Современные теории и подходы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Исходя из этого, главной целью курсовой работы является рассмотрение современных теорий менеджмента и на примерах показать их применение. Поставленная цель определяет круг основных задач, решенных в ходе исследования:
Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
Изучить разнообразные модели управления.
Рассмотреть современные направления развития менеджмента.
Предмет исследования – процесс изучения теории и практики менеджмента.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……2
Становление и развитие управленческой мысли……………………..…4
Современные теории и подходы менеджмента……………………..…..13
Спортинг–менеджмент побед!...............................................21
Коучинг – наука побеждать!..................................................26
Другие современные теории менеджмента…...……………32
Заключение……………………………………………..………………………..41
Список использованной литературы…………………………………….…..…43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 171.72 Кб (Скачать)

Спрос на спортивные методы растет в бизнесе. Пример – компания «Lane4», основанная 10 лет назад олимпийским чемпионом по плаванию Адрианом Мурхаусом. Свое название она получила в честь четвертой дорожки, на которой в 1988 году Мурхаус стал победителем Олимпийских игр в Сеуле. В 1992 году он занялся внедрением спортивных техник в бизнес-структуры. Сейчас рынок этих услуг в Англии быстро развивается , а оборот «Lane4» составляет более 5 млн. фунтов стерлингов, и уже открыты три филиала за рубежом.

Приведенные выше примеры  на практике (экспериментально) подтверждают теоретические положения спортинга и превращают их в новую современную парадигму менеджмента в полном смысле этого слова. Как писал Т. Кун, «только тогда эксперимент и пробная теория оказываются соответствующими друг другу, возникает открытие и теория становится парадигмой».

Парадигма менеджмента результата, основанная на «бюрократии, иерархии и  автократии», должна уступить место  спортингу – менеджменту побед, в основе которого лежит соревнование, рождающее энтузиазм, инициативу, свободное творчество и новые возможности самореализации человека труда в бизнесе. Смена парадигм  - это научная революция, в данном случае спортивная революция в менеджменте, которая если еще не началась, то вероятно скоро начнется.

2.1 Спортинг – менеджмент побед!

В поиске новых идей современные бизнес-тренеры и консультанты все чаще обращаются к спорту, к спортивным аналогиям. Огромный интерес вызывают книги о работе спортивных тренеров, таких, например, как тренер теннисиста Андре Агасси – американец Брэд Гилберт, тренер английской сборной по футболу швед Свен-Йоран Эрикссон, футбольный супер-коуч голландец Гуус Хиддинг. В бизнес-среде находит все большее понимание того, что принципы и уникальные приемы работы спортивных тренеров по подготовке чемпионов могут быть использованы не только в спорте, но и в других областях, в первую очередь,  в бизнесе. Так, американский бизнес-консультант Том Питерс по поводу книги Брэда Гилберта «I’ve Got Your Back» замечает: «Я общался с Уэлчем, Джулиани и Босиди. Но, похоже, идеи надо было искать не в Маккормик-центре, а на теннисном поле». Да и сам подзаголовок «Коучинг высших достижений от центрального корта до крайнего офиса» приглашает менеджеров и бизнесменов к изучению книги.

В России наиболее известной и популярной спортивной аналогией в бизнесе  является методология коучинга, разработанная  в 1980-е годы американским финансовым консультантом Томасом Леонардом и представляющая собой аналогию работы спортивного тренера в бизнесе. Большой вклад в развитие коучинга внес также англичанин сэр Джон Уитмор.

Менее известными являются принципы «Внутренней игры»,  предложенные еще в 1970-е годы  американским тренером по теннису Тимом Гэллви, которые представляют собой аналогию работы сознания спортсмена в бизнесе и других сферах человеческой деятельности. Среди долговременных клиентов Тима Гэллви такие фирмы как AT&T, IBM, Arco, Anheuser Busch, Apple Computer и компания Coca-Cola. Более чем через 30 лет российский читатель, наконец, может познакомиться с одной из последних его книг на русском языке.

Еще менее известны идеи опубликованной в 1992 году в США книги Джека  Стэка «Большая игра в бизнес», в которой используется комплексная аналогия бизнеса со спортивной игрой. За прошедшие годы «Большая игра в бизнес» получила всеобщее признание в США и помогла сотням компаний, включая Capital One, Southwest Airlines, Harley-Davidson and Roadway.

Кстати, книга была опубликована на русском языке в 1994 году, но ее идеи не были восприняты и по достоинству оценены в условиях «переходной экономики» России.

Теория  и практика использования спортивных аналогий в бизнесе накопила значительный материал, который нашел свое обобщение  в концепции спортинга. Концепция спортинга объединяет уже используемые спортивные подходы к бизнесу, такие как коучинг, «Внутренняя игра» Тима Гэллви, «Большая игра в бизнес» Джека Стэка с другими возможностями использования теории и практики спорта в бизнесе и экономике.  

