Основные качества современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

В качестве основных качеств, присущих современному менеджеру, можно назвать
• способность управлять собой,
• способность влиять на окружающих,
• стремление к личностному росту,
• изобретательность,

Файлы: 1 файл

качества менеджера.docx

— 30.17 Кб (Скачать)

Основные качества современного менеджера

В качестве основных качеств, присущих современному менеджеру, можно назвать

• способность управлять  собой,

• способность влиять на окружающих,

• стремление к личностному  росту,

• изобретательность,

• умение обучать подчиненных.

Способность управлять собой. Необходимость уметь управлять  собой определяется тем, что человек, желающий управлять другими сначала  должен научиться управлять собой. Работа может поглотить человека, выжать из него творческую силу и лишить радости жизни. Поэтому менеджер должен научиться обращаться с самим  собой как с уникальным и бесценным  ресурсом, постоянно поддерживая  свою производительность.

Это умение складывается из четырех основных компонентов.

1 Умение поддерживать  собственное физическое здоровье, легко отслеживаемым показателем которого является стабильный вес.

2. Умение поддерживать  собственное психическое здоровье. Для этого необходимо:

• изучать и знать свой внутренний мир;

• переживать, признавать и  выражать свои чувства, не подавляя собственных  эмоций;

• добиваться установления добрых отношений с окружающими  и одновременно терпеливо переносить нелюбовь к себе со стороны подчиненных;

• спокойно принимать неудачи, рассматривая их как нечто неизбежное и даже полезное, позволяющее учиться;

• стремиться к созданию таких условий, которые бы достаточно остро стимулировали активность, но не предъявляли бы избыточных требований, ведущих к стрессам.

3. Наличие здравой системы  личных ценностей. Если руководителю  недостаточно ясны его личные  ценности, то ему будет не хватать  твердых оснований для принятия  решений, которые поэтому могут  восприниматься окружающими как  необоснованные.

Жизненные ценности вырабатываются под влиянием впечатлений на этапе  становления человеческой личности и в долгосрочной перспективе  могут оказаться неподходящими  и даже разрушительными. Поэтому  необходимо время от времени подвергать их сомнению и пересматривать. Новый  опыт и самоанализ влияют на людей. Однако серьезные сдвиги происходят лишь тогда, когда прежние ценности обнаруживают свою неадекватность ситуации или когда приводят к нежелательным  результатам. Следовательно, менеджер должен серьезно подходить к вопросу  о своих ценностях, изменять их под  воздействием накопленных данных.

4. Умение управлять собственным  временем. Необходимость этого умения  исходит из того, что у любого  человека, в том числе и у  руководителя существует только  два его личных ресурса: его  здоровье и его время. Если  здоровье человек может как-то  поддерживать, то время невосполнимо, оно может только расходоваться.  Исследования показали, что типичный  менеджер буквально борется за  те промежутки времени, в течение  которых его бы никто не  отвлекал. И в течение месяца  он может рассчитывать только  на 9 таких интервалов, продолжительностью  по полчаса.

Французский писатель Жан  де Лабрюйер (1645-1696) в своей книге  «Характеры, или нравы нашего века»  отмечал: «Кто не умеет с толком употреблять  свое время, тот первый жалуется на его нехватку, … ему некогда  ни заниматься делом, ни предаваться  удовольствиям. … Любой министр, как бы он не был занят, каждый день теряет впустую, по крайне мере, часа два, а сколько это составит за целую  жизнь. Люди более низкого звания берегут свое время еще меньше. Какое безмерное и повседневное расточительство того, что так  драгоценно и чего нам вечно не хватает».

 

 

 

 

 

Основные функции  менеджера

Существует применимый к  любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время  в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Можно лишь сказать, что нет единого мнения по вопросу о том, что это за управленческие функции. Большинство  экспертов в области управления принимают следующее определение.

• УПРАВЛЕНИЕ - это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь  целей организации.

Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мира, предлагает иное определение. "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне школьного, во всех развитых странах мира в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций».

В современном понимании  менеджер - это руководитель или  управляющий, занимающий постоянную должность  и наделенный полномочиями в области  принятия решения по конкретным видам  деятельности фирмы, функционирующей  в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения  являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов  управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Термин "менеджер" имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

 

• К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных  подразделений или программно-целевых  групп;

• К руководителю предприятия  в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

• К руководителю по отношению  к подчиненным;

• К администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Процесс управления состоит  из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации  и контроля.

Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.

Рассмотрим каждую из них  несколько подробнее.

1. Планирование

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей. Планирование –  основная функция менеджера, которая  представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к  важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции  немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее  систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период: определение хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление  материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность  заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

По сути своей функция  планирования отвечает на три следующие  основные вопроса:

 

1. Где мы находимся  в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся  сделать это?

Посредством планирования руководство  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые  обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации  не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации  прекращают существование после  достижения цели, ради которой они  первоначально создавались, многие стремятся продлить существование  как можно дольше. Поэтому они  заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде  или ошибок в суждениях, события  могут разворачиваться не так, как  это предвидело руководство при  выработке планов. Поэтому планы  необходимо пересматривать, чтобы они  согласовывались с реальностью.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и  виды планов:

Формы планирования:

- перспективное 

- среднесрочное

- текущее (бюджетное, оперативное)

Виды планов:

1. В зависимости от  содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта,  материально-технического снабжения,  финансовый план, план рекламной  работы, план по НОТ и др.

 

2. В зависимости от  структуры фирмы: план работы  предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение  политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых  задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое  или текущее.

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное  существование предприятия и  охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает  разработку общих целей фирмы  на перспективу, определяет программу  развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств  и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма  должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах.

Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов  и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений  развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.

Стратегическое планирование осуществляется в виде

- долгосрочных планов: где  показатели прошлого периода  по принципу«будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.

- стратегических планов: показатели развития фирмы на  будущий период разрабатываются  с учетом научного обоснования  проблем, с которыми может столкнуться  фирма. Здесь перспективы и  цели связаны между собой для  выработки стратегии. 

Стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию.

Некоторые организации, как  и индивиды, могут достичь определенного  уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле.

Планирование может создать  ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и  увеличения знаний является настолько  большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать  единство общей цели внутри организации.

Для стратегического планирования характерны следующие положения.

1. Небольшой плановый  отдел (менее 6 человек) корпорации  дополняется планированием на  низших уровнях.

2. Возраст функции планирования  даже в наиболее крупных корпорациях  насчитывается менее десяти лет.

3. Стратегические планы  разрабатываются на совещаниях  высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический  план обьединяется с годовым финансовым планом.

Информация о работе Основные качества современного менеджера