Современный менеджер: понятие и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Деятельность современного менеджера…………………………...4
Менеджер и требования, предъявляемые к нему………………...4
Функции менеджера……………………………………………......6
Взаимодействие менеджера с окружающими…………….............7
Отношение к работе. Активность менеджера…………….............9
Глава 2. Качества современного менеджера…………………………………...13
2.1. Личные качества…………………………………………………........13
2.2. Профессиональные качества……………………………………........16
2.3. Организаторские и деловые качества………………………………..17
Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия…………………………………………………………………………...23
3.1. Социальный портрет менеджеров в Республике Бурятия (по результатам социологического исследования)……………………………...…23
3.2. Союз менеджеров Бурятии…………………………………………...37
3.3. Карьера успешного менеджера (на примере крупного предприятия РБ)………………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………...….47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА современный менеджер понятие и содержание.docx

— 106.09 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Современный менеджер: понятие и содержание

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Деятельность современного менеджера…………………………...4

    1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему………………...4
    2. Функции менеджера……………………………………………......6
    3. Взаимодействие менеджера с окружающими…………….............7
    4. Отношение к работе. Активность менеджера…………….............9

Глава 2. Качества современного менеджера…………………………………...13

        2.1. Личные качества…………………………………………………........13

         2.2. Профессиональные качества……………………………………........16

         2.3. Организаторские и деловые качества………………………………..17           

Глава 3. Становление слоя менеджеров в  условиях Республики    Бурятия…………………………………………………………………………...23

         3.1. Социальный портрет менеджеров в Республике Бурятия (по результатам социологического исследования)……………………………...…23

         3.2. Союз менеджеров Бурятии…………………………………………...37

        3.3. Карьера успешного менеджера (на примере крупного предприятия РБ)………………………………………………………………………………...40

Заключение……………………………………………………………………….44

Список  литературы…………………………………………………………...….47       
 
 

Введение

     Управление  появилось вместе с людьми. Там, где  хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь  какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

     На  всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и  многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

     И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции  на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми  сферами жизни общества. Как грибы  после дождя росли крупные  фирмы, требовавшие большого числа  руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные  рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые  были бы свободны в своих поступках. Поэтому  от  управляющих  требовался  высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям  уже не нужно держать своих  подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая  организация, и каждодневное управление производством в целях  обеспечения наибольшей прибыли  собственникам фирмы. Эти люди стали  называться менеджерами.

     В настоящее время существует некоторый  минимум различных характеристик  для современного менеджера. Что  это за характеристики, каким должен быть современный менеджер,  как  происходит становление слоя менеджеров в Республике Бурятия, и пойдет речь в этой работе. 
 
 

Глава 1. Деятельность современного менеджера

    1. Менеджер  и требования, предъявляемые  к нему

     Термин  «менеджер»  имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

     - организатору конкретных видов  работ в рамках отдельных подразделений  или программно-целевых групп;

     - руководителю предприятия в целом  или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

             - руководителю по отношению к  подчиненным;

            - администратору любого уровня  управления, организующего работу, руководствуясь современными методами  и др.

     В работе руководителя много привлекательных  сторон: она предоставляет большие  возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических  ситуаций и неопределенных перспектив.

     В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с  ярко выраженными диктаторскими  замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и  наилучшим способом обращения с  ними считалось принуждение.

     В этих условиях формула действий управляющего была: «бизнес - есть бизнес, работай, не рассуждая».

     С пониманием того, что рабочих нужно  не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность  играть роль главы семьи, который  по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «твердость, но справедливость».1

     Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

     Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие  западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно - взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую  создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера  еще и маклерских способностей.

     И наконец, сегодня фирмы выросли  настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в  том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими  деятелями. Каждым направлением занимался  самостоятельный управляющий, поэтому  глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого –  координировать деятельность группы менеджеров.

     Выполняя  эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.2

     Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом  людей.

     Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

     В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно  преодолевающий внутренние и внешние  конфликты. 

     В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный  создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

             _________________________________________

                                   2 Глухов В.В. Основы  менеджмента. – Спб., 1995.

     В-пятых, это –  инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления  внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

     В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем  культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих. 

    1.2. Функции менеджера

         Менеджер — профессионально   подготовленный  руководитель.

         Слово «руководитель» буквально  означает «ведущий за руку».  Это же значение лучше выражено  в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью  поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя.

         Руководство — это  управление  процессами:

    1) согласованием  различных   видов  деятельности  группы;

    2) видеть  динамику  процесса  внутри  группы  и  управлять   ею.

    Сфера  руководства  включает  три  блока:

    1) организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание  информационных  структур;

    2) работа  с  отдельными  людьми  и  группами;

    3) использование  власти  и   принятие  решений.

         В  процессе  управления  менеджер  осуществляет ряд конкретных  функций, среди которых:

  • организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной  работы;
  • распределение  заданий  и  инструктаж подчиненных;
  • контроль за ними;
  • подготовка  и  чтение  отчетов;
  • проверка  и  оценка  результатов  работы;
  • ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение  и  рассмотрение  новых  идей и предложений;
  • решение  вопросов, выходящих  за пределы компетенции подчиненных;
  • знакомство с текущей корреспонденцией, ответы на звонки и прием посетителей;
  • проведение  собраний  и  представительство;
  • заполнение  форм  отчетности;
  • ведение  переговоров;
  • повышение  квалификации3.

         Все  эти  работы  характеризуются:  высоким  разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием  формы самих этих действий  и места их осуществления, широкими  контактами и коммуникациями  внутри и вне фирмы, быстрой   сменой  событий, людей  и   действий. 

     1.3 Взаимодействие менеджера  с окружающими

         Выполняя свои повседневные обязанности,  менеджер общается с различными  категориями лиц. Прежде всего,  это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже  угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не  показывая  раздражения.

         Другая категория людей, с которыми  приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует

                        _______________________________________

                                                         3Веснин В.Р.  Менеджмент  для  всех. – М.: Юрист, 1994.

четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко  излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего  сразу  же  предложить  вариант  ее решения, чтобы  босс  не  занимался ею от начала  до  конца. Вообще, лучше  всего  большую часть его  работы взять  на  себя — он  этого  не  забудет.

         С  подчиненными  общение должно  быть  в высшей  мере  доверительным и доброжелательным — от них, как мы уже знаем, в решающей  степени зависит судьба  менеджера.

         И наконец, менеджер  постоянно  общается  с  коллегами — руководителями  других  подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться, обольщать, убеждать.

         В процессе  общения менеджеру  приходится выполнять три основных роли, степень «посвященности» которым во многом определяется его рангом.

         Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий  ее имидж и представительство во внешнем мире; фактический лидер, вдохновляющий действия  людей, направленные  на  достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных  непрерывных контактов между сотрудниками.

Информация о работе Современный менеджер: понятие и содержание