Современные теории и подходы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Исходя из этого, главной целью курсовой работы является рассмотрение современных теорий менеджмента и на примерах показать их применение. Поставленная цель определяет круг основных задач, решенных в ходе исследования:
Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
Изучить разнообразные модели управления.
Рассмотреть современные направления развития менеджмента.
Предмет исследования – процесс изучения теории и практики менеджмента.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……2
Становление и развитие управленческой мысли……………………..…4
Современные теории и подходы менеджмента……………………..…..13
Спортинг–менеджмент побед!...............................................21
Коучинг – наука побеждать!..................................................26
Другие современные теории менеджмента…...……………32
Заключение……………………………………………..………………………..41
Список использованной литературы…………………………………….…..…43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 171.72 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……2

  1. Становление и развитие управленческой мысли……………………..…4

  1. Современные теории и подходы менеджмента……………………..…..13

    1. Спортинг–менеджмент побед!...............................................21

    1. Коучинг – наука побеждать!..................................................26

    1. Другие современные теории менеджмента…...……………32

Заключение……………………………………………..………………………..41

Список использованной литературы…………………………………….…..…43

Приложение……………………………………………………………..……….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем управление, или  менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства  и т.п. в результате непосредственного  участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления , мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов .

В нашей стране пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом  и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются  старые структуры управления и власти в государственной экономике, при  этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции  управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

Научные достижения в области  управления, постоянно меняющиеся экономическое  окружение, выход на разнообразные  рынки и рост масштаба деятельности предприятий обусловило появление  новых парадигм управления и новых школ управления. Современный менеджмент использует все самое лучшее, что накоплено в теории и практике управления, которые не стоят на месте, они постоянно находятся в развитии, дополняя и обогащая друг друга.  Поэтому изучение современных  теорий менеджмента сейчас как нельзя более актуально.

Исходя из этого, главной  целью курсовой работы является рассмотрение  современных теорий менеджмента и на примерах показать их применение. Поставленная цель определяет круг основных задач, решенных в ходе исследования:

    • Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
    • Изучить разнообразные модели управления.
    • Рассмотреть современные направления развития менеджмента.

Предмет исследования –  процесс изучения теории и практики менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление и развитие управленческой мысли

Теория менеджмента характеризуется  большим количеством различных  школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки  зрения по этим вопросам. В самом  общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон) классическую или административно-функциональную школу управления (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).

Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности. Таким образом, формируется "Пирамида теории менеджмента" в основании, которой лежит Школа научного управления, а на вершине - Школа спортивных аналогий.  
 Пирамида теории менеджмента представлена на рис.1. 

 
       Рис.1. Пирамида теории менеджмента

 

Школа научного менеджмента

Возникновение современной науки управления относится к началу  XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилбрет и  Г.Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот  метод исследования впервые был  применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин  «научное управление» впервые был  предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в  расчленении процесса физического  труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Создавая  свою систему, Тейлор не ограничивался  только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов  производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным  вкладом Тейлора было признание  того, что работа по управлению - это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила  концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение  о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи  Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь  следует назвать Г. Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Фрэнк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный  вклад в развитие системы Тейлора  внес  Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Административно-функциональная школа

Административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается А. Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Г.Черч.

На  основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

    • четкое функциональное разделение труда;
    • передача команд и распоряжений сверху вниз;
    • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
    • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Школа человеческих отношений

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Первая  попытка применить психологический  анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.

В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.

Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Э. Мэйо.

Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это - не простая задача, а «социальное искусство».

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

Наиболее  последовательно концепция мотивации  развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Д. Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

Школа науки управления

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Информация о работе Современные теории и подходы менеджмента