Спортинг - это взгляд на экономику и бизнес глазами спорта. Это логика спорта в бизнесе. Это использование управленческих технологий спорта в экономике.

Идеология, принципы, стратегии и тактики, приемы, аналогии, методы и методики, применяемые  в спорте, представляют собой неисчерпаемый  ресурс для использования в бизнесе, менеджменте, маркетинге, других экономических  и управленческих науках.

Основной  метод исследования в спортинге - метод аналогии спорта и бизнеса. Метод аналогии позволяет взглянуть на привычные вещи с другой стороны, открыть новые грани, свойства и возможности. Аналогия вообще выступает мощным инструментом познания мира, приобретения новых знаний, новых идей и открытий.

Метод аналогии незаменим и в коучинге, и в консалтинге, и в тренингах, и в других областях, его применение приводит к рождению новых идей и  помогает находить решение многих проблем. Заметим, что, например, коучинг рожден как аналогия спортивного тренерства.

Простым и понятным инструментом решений  проблем в бизнесе на основе аналогии с ситуациями в спорте выступает технология спортинга PARAGON. Технология PARAGON - это формализация спортивного подхода к бизнесу – спортинга - с применением мнемонического правила. Начальные буквы названий этапов алгоритма технологии образуют слово PARAGON, которое переводится с английского языка как  образец, модель совершенства или идеальный бриллиант весом в 100 карат и более.

Технология  спортинга PARAGON включает в себя следующие этапы:

    1. Problem – описание проблемы, ситуации.
    2. Analogy – подбор, поиск аналогий в спорте.
    3. Recast – придать новую форму, применить решение в спорте к проблемной ситуации.
    4. Analysis – анализ и оценка решения.
    5. Go! – «Поехали!» Принятие и реализация решения.
    6. No! – отказ от решения.

Алгоритм технологии PARAGON приведен на рисунке ниже.







 

Рис.3 Алгоритм технологии спортинга PARAGON

Как видно алгоритм в плане напоминает рыбку, поэтому мы называем эту технологию «Золотой рыбкой» спортинга. «Золотая рыбка» PARAGON не дает бизнесу готовых решений - рыбу, а дает удочку для решения стоящих перед менеджментом компании проблем.

На  первом этапе Problem осуществляется описание проблемной ситуации в бизнесе. Второй этап Analogia является наиболее важным и сложным, так как на нем необходимо подобрать аналогичную ситуацию в спорте. На третьем этапе Recast - придать новую форму – решение проблемной ситуации в спорте применяется по аналогии к проблемной ситуации в бизнесе. После этого выполняется Analis - анализ и оценка возможных последствий данного решения. По результатам анализа выбирается один из трех вариантов:

- Go! - «Поехали!» Принятие и реализация решения;

-  No! - отказ от решения;

- либо возращение на этап 1. Problem и процедура повторяется.

Использование спортивных аналогий в бизнесе помогает ответить на многие вопросы, стоящие  перед персоналом и менеджментом компаний. Так, например, в крупнейшей американской корпорации, мировом лидере аэрокосмической промышленности «Локхид  Мартин» - широко используют приемы спортивных аналогий для раскрытия потенциальных возможностей улучшения деятельности своих подразделений, исходя из следующих предпосылок:

«Во-первых, большинство организаций может  сравнить свою работу с конкретными  спортивными событиями.

Во-вторых, многие работники являются поклонниками спорта, поэтому будут использовать спортивные термины и аналогии для  описания своей работы.

В-третьих, применение спортивных терминов развивает  творческое мышление, когда работники  применяют их для изменения своего отношения к работе.

В-четвертых, это эффективный способ с юмором взглянуть на деятельность организации. Используя открытый диалог такого рода, некоторые проблемные вопросы выходят  на поверхность и становятся очевидными».

Специалисты по внедрению командной работы корпорации «Локхид Мартин» используют в  своей работе аналогии футбола, баскетбола и гольфа для выявления слабых и сильных сторон деятельности структурных  подразделений, повышения эффективности  их работы и сплочения как команд, поиска новых идей, и достигли в  этой области «превосходных результатов».4

2.2 Коучинг – наука побеждать!

Коучинг зародился в Америке  в 80-х годах прошлого века. Ключевыми  фигурами этого процесса стали: Тим Гэллви, Томас Дж. Леонард и Джон Уитмор.





Тим Гэллви - идеологический предтеча5 коучинга, автор бестселлера "The inner game of tennis" - 1974 ("Внутренняя игра в теннис"), предложивший использование принципов спортивной игры в бизнесе.





