Современный менеджер: понятие и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Деятельность современного менеджера…………………………...4
Менеджер и требования, предъявляемые к нему………………...4
Функции менеджера……………………………………………......6
Взаимодействие менеджера с окружающими…………….............7
Отношение к работе. Активность менеджера…………….............9
Глава 2. Качества современного менеджера…………………………………...13
2.1. Личные качества…………………………………………………........13
2.2. Профессиональные качества……………………………………........16
2.3. Организаторские и деловые качества………………………………..17
Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия…………………………………………………………………………...23
3.1. Социальный портрет менеджеров в Республике Бурятия (по результатам социологического исследования)……………………………...…23
3.2. Союз менеджеров Бурятии…………………………………………...37
3.3. Карьера успешного менеджера (на примере крупного предприятия РБ)………………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………...….47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА современный менеджер понятие и содержание.docx

— 106.09 Кб (Скачать)

         Нужно иметь в виду, что не  существует и не будет существовать  менеджера, обладающего универсальными  способностями и одинаково эффективно  действующего  в  любой ситуации.

         Существует определенный набор  человеческих качеств, которые  мы перечислили выше, составляющий  основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от  производственного опыта работника,  поэтому руководителем  человек   может  становиться в относительно  раннем возрасте.

        И наконец, в заключение необходимо  остановиться на тех моментах, которые  определяют  эффективность  работы менеджера. Ряд из них зависит от него самого и связан  либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач  вместо  непосредственного  руководства.

         Отрицательно влияет на результативность  работы менеджера отсутствие  коллегиальности при обсуждении  и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов  работы коллектива, администрирование  вместо убеждения, пристрастное  отношение  к  сотрудникам.

         Однако  в  некоторых случаях  эффективность работы руководителя  зависит  от  подчиненных. Например, если они плохо проработали  вопрос или боятся сами принимать  решение, то часто бегают за  консультацией к шефу, отвлекая  его от других более важных  дел. То же бывает, если подчиненные   не  знают  точно  своего  задания  и  взваливают на  себя работу, с которой не могут  справиться, и руководитель вынужден  им помогать, чтобы  не  «завалить»  дело. Во  многом  это  происходит, кстати, от  неумения  планировать.  Сложности  для  руководителя  возникают  и  в том случае, когда подчиненный не умеет  с ним разговаривать, толком  объяснить свои проблемы и  желания, но постоянно ожидает  указаний и инструкций.10 
 
 
 
 
 
 
 

             ______________________________________________

10Иванов В.Ю., «Управление карьерой менеджера» // Менеджмент в России и за рубежом, 1998г, № 5, С. 23.

       Глава 3. Становление слоя менеджеров в условиях Республики Бурятия

     Удаленность Республики Бурятия от федерального центра, более низкие основные социально-экономические  показатели, особый менталитет населения  обуславливают специфику формирования слоя менеджеров в данном национально-территориальном  регионе Российской Федерации. 

     3.1. Социальный портрет  менеджеров Республики  Бурятия

     (по  результатам социологического  исследования)

