Понятие и содержание законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
1. Понятие и содержание законности…………………………………….5
2. Законность в государственном управлении…………………………..9
3. Законность при рассмотрении дел об административных правонарушениях……………………………………………………...12
Практическая часть……………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсач Адм..doc

— 117.00 Кб (Скачать)

2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…3

1.      Понятие и содержание законности…………………………………….5

2.      Законность в государственном управлении…………………………..9

3.      Законность при рассмотрении дел об административных правонарушениях……………………………………………………...12

Практическая часть……………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное право занимает особое место в системе  правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы  правового  регулирования  - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных  с функцией управления,  а  также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимает законность, без которой невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан.

Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах — законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально, прежде всего, потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей — граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

Представленной работой рассматривается тема: “Законность в управлении и при рассмотрении дел об административных правонарушениях”. Для достижения цели данной работы поставлены и решены задачи: определить понятие, содержание и принципы законности в управлении и при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОННОСТИ

 

Существует множество различных определений законности, но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Итак, что такое законность?

Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе[1].

Законность характеризуется следующими основными признаками:

1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через принятие и реализацию законов оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности[2].

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан .

2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но  не  гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего  с действительными интересами собственных граждан.

Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений[3].

3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам[4].

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни[5].

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

- полной  и  безусловной  реализации  предписаний  законов    и  подзаконных   правовых  актов  государственными         органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

 

 

 

 

 

 

2. ЗАКОННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

 

Одним из важнейших принципов государственного управления является законность. Законность в государственном управлении мож­но определить как точное и единообразное исполнение Конституции Российской Федерации и законов всеми органами исполнительной власти и должностными лицами, а также лицами, к которым обраще­ны требования субъектов управления. Законность также выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пре­делах своей компетенции, а также в соответствии законодательству актов управления.

Принцип законности закреплен в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

К принципам законности относятся следующие: верховенство законности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона предполагает, что закон играет главенствую­щую роль - Государственное управление осуществляется во исполнение и основе закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия друг другу акта управления и закона применяется закон, а акт управле­ния подлежит приведению в соответствие с законом либо отмене.

Принцип реальности законности означает достижение фактиче­ского исполнения норм законов в управленческой деятельности.

Принцип единства законности означает единое понимание и применение закона на всей территории, на которую распространяется его действие (например, федерального закона — на всей территории Российской Федерации).

Принцип недопустимости противопоставления законности и це­лесообразности состоит в том, что в рамках нормы закона должны вы­бираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако нормы закона в процессе управления нельзя кор­ректировать. Изменить норму закона можно только путем законо­творческой процедуры.

В теории административного права выделяются следующие спо­собы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и об­жалование действий и решений органов исполнительной власти и их Должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности заключается в том, что уполномоченные государственные органы (Должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должност­ными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесооб­разности. При наличии таких нарушений контрольные органы при­нимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохране­ние государственной и иной охраняемой законом тайны.

Говоря о государственном контроле как о способе обеспечения законности, важно отметить и то, что контрольные органы и подконтрольные органы, как правило, соподчинены. При этом контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда контроле органы входят в ведомственную систему.

Государственный контроль подразделяется на общий (охватывается вся деятельность проверяемого органа) и специальный (проверка осуществляется по определенным вопросам).

Надзор как способ обеспечения законности заключается в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов и должностные лиц с целью выявления нарушений законности.

