Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:50, лекция
Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.
Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.
Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента.
На сегодняшний день к функциям менеджмента относится :
планирование,
организация,
мотивация,
контроль,
регулирование.
В Советском Союзе выделяли такие функции менеджмента:
планирование,
организация,
координация,
стимулирование,
регулирование,
контроль.
Американские ученные Мескона, Альберта и Хедоури выделяют четыре функции менеджмента:
планирование,
организация,
мотивация,
контроль.
Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.
Функция планирования является
номером один в менеджменте. Реализуя
ее, предприниматель или
По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:
Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.
Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Планирование — это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.
Функция организации —
это формирование структуры организации,
а также обеспечение всем необходимым
для ее работы — персоналом, материалами,
оборудованием, зданиями, денежными
средствами. В любом плане, составляемом
в организации есть создание реальных
условий для достижения запланированных
целей, часто это требует перестройки
структуры производства и управления
с тем, чтобы повысить их гибкость
и приспособляемость к
Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация — это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация — это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются.
Функция контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект — установление стандартов — это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект — стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.
Функция координация —
это центральная функция
Школа
Школа научного управления
Фредерик Тейлор был первым,
кто выделил менеджмент как отдельную
отрасль профессиональной деятельности
и смог провести свои исследования
на примере единственного
Существенное достижение
этой школы заключалось в
Заслугой Тейлора и
его последователей следует
Фредерик Тейлор считал,
что управление как особая
функция состоит из ряда
Основные принципы Фредерика Тейлора.
Научное изучение каждого
отдельного вида трудовой деятельности.
Отбор, тренировка и обучение рабочих
и менеджеров на основе научных критериев.
Сотрудничество администрации с
рабочими. Равномерное и справедливое
распределение обязанностей. Тейлор
утверждает, что в обязанности
руководства входит выбор людей,
способных удовлетворить
Тейлор считает, что специализация
труда одинаково важна как
на управленческом уровне, так и
на исполнительном. Он считает, что
планирование необходимо осуществлять
в плановом отделе чиновниками, которые
всесторонне подготовлены и могут
выполнять все функции
Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.
Роль дифференциальной оплаты.
Система дифференцированных
сдельных ставок должна стимулировать
большую производительность рабочих,
т. к. от этого повышается сдельная ставка
заработной платы. Использование идей
Тейлора обеспечивает значительный
рост производительности труда. Тейлор
и его последователи
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».
Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.
Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.
[править]
Классически – административная школа
Родоначальником этой
школы считается Анри Файоль,
французский горный инженер,
В отличие от школы
научного управления, которая занималась
в основном вопросами
Целью классической
школы было создание
Более точно "универсальные
принципы управления", сформулировал
А. Файоль, а М. Вебер – разработал
"концепцию рациональной
Высокая степень разделения труда;
Четкая управленческая иерархия;
Исчислении правила, стандарты и показатели оценки работы;
Дух формальной обезличенности (отсутствие симпатий и привилегий относительно отдельных рабочих);
Подбор кадров в организации за их деловыми профессиональными качествами.
[править]
Школа человеческих отношений
Возникновение доктрины
"человеческих отношений"
"Школа человеческих
отношений" стала реализацией
новой попытки менеджмента
Представители школы
"человеческих отношений"
[править]
Школа поведенческих наук (бихевиористская школа)
Параллельное развитие
психологии и социологии, а позже
— соционики и
Представителями этой
школы является К.Арджирис, Р.Лайнкерт,
Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард.
Представители поведенческой