     Становление рыночных отношений потребовало  совершенно иного подхода в сфере  управления. Произошла кардинальная смена статусных позиций и  ролей руководителей. На современном  этапе трансформации социальной структуры общества они образуют отдельный социальный слой, который  активно развивается и постепенно профессионализируется. Следует отметить, что современный руководитель на данный момент уже не такой, какой был несколько лет назад. Ассоциация менеджеров, проведя сравнительное исследование мнений руководителей ведущих компаний страны, пришла к выводу о полной смене их приоритетов. Если еще недавно ключевой проблемой было «сохранить» бизнес, то сегодня главной является его «развитие». Чтобы проследить каким образом развивается слой менеджеров в регионах, в 2005г. было проведено социологическое исследование. Цель заключалась в выявлении и анализе основных тенденций формирования и функционирования слоя менеджеров в условиях урбанизированной среды Республики Бурятия. В соответствии с целью преследовались такие задачи как выявление социально-экономических и социокультурных характеристик менеджеров; определение наиболее актуальных проблем и перспектив развития их деятельности; установление источников пополнения и происходящих изменений в структуре слоя; составление социального портрета менеджеров; выявление слоеобразующих признаков, критериев самоидентификации. Поскольку Бурятия является моноурбанизированным регионом, объектом исследования выступили менеджеры высшего звена коммерческих предприятий г. Улан-Удэ. Исследование проводилось методом анкетного опроса. При формировании выборочной совокупности применялась методика квотного отбора по признакам организационно-правовой формы и отрасли экономики, в которой функционирует руководимое менеджером предприятие. Объем выборки составил 365 менеджеров высшего звена. Для подтверждения достоверности полученных данных была подсчитана ошибка выборки, которая составила 7%, что позволяет считать исследование репрезентативным по отношению к генеральной совокупности.

     В результате исследования было выявлено, что слой менеджеров развивается  аналогично общероссийским тенденциям, но более медленным темпом. Подавляющее  большинство менеджеров (79%) считает  руководимые ими предприятия  рентабельными. В качестве основного  профессионального достижения 57% руководителей  указали на укрепление положения  предприятия на рынке, а уже 38% заявили, что смогли увеличить прибыльность компании. Таким образом, сохранив и  укрепив бизнес, сегодня для них  первостепенным является его дальнейшее развитие. Имеющиеся эмпирические данные позволяют проследить динамику развития атрибутивных качеств, присущих только данному социальному слою. Остановимся  на анализе социального портрета менеджеров Республики Бурятия, в основе которого лежат социально-демографические  параметры.

     Возраст. Распределение менеджеров по возрастным группам отражает общие тенденции развития российского общества. Только с началом рыночных реформ стало возможным занятие деловой карьерой. Поэтому большинство менеджеров относительно молодые люди в возрасте от 31 до 40 лет (37%). Их стартовые позиции пришлись на начальный период реформ, когда российский рынок находился на первой ступени становления. Незначительно меньшее количество составляет возрастная группа 41-50 лет (33%). Оставшаяся треть практически равномерно распределилась между вчерашними выпускниками ВУЗов – 12%, и обладающими колоссальным опытом и связями, но при этом отягощенными советским прошлым, руководителями – 17%.

     По  возрастному цензу наибольший интерес  представляет группа менеджеров моложе 30 лет, поскольку они являются новой  формацией слоя менеджеров. 47% этой группы обладает специальными знаниями в виде полученного базового бизнес-образования, треть из которых получили непосредственно  управленческое образование, а также  осознанием принадлежности к особой социальной группе. Они, не имея управленческого  опыта в советской системе, обладая  единым профессиональным образованием, представляют более однородную группу с новыми ценностями. Сегодня, чтобы  влиться в ряды менеджеров высшего  звена, помимо сильной мотивации, наличия  связей и капитала необходим высокий  уровень профильного образования. Предполагается, что в течение  ближайших лет экономическая  роль этой возрастной группы усилится. Развитие компании вызывает необходимость  дополнительных знаний, поэтому растет потребность в специальном образовании.

     Гендерный аспект. Рыночные процессы не могли не затронуть сферу гендерных отношений в области управления. Существовавшая в советский период система «квотирования», когда искусственно поддерживалось определенное число женщин на руководящих постах, с началом перестройки была отменена. Так, по данным Института экономики РАН, в 1985г. численность женщин в составе директоров составляла 11%, перед 1990г. 6-7%, а после 1990г. 5-6%.11

     В результате остались наиболее активные женщины, сумевшие сохранить свои позиции. За годы реформ их число постепенно увеличилось. К 2000г., согласно данным Министерства труда и социального развития РФ,

     __________________________________________________________          

11Колесникова Е.Ю. Женщина-менеджер: некоторые черты социального портрета / Социальный профиль российского менеджера: результаты исследования. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004г. – С. 92.