При этом надзор отличается от контроля прежде всего тем, что органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности (например, государственные инспекции, прокуратура). Кроме того, надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор подразделяется на два вида — прокурорский и админист­ративный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной вла­сти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состо­ит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные орга­ны. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, на­рушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными дейст­виями (решениями) государственных органов, органов местного са­моуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общест­венных объединений или должностных лиц, государственных служа­щих нарушены его права и свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАКОННОСТЬ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ

АДМИНИСТАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Порядок - это правильное положение чего-то[6]. Большинство ученых-правоведов рассматривают порядок не в узком смысле его понимания, а в контексте с общественным порядком. Однако правоприменительные органы обязаны обеспечивать не только общественный порядок, но и в процессе осуществления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях права, свободы и законные интересы граждан - субъектов административных правоотношений, особенно при осуществлении таких обеспечительных мер, как административное задержание; привод; возмездное изъятие, конфискация орудия или предмета административного правонарушения; личный досмотр; доставление; административный арест и др. Под порядком принято понимать урегулированную законом форму и способ поведения носителя прав, свобод, интересов и нарушителя указанных ценностей, т.е. это взаимоотношения между участвующими в каком-либо процессе, мероприятии, действии конкретными лицами - субъектами правоотношений.

Деятельность субъектов в процессе производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и в период проведения обеспечительных мер, должна осуществляться в строгом соответствии с такими принципами, как: а) принцип равенства перед законом; б) принцип презумпции невиновности; 3) принцип законности применения мер административного принуждения, которые отражают объективно сложившиеся закономерности общества, вытекают из содержания конституционных норм и содержат обобщенную характеристику отрасли права.

Из перечисленных выше принципов ведущее, главное место занимает принцип законности. Принцип законности, должен быть соблюдаем, прежде всего, государством, его органами и организациями. Вслед за государством, его органами и организациями обязанность соблюдать законы и подзаконные акты возложена на иные юридические лица и общественные организации, которые прямо либо опосредованно участвуют, вынуждены участвовать в административном производстве.

Обязанность, причем особая, соблюдать законопредписания, являть в этом пример всем возложена на должностных лиц государственных, в первую очередь правоохранительных, и негосударственных органов и организаций, общественных структур, и это логично, так как именно от ответственности, примерности должностных лиц во многом зависит режим законности в отдельно взятом учреждении, органе, организации. Более того, приходится констатировать тот факт, что, к сожалению, именно должностные лица нередко забывают о примерности соблюдения законопредписаний, чем наносят значительный ущерб авторитету их структур и государству в целом. Как это ни прискорбно, но львиную долю правонарушений, посягательств на права, свободы и законные интересы граждан в процессе осуществления административных производств допускают именно должностные лица.

Настала пора пояснить, в какой степени приведенное понятие принципа законности относится к деятельности правоприменительных и иных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и применять обеспечительные меры. Ответ может последовать только один: самое непосредственное. Доводов несколько: во-первых, указанная система органов свою деятельность обязана осуществлять только на основе законопредписаний, и прежде всего Конституции России и конституций, уставов субъектов Федерации (ст. ст. 2 - 4, 7, 15, 18 - 19, 22, 24, 31, 33, 35, 45 - 54, 56, пп. "в", "о" ст. 71, пп. "б", "к", "л" ст. 72 Конституции РФ), федеральных законов, нормативных правовых актов и общепризнанных принципов и норм международного права; во-вторых, правоприменительные органы несут различные виды ответственности за свою деятельность, тем более что их главным предназначением является обеспечение правопорядка и законности, охрана прав и свобод граждан, а это, в свою очередь, обязывает их не допускать ни малейшего отступления от предписаний законов; в-третьих, в составе обеспечения производства по делам об административных правонарушениях органов представлены различные должностные лица, а их отступление от законопредписаний просто недопустимо, ибо подрывает авторитет и отвращает от них граждан; в-четвертых, только при наличии надлежащего правопорядка в государстве можно рассчитывать на то, что конституционные принципы: принцип признания человека высшей ценностью; принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции), и предписания о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции), реально действуют, применяются.

Итак, принцип законности деятельности органов - субъектов производства по делам об административных правонарушениях в процессе применения ими обеспечительных мер крайне важен и необходим с тем, чтобы организуемые и осуществляемые меры были правомерными, обоснованными, способными собирать, объединять граждан на участие в борьбе с правонарушениями, обеспечение надлежащего правопорядка.

