Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:52, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ управления менеджера, а так же его профессиональных качеств и стилей управления.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: Определить теоретическое понятие менеджера и его роль и место на предприятии; Рассмотрение основных требований к личностным и профессиональным характеристикам современного менеджера; Исследование различных стилей управления менеджера и их практическое применение;
Провести анализ деятельности менеджера на примере ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск;
Разработать рекомендации по улучшению управленческой культуры на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 7
1.1 Функции, классификация менеджеров и место в системе управления предприятием 7
1.2 Особенности профессиональных качеств современного менеджера 14
1.3 Стили управления менеджера 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «СПОРТ-ХИТ» Г. ОБНИНСК 29
2.1 Характеристика и технико-экономические показатели ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск 29
2.2 Анализ управленческой деятельности на примере предприятия ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск 34
2.3. Разработка мероприятий по улучшению управленческой культуры на предприятии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 7
1.1 Функции, классификация менеджеров и место в системе управления предприятием 7
1.2 Особенности профессиональных качеств современного менеджера 14
1.3 Стили управления менеджера 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «СПОРТ-ХИТ» Г. ОБНИНСК 29
2.1 Характеристика
и технико-экономические
2.2 Анализ
управленческой деятельности
2.3. Разработка
мероприятий по улучшению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
В течение последних
десятилетий сфера управления подвергается
постоянным, непрерывным изменениям.
Изменениям подвергаются не только психология
управляющего, но и стиль, и методы
управления, происходит переоценка руководителями
и менеджерами своего места и
роли в системе управления, предъявляются
новые требования к современным
управленцам. В эпоху острой конкуренции
и глобальных перемен, очевидно, что
не только настоящее, но и будущее
состояние организации во многом
зависит от качеств, знаний и способностей
руководителя, его умений организовать
эффективную работу сотрудников
и в целом всего, стремления достичь
лучших результатов. Несомненно, и то,
что управление играет важную роль
в развитии и функционировании организации.
Так управление организацией сегодня
представляет собой сложную работу, которую
нельзя выполнить успешно, руководствуясь
простыми сухими заученными формулами.
Руководитель должен сочетать понимание
общих истин и значимости многочисленности
вариаций, благодаря которым ситуации
отличаются одна от другой. Руководитель
должен понимать и учитывать критические
факторы или составляющие организаций
(внутренние переменные), а также силы,
воздействующие на организацию из вне
(внешние переменные), а также учитывать
влияние организации на общество.
В последнее время больше внимания уделяется
вопросам определения комплекса знаний,
способностей, личных и деловых качеств,
которыми должны обладать современные
управляющие. Однако сформулировать основные
требования, предъявляемые к идеальному
руководителю, оказалось довольно трудно,
поскольку они различаются в зависимости
от особенностей среды работы данной профессии.
Так, например, для руководителей технических
служб необходимым требованием является
наличие глубоких технических знаний,
а для начальника производственного отдела
знаний организации производства и управления.
Чем крупнее подразделение или отдел,
который возглавляет руководитель, тем
большим объемом знаний он должен обладать.
Несомненно, знания эти должны быть не
только теоретическими, но и практическими,
полученными в процессе работы. Кроме
того, профессиональный управляющий понимает
сущность протекающих процессов преобразования
в сфере экономики, менеджмента, финансов,
учитывает ситуацию на рынке труда, т.е.
внимательно следит за положением дел
как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все,
даже самые высококвалифицированные,
специалисты, обладающие соответствующими
знаниями, способны успешно руководить
организацией.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ управления менеджера, а так же его профессиональных качеств и стилей управления.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Объект исследования
– личность современного менеджера.
Предмет исследования – требования к
набору его профессиональных качеств.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов труды таких авторов, как А.В.Быков, А.А.Шестаков, З.Фрейд, К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Юнг, Р.Кеттел, В.С. Агапов, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, С. Кови, Г. Минцберг, А. Файоль и др., а так же периодические издания.
В работе применялись научные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Курсовая работа изложена на 55 страницах машинописного текста, включает в себя введение, 2 главы, заключение, приложения и список используемой литературы. Библиографический список составляет 31 литературный источник.
Термин «менеджер» произошел от английского «manage», что означает: «управлять, заведовать, стоять во главе, справляться».
Таким образом, менеджер – это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством. Исходя из такого определения, менеджером можно назвать любого руководителя, директора, заведующего, администратора.
Как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, так и менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей структурных подразделений фирмы, что определяет их служебное поведение.
Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:
* первая – менеджер определяет
основные задачи организации,
решает вопросы распределения
ресурсов, при этом несет
* вторая – менеджер собирает
информацию о внутренней и
внешней среде, распространяет
ее и разъясняет цели
* третья – менеджер руководит
формированием отношений
Основная функция менеджеров – управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и менеджеров.
Общепринято выделять менеджеров низового звена (в мировой практике - операционных управляющих), менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена.
Менеджеры низового звена – это
младшие начальники, находящиеся
непосредственно над рабочими и
другими работниками (не управляющими).
К ним относятся мастера, заведующие
отделами в магазинах, заведующие кафедрами,
менеджеры по продажам, у которых
в подчинении находятся торговые
представители (агенты) и т.д. Вообще,
большая часть руководителей
– это менеджеры низшего звена.
Большинство людей начинают свою
управленческую карьеру в этом качестве.
Менеджеры низшего звена могут
иметь любой уровень
Менеджеры среднего звена – это начальники над менеджерами низшего звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также заседании различных комитетов. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89 % времени в устном взаимодействии.
Менеджеры высшего звена – самая малочисленная группа управленцев. Руководители высшего звена отвечают за принятие стратегически важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.
Однако деятельность руководителя
высшего звена связана с
Роль современного менеджера заключается в интегрировании в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия.
На макроэкономическом уровне современный менеджер должен учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.
Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.
Смена парадигмы управления на макро – уровне меняет принципы целеполагания и целее – осуществления на уровне предприятий.
Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.
Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой (12; С. 78 – 84).
Одном из важнейших проблем, стоящих
перед современной