 доля  женщин-директоров составляла уже  15%, но их управленческий стаж был меньше, чем у мужчин.12 Эта тенденция сохраняется и в Бурятии (табл.2). По результатам нашего исследования на данный момент численность женщин-директоров в республике достигла 35%. Это связано с тем, что женщины возглавляют, как правило, предприятия малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия, составляющие основу экономики Бурятии, по-прежнему находятся в сфере влияния мужчин (табл.3). Практика, когда женщина-специалист, имеющая равные социально-экономические характеристики с мужчиной-специалистом, имеет меньше шансов на занятие более высокой статусной позиции, продолжает иметь место. По мнению А.Е. Чириковой «причины невостребованности женщины как топ-менеджера в России связаны не только с трудностями управления предприятиями в современных условиях, но и с феноменом культурной инерции, благодаря которому сдерживается вытеснение патриархальных стереотипов; это не может не влиять на общий уровень освоения женщинами высших позиций в менеджменте в России». 

     Таблица 2

     Распределение респондентов по полу и стажу

     (в  % к количеству  мужчин и женщин)

    Пол Стаж  работы в сфере  управления
    Менее 1 г. 1-5 л. 5-10 л. Свыше 10 л. Нет ответа
    Женщины 2,3 32,6 27,1 37,2 0,8
    Мужчины 2,6 20,8 31,6 44,6 0,4
 

                  _________________________________________________

12 Доклад «Гендерное равенство в России». – М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2001г.

     Таблица 3

     Распределение респондентов по полу и количеству подчиненных 

     (в  % к количеству  мужчин и женщин)

    Количество  подчиненных

    (человек)

    Пол
    Женщины Мужчины
    1-20 59,7 42,9
    21-50 14 22,1
    51-100 7,8 12,1
    101-200 3,9 7,4
    201-500 3,9 6,1
    501-1000 0,8 2,2
    >1001 0 2,2
    нет ответа 9,9 5
 

     К отраслям, где подавляющее большинство  женщин-руководителей, можно отнести  такие сферы услуг как общественное питание – 71% от общего числа опрошенных, непроизводственные виды обслуживания – 67%, операции с недвижимостью – 64%. Практически отсутствуют женщины-директора  в таких исконно «мужских»  отраслях как транспорт, сельское, лесное хозяйства, оптовая торговля, связь, информационно-вычислительное обслуживание, наука, финансовая деятельность. Большинство  женщин-директоров – 40% от числа опрошенных женщин – работает в сфере торговли. 13% занимают высшие управленческие позиции в промышленности, 11% в строительстве.

     По  мнению женщин-менеджеров наиболее перспективными отраслями являются строительство, во многом в связи с увеличением  ипотечного кредитования возросла покупательская способность жителей республики на жилье, а также сфера услуг  и информационно-вычислительное обслуживание. По мере развития общества, научно-технического прогресса, автоматизации физического труда сфера услуг набирает темпы роста и становится ключевым сектором экономики. Ежегодно объем платных услуг в Бурятии увеличивается в среднем на 10%.13 Однако отрасли сферы услуг развиваются весьма неравномерно. Сфера услуг республики всегда отставала от разнообразия предоставляемых услуг соседних регионов, что во многом связано с низкой покупательской способностью населения. Основная доля услуг концентрируется в трех отраслях: жилищно-коммунальные – 34%, транспортные – 19% и услуги связи 18% от всего объема предоставленных платных услуг. В 2006г. наибольший рост наблюдался в сфере транспорта, что во многом связано с их удорожанием. Остальные услуги дешевели, поэтому стали доступнее для большего количества населения. Предполагается, что в связи с присвоением Бурятии статуса туристко-рекреационной зоны в 2007 г. объем услуг гостиничной и туристкой сфер резко возрастет.

Информация о работе Современный менеджер: понятие и содержание