Личность современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ управления менеджера, а так же его профессиональных качеств и стилей управления.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: Определить теоретическое понятие менеджера и его роль и место на предприятии; Рассмотрение основных требований к личностным и профессиональным характеристикам современного менеджера; Исследование различных стилей управления менеджера и их практическое применение;
Провести анализ деятельности менеджера на примере ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск;
Разработать рекомендации по улучшению управленческой культуры на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 7
1.1 Функции, классификация менеджеров и место в системе управления предприятием 7
1.2 Особенности профессиональных качеств современного менеджера 14
1.3 Стили управления менеджера 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «СПОРТ-ХИТ» Г. ОБНИНСК 29
2.1 Характеристика и технико-экономические показатели ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск 29
2.2 Анализ управленческой деятельности на примере предприятия ООО «Спорт-Хит» г. Обнинск 34
2.3. Разработка мероприятий по улучшению управленческой культуры на предприятии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

Менеджмент (2).docx

— 95.19 Кб (Скачать)

Личностно-ориентированный стиль, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:

    • обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;
    • поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;
    • заступается за своих сотрудников.

Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны  влияние и уважение руководителя "наверху", на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.

Стилю управления присущи три проблемы:

  1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
  2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.
  3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.

Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и  второй стили полярно отличаются друг от друга.

Авторитарный стиль управления. При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

Типичные признаки авторитарного  стиля управления:

Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;

Руководитель соблюдает дистанцию  в отношениях с подчиненными, информирует  их о фактах, которые они обязательно  должны знать для выполнения своих  задач. Он контролирует» следуют  ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию  обладающего властью руководителя.

Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:

    • высокая сознательность;
    • высокий самоконтроль;
    • дальновидность;
    • хорошая способность к принятию решений;
    • пробивная способность.

Подчиненные — адресаты приказаний. По "теории x и xy:

    • средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы;
    • работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми;
    • давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;
    • строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

При этом стиле управления мотивация  подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее  интересную работу подчиненным и  поддерживает в них страх перед  угрожающими санкциями. Подчиненные  становятся безучастными по отношению  к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.

Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:

    • признание руководителя единственной инстанцией;
    • признание и выполнение распоряжений руководителя;
    • отсутствие стремления к обладанию правом контроля.

Преимущества авторитарного стиля  управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

Недостатки авторитарного стиля  лежат в слабой мотивации самостоятельности  и развития подчиненных, а также  в опасности ошибочных решений  посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.

Авторитарный стиль управления может применяться на практике в  нескольких вариантах, которые все  больше приближаются к корпоративному стилю.

Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Типичные признаки корпоративного стиля управления:

Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.

Руководитель не только подробно информирует  о фактическом положении дел, которое должно быть известно для  выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:

    • открытость;
    • доверие к сотрудникам;
    • отказ от индивидуальных привилегий;
    • способность и желание делегировать полномочия;
    • служебный надзор;
    • контроль результатов.

Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы". При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из "теории у теории ху, по которой:

    • нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;
    • сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;
    • цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;
    • при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

Активная позиция подчиненных  повышает их мотивацию, что влечет улучшение  результатов труда.

Требования к корпоративно управляемым  подчиненным, по Штоппу:

    • стремление и способность нести личную ответственность;
    • самоконтроль;
    • использование прав контроля.

Преимущество корпоративного стиля  — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников  и разгрузка руководителя. Кроме  того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль  управления может замедлить принятие решений.

Управление методом делегирования  полномочий. Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

Для того чтобы успешно применять  управление делегированием, необходимы:

    • делегирование сотрудникам задач;
    • делегирование сотрудникам компетенций;
    • делегирование сотрудникам ответственности за действия;
    • исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;
    • установление порядка регулирования исключительных случаев;
    • исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;
    • обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;
    • принятие руководителем ответственности по руководству;
    • создание соответствующей информационной системы.

Переданные задачи должны соответствовать  способностям сотрудников, быть преимущественно  однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность  за действия должны соответствовать  друг другу по объему.

Преимущества управления методом делегирования:

    • разгрузка руководителя;
    • возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность за действия;
    • содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

Недостатки управления методом  делегирования:

    • руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;
    • могут быть утверждены иерархические отношения;
    • сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
    • установление иерархических отношений "по горизонтали".

Попустительский (разрешительный, либеральный) стиль  руководства. Данный стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, таким образом, позиция лидера – в стороне от группы. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют. Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными.

Этот стиль руководства  опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция  и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают  решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании  полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план.

Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты.  Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.

Такой стиль руководства  оправдан, если коллектив укомплектован  из высококвалифицированных специалистов, и они выполняют творческую или  индивидуальную работу.

Информация о работе Личность современного менеджера