Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа
И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Деятельность современного менеджера…………………………...4
Менеджер и требования, предъявляемые к нему………………...4
Функции менеджера……………………………………………......6
Взаимодействие менеджера с окружающими…………….............7
Отношение к работе. Активность менеджера…………….............9
Глава 2. Качества современного менеджера…………………………………...13
2.1. Личные качества…………………………………………………........13
2.2. Профессиональные качества……………………………………........16
2.3. Организаторские и деловые качества………………………………..17
Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия…………………………………………………………………………...23
3.1. Социальный портрет менеджеров в Республике Бурятия (по результатам социологического исследования)……………………………...…23
3.2. Союз менеджеров Бурятии…………………………………………...37
3.3. Карьера успешного менеджера (на примере крупного предприятия РБ)………………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………...….47
Нужно иметь в виду, что не
существует и не будет
Существует определенный набор
человеческих качеств, которые
мы перечислили выше, составляющий
основу организаторских
И наконец, в заключение
Отрицательно влияет на
Однако в некоторых случаях
эффективность работы
______________________________
10Иванов В.Ю., «Управление карьерой менеджера» // Менеджмент в России и за рубежом, 1998г, № 5, С. 23.
Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия
Удаленность
Республики Бурятия от федерального
центра, более низкие основные социально-экономические
показатели, особый менталитет населения
обуславливают специфику
3.1. Социальный портрет менеджеров Республики Бурятия
(по результатам социологического исследования)
Становление
рыночных отношений потребовало
совершенно иного подхода в сфере
управления. Произошла кардинальная
смена статусных позиций и
ролей руководителей. На современном
этапе трансформации социальной
структуры общества они образуют
отдельный социальный слой, который
активно развивается и
В
результате исследования было выявлено,
что слой менеджеров развивается
аналогично общероссийским тенденциям,
но более медленным темпом. Подавляющее
большинство менеджеров (79%) считает
руководимые ими предприятия
рентабельными. В качестве основного
профессионального достижения 57% руководителей
указали на укрепление положения
предприятия на рынке, а уже 38% заявили,
что смогли увеличить прибыльность
компании. Таким образом, сохранив и
укрепив бизнес, сегодня для них
первостепенным является его дальнейшее
развитие. Имеющиеся эмпирические данные
позволяют проследить динамику развития
атрибутивных качеств, присущих только
данному социальному слою. Остановимся
на анализе социального портрета
менеджеров Республики Бурятия, в основе
которого лежат социально-
Возраст. Распределение менеджеров по возрастным группам отражает общие тенденции развития российского общества. Только с началом рыночных реформ стало возможным занятие деловой карьерой. Поэтому большинство менеджеров относительно молодые люди в возрасте от 31 до 40 лет (37%). Их стартовые позиции пришлись на начальный период реформ, когда российский рынок находился на первой ступени становления. Незначительно меньшее количество составляет возрастная группа 41-50 лет (33%). Оставшаяся треть практически равномерно распределилась между вчерашними выпускниками ВУЗов – 12%, и обладающими колоссальным опытом и связями, но при этом отягощенными советским прошлым, руководителями – 17%.
По
возрастному цензу наибольший интерес
представляет группа менеджеров моложе
30 лет, поскольку они являются новой
формацией слоя менеджеров. 47% этой
группы обладает специальными знаниями
в виде полученного базового бизнес-образования,
треть из которых получили непосредственно
управленческое образование, а также
осознанием принадлежности к особой
социальной группе. Они, не имея управленческого
опыта в советской системе, обладая
единым профессиональным образованием,
представляют более однородную группу
с новыми ценностями. Сегодня, чтобы
влиться в ряды менеджеров высшего
звена, помимо сильной мотивации, наличия
связей и капитала необходим высокий
уровень профильного
Гендерный аспект. Рыночные процессы не могли не затронуть сферу гендерных отношений в области управления. Существовавшая в советский период система «квотирования», когда искусственно поддерживалось определенное число женщин на руководящих постах, с началом перестройки была отменена. Так, по данным Института экономики РАН, в 1985г. численность женщин в составе директоров составляла 11%, перед 1990г. 6-7%, а после 1990г. 5-6%.11
В результате остались наиболее активные женщины, сумевшие сохранить свои позиции. За годы реформ их число постепенно увеличилось. К 2000г., согласно данным Министерства труда и социального развития РФ,
_________________________
11Колесникова Е.Ю. Женщина-менеджер: некоторые черты социального портрета / Социальный профиль российского менеджера: результаты исследования. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004г. – С. 92.
доля
женщин-директоров составляла
Таблица 2
Распределение респондентов по полу и стажу
(в % к количеству мужчин и женщин)
Пол | Стаж работы в сфере управления | ||||
Менее 1 г. | 1-5 л. | 5-10 л. | Свыше 10 л. | Нет ответа | |
Женщины | 2,3 | 32,6 | 27,1 | 37,2 | 0,8 |
Мужчины | 2,6 | 20,8 | 31,6 | 44,6 | 0,4 |
______________________________
12 Доклад «Гендерное равенство в России». – М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2001г.
Таблица 3
Распределение респондентов по полу и количеству подчиненных
(в % к количеству мужчин и женщин)
Количество
подчиненных
(человек) |
Пол | |
Женщины | Мужчины | |
1-20 | 59,7 | 42,9 |
21-50 | 14 | 22,1 |
51-100 | 7,8 | 12,1 |
101-200 | 3,9 | 7,4 |
201-500 | 3,9 | 6,1 |
501-1000 | 0,8 | 2,2 |
>1001 | 0 | 2,2 |
нет ответа | 9,9 | 5 |
К
отраслям, где подавляющее большинство
женщин-руководителей, можно отнести
такие сферы услуг как
По мнению женщин-менеджеров наиболее перспективными отраслями являются строительство, во многом в связи с увеличением ипотечного кредитования возросла покупательская способность жителей республики на жилье, а также сфера услуг и информационно-вычислительное обслуживание. По мере развития общества, научно-технического прогресса, автоматизации физического труда сфера услуг набирает темпы роста и становится ключевым сектором экономики. Ежегодно объем платных услуг в Бурятии увеличивается в среднем на 10%.13 Однако отрасли сферы услуг развиваются весьма неравномерно. Сфера услуг республики всегда отставала от разнообразия предоставляемых услуг соседних регионов, что во многом связано с низкой покупательской способностью населения. Основная доля услуг концентрируется в трех отраслях: жилищно-коммунальные – 34%, транспортные – 19% и услуги связи 18% от всего объема предоставленных платных услуг. В 2006г. наибольший рост наблюдался в сфере транспорта, что во многом связано с их удорожанием. Остальные услуги дешевели, поэтому стали доступнее для большего количества населения. Предполагается, что в связи с присвоением Бурятии статуса туристко-рекреационной зоны в 2007 г. объем услуг гостиничной и туристкой сфер резко возрастет.
Информация о работе Современный менеджер: понятие и содержание