индивидуально-личностные характеристики, присущие ему в детстве, юности и  на данный момент можно отметить проявление в детский и юношеский период лидерских черт, ориентация на собственное  мнение, высокая коммуникабельность, широкие социальные связи, что стало  основой необходимых в настоящий  момент навыков общения. Как и  для многих представителей данной социальной группы, ему характерно сочетание  успехов в учебе и активное участие в общественной жизни.

     При выборе вуза доминировала ориентация на будущий социальный статус и продолжение  семейных традиций. Несмотря на то, что  наличие специального образования  у современных менеджеров не является обязательным атрибутом успешной карьеры, он считает образование необходимым  для карьерного продвижения и  роста профессионализма. В связи  с этим в качестве второго образования  окончил РАГС по специальности государственное  управление экономикой. Наличие специального образования повышает его конкурентоспособность  на рынке труда. Знания могут быть легко обращены в экономический  капитал на современном рынке  труда.17 

                ____________________________________________

17Романов П.В. <Трансформация профессионализма> // Человеческие ресурсы, 1998, № 3, С. 20-23. 

     В управленческой деятельности придерживается жесткого и требовательного стиля. При этом это человек наблюдательный, спокойный и скрытный, что является скорее всего следствием регионального  менталитета. Рассматривает предприятие  как семью, доверяя все ключевые посты родственникам.

     Одной из базовых ценностей является патриотизм, что проявляется во всех сферах, в том числе досуге, т.к. предпочитает отдыхать в Бурятии, в горах Саяны. Участвует в программах типа «Производите и покупайте товары Бурятии», организованной Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, поощряя точки розничной торговли, предоставляя скидки и прочие стимулы.

     Настоящий этап карьеры связан в первую очередь  с политической деятельностью. Это  является закономерностью региона, когда довольно успешные руководители предприятий, сумевшие достичь определенных высот в бизнесе, видят развитие своей карьеры в политической сфере. На данном этапе они нуждаются  в закреплении своего положения  в обществе. Прежде всего, выход во властные структуры, где бизнесмены создают определенные доминантные коалиции, необходим для лоббирования собственных интересов как представителей деловых кругов, также они осознают, что без государственной поддержки невозможно эффективно осуществлять деятельность на региональном рынке.

Информация о работе Современный менеджер: понятие и содержание