Личность современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ управления менеджера, а так же его профессиональных качеств и стилей управления.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: Определить теоретическое понятие менеджера и его роль и место на предприятии; Рассмотрение основных требований к личностным и профессиональным характеристикам современного менеджера; Исследование различных стилей управления менеджера и их практическое применение;
Провести анализ деятельности менеджера на примере ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск;
Разработать рекомендации по улучшению управленческой культуры на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 7
1.1 Функции, классификация менеджеров и место в системе управления предприятием 7
1.2 Особенности профессиональных качеств современного менеджера 14
1.3 Стили управления менеджера 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «СПОРТ-ХИТ» Г. ОБНИНСК 29
2.1 Характеристика и технико-экономические показатели ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск 29
2.2 Анализ управленческой деятельности на примере предприятия ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск 34
2.3. Разработка мероприятий по улучшению управленческой культуры на предприятии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

Менеджмент (2).docx

— 95.19 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 7

1.1 Функции, классификация менеджеров и место в системе управления предприятием 7

1.2 Особенности профессиональных качеств современного менеджера 14

1.3 Стили управления  менеджера 20

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И  РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ  ООО «СПОРТ-ХИТ» Г. ОБНИНСК 29

2.1 Характеристика  и технико-экономические показатели  ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск 29

2.2 Анализ  управленческой деятельности на  примере предприятия ООО «Спорт-Хит»  г. Обнинск 34

2.3. Разработка  мероприятий по улучшению управленческой  культуры на предприятии 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

ПРИЛОЖЕНИЯ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В течение последних  десятилетий сфера управления подвергается постоянным, непрерывным изменениям. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка руководителями и менеджерами своего места и  роли в системе управления, предъявляются  новые требования к современным  управленцам. В эпоху острой конкуренции  и глобальных перемен, очевидно, что  не только настоящее, но и будущее  состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его умений организовать эффективную работу сотрудников  и в целом всего, стремления достичь  лучших результатов. Несомненно, и то, что управление играет важную роль в развитии и функционировании организации. 
Так управление организацией сегодня представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество. 
В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные управляющие. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды работы данной профессии. Так, например, для руководителей технических служб необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного отдела знаний организации производства и управления. Чем крупнее подразделение или отдел, который возглавляет руководитель, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Кроме того, профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т.е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ управления менеджера, а так же его профессиональных качеств и стилей управления.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

    1. Определить теоретическое понятие менеджера и его роль и место на предприятии;
    2. Рассмотрение основных требований к личностным и профессиональным характеристикам современного менеджера;
    3. Исследование различных стилей управления менеджера и их практическое  применение;
    4. Провести анализ деятельности менеджера на примере ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск;
    5. Разработать рекомендации по улучшению управленческой культуры на предприятии.

Объект исследования – личность современного менеджера. 
Предмет исследования – требования к набору его профессиональных качеств.

Источниками информации при написании курсовой работы послужили  Федеральные законы, труды отечественных  и зарубежных авторов труды таких авторов, как А.В.Быков, А.А.Шестаков, З.Фрейд, К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Юнг, Р.Кеттел, В.С. Агапов, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, С. Кови, Г. Минцберг, А. Файоль и др., а так же периодические издания.

В работе применялись  научные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Курсовая работа изложена на   55  страницах машинописного текста, включает в себя введение, 2 главы, заключение, приложения и список используемой литературы. Библиографический список составляет 31 литературный источник.

 

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

    1. Функции, классификация менеджеров и место в системе управления предприятием

 

Термин «менеджер» произошел от английского «manage», что означает: «управлять, заведовать, стоять во главе, справляться».

Таким образом, менеджер – это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством. Исходя из такого определения, менеджером можно назвать любого руководителя, директора, заведующего, администратора.

Как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести  себя определенным образом, так и  менеджеры занимают определенные должности  в качестве руководителей структурных  подразделений фирмы, что определяет их служебное поведение.

Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:

* первая – менеджер определяет  основные задачи организации,  решает вопросы распределения  ресурсов, при этом несет ответственность  за последствия принятого решения;

* вторая – менеджер собирает  информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет  ее и разъясняет цели организации;

* третья – менеджер руководит  формированием отношений внутри  и вне организации, мотивирует  членов организации, координирует  их усилия, выступает в качестве  представителя организации.

Основная функция менеджеров –  управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и менеджеров.

Общепринято выделять менеджеров низового звена (в мировой практике - операционных управляющих), менеджеров среднего звена  и менеджеров высшего звена.

Менеджеры низового звена – это  младшие начальники, находящиеся  непосредственно над рабочими и  другими работниками (не управляющими). К ним относятся мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, менеджеры по продажам, у которых  в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть руководителей  – это менеджеры низшего звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена могут  иметь любой уровень образования. Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания равнялось 48 секундам. Временный период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

Менеджеры среднего звена – это  начальники над менеджерами низшего  звена. В зависимости от величины организации может быть несколько  уровней таких менеджеров. Менеджерами  среднего звена являются начальник  цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют  дипломы об окончании высших учебных  заведений. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также заседании различных комитетов. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89 % времени в устном взаимодействии.

Менеджеры высшего звена – самая  малочисленная группа управленцев. Руководители высшего звена отвечают за принятие стратегически важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Однако деятельность руководителя высшего звена связана с напряженным  темпом и огромным объемом работы, что во много объясняется тем  фактом, что работа руководителя высшего  звена не имеет четкого завершения. Но в современной реальности, с ростом процесса автоматизации, менеджер высшего звена, чаще может ограничиться контролем контролирующего и стратегического звена, т.е.контроль управленцев среднего звена. Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в университете — с ректорами.

Роль современного менеджера заключается  в интегрировании в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи  между внешней и внутренней средой предприятия.

На макроэкономическом уровне современный  менеджер должен учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы  и обострением противоречий с  окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и  т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

Смена парадигмы управления на макро  – уровне меняет принципы целеполагания и целее – осуществления на уровне предприятий.

Все более признанным становится приоритет  общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.

Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки  и реализации долгосрочных целей  и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и  социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации  по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия  с внешней рыночной средой (12; С. 78 – 84).

Одном из важнейших проблем, стоящих  перед современной организацией, является динамически возрастающая неопределённость внешней среды. Риск, вносимый в деятельность рыночного субъекта неучтёнными изменениями, приводит к более ощутимым, чем раньше, потерям для общества. Поэтому каждый случай нерационального использования ресурсов миллионами действующих предприятий суммируется в колоссальные потери для человечества и ведёт к глобальной экологической катастрофе. В XX веке для более-менее благополучного существования социума было достаточно обеспечить рациональное использование ресурсов в крупных организациях.

Информация о работе Личность современного менеджера