Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:17, доклад
В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие
возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является
захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие
задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко
выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве
своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом
обращения с ними считалось принуждение.
ПОРТРЕТ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА
В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие
возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является
захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие
задачи в условиях
критических ситуаций и неопределенных
перспектив.
В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко
выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве
своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом
обращения с
ними считалось принуждение.
С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять,
изменились и требования к управляющим.. Главным их достоинством стала
способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к
подчиненным, действуя
по формуле: <твердость, но справедливость
>.
Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими
стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много
внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался
самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-
организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность
группы менеджеров.
Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим
коллективом людей.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой
авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это -дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями,
успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это -- воспитатель, обладающий высокими нравственными
качествами, способный
создать коллектив и
русло.
В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях,
умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное
изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это -- просто человек, обладающий высокими знаниями и
способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то
же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для
окружающих.
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди
которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей
собственной работы;
распределение заданий и
контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов
работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии,
выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов,
выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей
корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и
представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение
квалификации.
Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными
категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма
неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в
любом случае обращаться
с ними нужно корректно, не показывая
раздражения.
Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители
различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и
недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений,
кратко излагать мысли. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным -- от них, как известно в решающей степени зависит судьба менеджера. И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами –
руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не
может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и
убеждать.
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и
упрощающего диалог между ними.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку
различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за
работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять
на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на
работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы.
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет
предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю
ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный
за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы,
ведущий переговоры
с партнерами.
Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами,
координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы
деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве
генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности
своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели,
совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена – мастера -
находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на
ближайшую перспективу
непосредственными
повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение
брака.
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных.
Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими,
замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их
действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких
проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на
пользу их карьере. В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к
совершенству. Он
стремится конструктивно
любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный
менеджер ищет
и устанавливает срочные
самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного. менеджера есть
все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в
себе официальное
признание руководства и
Лидерство -это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они
по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению,
особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им
(хотя и не
всегда реально дать) средства
для удовлетворения их
потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить
себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные
последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности
вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или
иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них
ждут.
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров,
противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных
контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на
компромисс.
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость,
готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение
интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.