Закономерным следует признать вопрос о том, что мешает срабатыванию, действию принципа законности вообще и законности в деятельности правоприменительных органов в процессе осуществления административных производств и их обеспечения соответствующими мерами в частности. Причин этому много, но, как нам представляется, основными из них являются три: а) неисполнение требований принципа законности субъектами производства по делам об административных нарушениях; б) отсутствие должного уровня правовой культуры,[7] как у граждан России, так и у должностных лиц различных органов государственной власти и местного самоуправления; в) несоответствие многих законов и особенно подзаконных актов международным критериям законности, правомерности закона, подзаконного акта[8].

Подробнее остановимся на содержании требований принципа законности, соблюдение которых обязательно для всех, везде и всегда. Первым требованием является единообразное понимание, соблюдение и применение законопредписаний любого вида (федерального, субъектов Федерации и органов местного самоуправления). Второе требование принципа законности относится к запрету подмены законности целесообразностью. "Целесообразность" очень часто используется для прикрытия превышения полномочий, злоупотребления властью, халатного исполнения либо ненадлежащего исполнения определенных полномочий, функций. Главное заключается в том, что так называемая целесообразность в юридическом исполнении, звучании представлена в виде необходимой обороны и крайней необходимости, на основе которых в случае необходимости, соблюдая определенные законом требования, позволительно предпринимать действия, похожие на противозаконные, но таковыми не являющиеся.

Третьим требованием принципа законности является неотвратимость наступления юридической ответственности за любое совершенное правонарушение, вне зависимости от того, кто является правонарушителем. Под юридической ответственностью понимается обязанность гражданина либо юридического лица нести ответственность за виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), в котором усматриваются все четыре признака состава правонарушения (субъект, объект, объективная и субъективная сторона). В Российской Федерации признается семь видов юридической ответственности, а именно: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая, муниципально-правовая, уголовная и конституционно-правовая. Наступление и применение каждого из видов юридической ответственности осуществляются с соблюдением определенных порядка, правил и особенностей[9] <5>.

Четвертое требование принципа законности обязывает неукоснительно соблюдать принцип презумпции невиновности, который закреплен как Конституцией Российской Федерации (ст. 49), так и иными законами федерального значения (кодексами). К сожалению, именно данное требование чаще всего не исполняется, более того, используется для сведения счетов с различными субъектами производства по делам об административных правонарушениях.

Пятым требованием принципа законности является единство законности, демократии и гласности. Данное требование принципа законности имеет особую значимость для функционирования института производства по делам об административных правонарушениях в силу того, что любое отступление от его исполнения со стороны органов государственной власти (в лице правоохранительных органов) и местного самоуправления используется для подрыва авторитета государства в целом.

Из вышеизложенного следует лишь один вывод: строгое следование правоприменительных органов при рассмотрении дел об административных правонарушениях предписаниям принципа законности, является важным и эффективным средством надлежащего исполнения своих особых функций, направленных на обеспечение соблюдения, реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов всех участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.

Порядок и особенности обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов производства по делам об административных правонарушениях основываются не только на рассмотренных принципах, но и на конкретных материальных и процессуальных нормах. Кодифицированным законом, содержащим материальные и процессуальные нормы, является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Им закреплена не только материальная основа мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, но и определен процессуальный порядок осуществления административного задержания (ст. 27.3), возмездного изъятия (ст. 3.6), конфискации орудия или предмета административного правонарушения (ст. 3.7), административного ареста (ст. 3.9), доставления (ст. 27.2), личного осмотра граждан (ст. 27.7). В своей конструкции законодатель, закрепляя порядок обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов производства по делам об административных правонарушениях, наделил соответствующими полномочиями не все правоприменительные органы, а только те, которые непосредственно участвуют в обеспечительном производстве. К таким относится система органов, указанных в ст. ст. 27.2 - 27.3, 27.7, 27.10, 27.15, 32.2 - 32.4, 32.8 КоАП РФ.