 

 Основатель коучинга Томас Дж. Леонард, работая финансовым консультантом, заметил, что его наиболее успешные клиенты нуждаются не только в консалтинге, но и в личностной поддержке профессиональной деятельности. Он формализовал этот вид деятельности, ввел понятие "коуч", заимствовав его из спорта (англ. coach - репетитор, инструктор, тренер), и добился выдающихся результатов, создав индустрию коучинга.





Англичанин сэр Джон Уитмор, автор известной книги "Coaching for perfomance" - 1992 (Технология коучинга GROW) и основатель корпоративного бизнес-направления в коучинге. Если Томас Леонард пришел к коучингу от финансового консалтинга, то Джон Уитмор привнес коучинг из спорта в менеджмент и корпоративный бизнес.

Джон Уитимор: Технология коучинга GROW

В основе методики GROW (англ. рост) лежит определенная последовательность (технология) постановки эффективных вопросов.  Эти правила и формируют четыре этапа, каждому из которых присущи соответствующие примерные вопросы:

1. Goal - постановка цели; 
В каком направлении мы хотим работать? Чего мы хотим? Какова наша долгосрочная цель? Измерима ли наша цель? Действительно ли мы этого хотим?

2. Reality - анализ реальности; 
В какой ситуации мы сейчас находимся? Какими ресурсами мы располагаем? Чего мы опасаемся? Что произойдет, если мы достигнем желаемого? Кто еще может повлиять на ситуацию?

3.  Options - определение возможностей к действию; 
Что может помочь нам в решении вопроса? Каким методом мы будем действовать? Что еще мы можем сделать? Какое решении задачи Вам наиболее приятно?

4. Will - воспитание воли к действию;

Что мы выбираем для достижения цели? Как выбранные  варианты работают? Что поможет достичь  цели? Силен ли мотив? Какова самоорганизация  и правильно ли мы управляем временем для достижения цели? 

В первую очередь, вопросы направлены на определение  и конкретизацию  цели, затем внимание переносится на оценку реальности –  анализ существующего положения. После  этого исследуются возможные  варианты действий для достижения поставленной цели. Наконец, внимание фокусируется на воле по осуществлению действий для достижения этой цели.

Сейчас коучинг - это огромная индустрия, услугами которой пользуются сотни тысяч людей во всем мире.

В основе коучинга лежит  аналогия с работой спортивного  тренера.

Любое спортивное состязание нацелено на победу – над соперником, временем, весом… и, наконец, над самим  собой. Коучинг также направлен на достижение конкретного результата, на победу. Поэтому можно утверждать, что Коучинг – это наука побеждать!

В современном мире существует Международная ассоциация коучинга (ICF).

ICF — это самая большая всемирная  некоммерческая профессиональная  ассоциация персональных и бизнес-коучей. Она объединяет более 5000 участников и имеет 179 представительств в 30 странах по всему миру. Ассоциация была основана в 1992 году профессиональными объединениями коучей. Ее штаб-квартира находится в Вашингтоне.

Своими  целями ICF определяет выстраивание, поддержку  и сохранение единого понимания  и содержания коучинга как профессии, развитие сообщества коучей в мире, а также повышение стандартов качества коучинговой практики.

ICF — это некоммерческая виртуальная  организация с советом директоров, штатными сотрудниками, волонтерами  и участниками по всему миру. Ассоциация развивает программы  легализации — юридическую поддержку  и аккредитацию коучей, а также проводит сертификационные программы для своих членов.

Сервисный отдел ICF не только помогает самим коучам, но и, что очень важно, обеспечивает поддержку для клиентов и работает над их просвещением. Отдел распространяет различную информацию, проводит статистические исследования результативности коучинга в компаниях по всем миру. Помимо всего прочего, ассоциация проводит различные телеклассы, форумы и ежегодные конференции в США, Европе и Австралии. В России работают единицы членов ICF, это коучи из Москвы и Санкт-Петербурга. Но все же наша страна выходит на мировой рынок и эта тенденция постепенно расширяется.

Многие  клиенты, особенно западные, работают только с теми коучами, которые имеют сертификацию ICF, так как доверяют профессиональным и этическим стандартам, которых придерживается эта организация.

Для того чтобы вступить в ICF, человек  должен иметь определенный практический опыт, подписать устав ICF и согласиться  со всеми правилами и этическими нормами, принятыми в этой организации. При этом каждые три года происходит перерегистрация членов ICF, для которой  необходимо предоставить ряд документов: подтверждение коучинговой практики, отзывы клиентов и т. д.6

Разнообразие видов коучинга имеет следствием множество его  определений, высвечивающих различные  грани коучинга. С помощью коучинга решается широкий круг задач и  проблем в различных областях жизни и деятельности клиентов. В  настоящее время можно насчитать  не один десяток видов предлагаемых коуч-услуг.

Информация о работе Современные теории и подходы менеджмента