Административное задержание, возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, доставление и личный осмотр граждан обязаны осуществляться в полном соответствии с предусмотренными правопредписаниями порядком и правилами, при непременном условии пунктуального обеспечения их прав, свобод и законных интересов. Порядок осуществления административного задержания, возмездного изъятия, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, административного ареста, доставления и личного осмотра граждан требует постоянного совершенствования в силу внесения изменений не только в КоАП РФ, но и в иное законодательство, имеющее отношение к институту производства по делам об административных правонарушениях.

При проведении проверок в органах, наделенных административной юрисдикцией в сфере предпринимательства, необходимо учитывать, что согласно ст. 1.6 КоАП РФ законность применения мер административного принуждения в связи с административным правонарушением обеспечивается следующими общими положениями:

1) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

2) применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанного органа или должностного лица в соответствии с законом;

3) при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Проверяя законность принятых решений органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, следует обращать внимание на полноту выяснения обстоятельств по делам об административных правонарушениях, сформулированных в ст. 26.1 КоАП РФ. В частности, установлению подлежат:

а) наличие события административного правонарушения;

б) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

в) виновность лица в совершении административного правонарушения;

г) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

д) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

е) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Необходимо также проверять законность соблюдения уполномоченными органами процессуальных норм, регламентирующих порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, которые содержатся в гл. 28 КоАП РФ.

Деятельность субъектов в процессе производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и в период проведения обеспечительных мер, должна осуществляться в строгом соответствии с такими принципами, как: принцип равенства перед законом; принцип презумпции невиновности; принцип законности применения мер административного принуждения, которые отражают объективно сложившиеся закономерности общества, вытекают из содержания конституционных норм и содержат обобщенную характеристику отрасли права.

Строгое соблюдение оснований и порядка привлечения к административной ответственности, установленные законом, являются главными условиями обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний. Основаниями привлечения к административной ответственности служат все основные признаки, характеризующие административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП РФ, см. ниже), а также иные правовые условия, установленные законодательством, в соответствии с которыми физическому или юридическому лицу могут быть предъявлены уполномоченными на это органами или должностными лицами обвинения в совершении виновного административного правонарушения.

Обеспечение законности при совершении уполномоченными органами и должностными лицами административно-процессуальных действий, т.е. производства по делам об административных правонарушениях, также имеет важное значение. Во-первых, именно при рассмотрении подобных дел фактически решается вопрос о том, будет ли подвергнуто административному наказанию лицо, привлеченное к административной ответственности, или нет. Во-вторых, в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях полномочные органы и должностные лица вправе при необходимости применять предусмотренные главой 27 КоАП РФ особые меры обеспечения производства, не носящие характер административного наказания. Вместе с тем они являются мерами административного принуждения (например, изъятие вещей и документов, личный досмотр, доставление и т.п.), которые оказывают определенное негативное воздействие на привлеченного к административной ответственности.

Следует отметить, что весь регулируемый КоАП РФ процесс реализации административной ответственности, от возбуждения дела об административном правонарушении до исполнения постановлений о назначении административного наказания, подчинены принципам законности. При применении мер административного принуждения действия и решения полномочных органов и должностных лиц не должны унижать человеческое достоинство (ст. 21 Конституции РФ).

Соблюдение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением гарантируется прокурорским надзором, правом обжалования принимаемых постановлений, а также контролем за деятельностью по применению мер административной ответственности со стороны вышестоящих органов и должностных лиц.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Индивидуальный предприниматель Геворкян занимался продажей подкрашенной поваренной соли, выдавая ее за народное китайское средство, помогающее от всех болезней. Как было выяснено и доказано сотрудниками милиции, каждый потребитель был обманут минимум на 4980 рублей. Геворкян был привлечен к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ.

Правильно ли квалифицирован ли поступок Геворкяна?

Ответ: пункт 1 статьи 165 УК РФ «Имущественный ущерб путем обмана или злоупотребления доверием».

2. 27 мая студент второго курса Университета дружбы народов Гарин пришел на занятия в нетрезвом виде. На замечания своего сокурсника Ломова по поводу его внешнего вида Гарин ответил нецензурной бранью. А когда началась лекция, Гарин перочинным ножиком пытался вырезать свою фамилию на крышке стола. Затем, прервав лектора, через всю аудиторию обратился к  Ломову с вопросом, зачем тот к нему, Гарину, приставал. На замечание лектора Гарин грубо ответил и в течение лекции несколько раз прерывал занятия, отвлекая лектора вопросами, не относящимися к теме лекции.

К какому виду ответственности можно привлечь Гарина за совершенные им проступки?

Ответ: Пункт 2 статьи 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Штраф от 1000 до 2500 рублей или арест до 15 суток.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом,  целью нашей работы была рассмотрение законности в управлении и при рассмотрении дел об административных правонарушениях. В  ходе написания контрольной работы нами были решены  все поставленные задачи. На основании проведенной работы приходим к следующим выводам.

Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность характеризуется следующими основными признаками:

1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность.

2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.

Одним из важнейших принципов государственного управления является законность. Законность в государственном управлении - точное и единообразное исполнение Конституции Российской Федерации и законов всеми органами исполнительной власти и должностными лицами, а также лицами, к которым обраще­ны требования субъектов управления.

Принцип законности деятельности органов - субъектов производства по делам об административных правонарушениях крайне важен и необходим с тем, чтобы организуемые и осуществляемые меры были правомерными, обоснованными, способными собирать, объединять граждан на участие в борьбе с правонарушениями, обеспечение надлежащего правопорядка.

Таким образом, все намеченные вопросы рассмотрены, в результате освещения вопросов были решены все поставленные задачи, следовательно, цель контрольной работы достигнута.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1. Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000.

2.      Варюшенкова Т.М., Глущенко П.П. Юридическая ответственность граждан и юридических лиц: Курс лекций. СПб.: СПбАУЭ, 2008.

3.      Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999.

4.      Глущенко П.П., Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. Перераб. и доп. М., 2006.

5.      Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Гос-во и право. 2006. №3.

6.      Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000.

7.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 565; Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан. Теория и практика: Монография. СПб., 1998.

8.      Правовая культура как средство формирования гражданского общества в Российской Федерации. XIII ежегодная научная конференция. СПбГУП. 22 - 25.03.05. В 2 ч. / Под общ. ред. П.П. Глущенко, Б.П. Белозерова. СПб., 2005. Ч. 1. 220 с.; ч. 2.

9.      Филимонов В.Д. Норма права и ее функции // Государство и право. 2007.

10. "Административное право: Учебник" (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Л.Л. Попова) ("Юристъ", 2005)

11. Статья: Зарубежное законодательство о законности административных действий на государственной службе (Трегубова Е.В.) ("Административное и муниципальное право", 2009, N 9)

12. Статья: Институциональная детерминанта системы государственного управления (Чернобель Г.Т.) ("Журнал российского права", 2008, N 4)

13. Статья: Процедуры реализации принципа законности в деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Макаров И.А.) ("Юридический мир", 2008, N 11)

14. Статья: Правовые принципы как идеологическая парадигма (Чернобель Г.Т.) ("Журнал российского права", 2010, N 1)

15. Статья: К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов Российской Федерации (Толмачева Н.Н.) ("Журнал российского права",2008,N2)
 

 


[1] Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Гос-во и право. 2006. №3.

[2] Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000.

[3] Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000.

 

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999.

[5] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000.

[6] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 565; Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан. Теория и практика: Монография. СПб., 1998. С. 38 - 39.

[7] Правовая культура как средство формирования гражданского общества в Российской Федерации. XIII ежегодная научная конференция. СПбГУП. 22 - 25.03.05. В 2 ч. / Под общ. ред. П.П. Глущенко, Б.П. Белозерова. СПб., 2005. Ч. 1. 220 с.; ч. 2. 195 с.

 

[8] Глущенко П.П., Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. Перераб. и доп. М., 2006. С. 45 - 50.

 

[9] Варюшенкова Т.М., Глущенко П.П. Юридическая ответственность граждан и юридических лиц: Курс лекций. СПб.: СПбАУЭ, 2008. 35 с.

 

Информация о работе Понятие и содержание законности