Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:18, курсовая работа
Целью работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие организации
выявить периоды развития теории и практики управления
провести анализ школ управленческой мысли
исследовать различные подходы к теории организаций: процессный подход, системный подход, ситуационный подход, постиндустриальную эпоху.
Введение…………………………………………………………………………...…..3
1. Развитие теории организации…………………………………………………...…5
1.1 Понятие организации…………………………………………………….….5
1.2 Периоды развития теории и практики управления…………………….…7
1.3 Школы управленческой мысли…………………………………………10
2. Современные подходы к теории организаций ………………………………….14
2.1 Процессный подход………………………………………………………...14
2.2 Системный подход………………………………………………………....15
2.3 Ситуационный подход……………………………………………………..16
2.4 Постиндустриальная эпоха……………………………………………...…19
Заключение……………………………………………………………………….…..22
Список литературы…………………………………………………………………..23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Развитие
теории организации…………………………………………………
1.1
Понятие организации……………………………
1.2 Периоды развития теории и практики управления…………………….…7
1.3
Школы управленческой мысли…………
2. Современные подходы к теории организаций ………………………………….14
2.1
Процессный подход…………………………………
2.2
Системный подход……………………………………
2.3
Ситуационный подход……………………………
2.4
Постиндустриальная эпоха………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
В то же самое время, научно-технический прогресс и стремительные изменения в бизнес-среде, заставили представителей управленческой мысли глубже осознать значение внешних по отношению к организации сил. Были разработаны новые подходы, учитывающие адаптацию методов управления к изменяющейся внешней среде.
Актуальность работы. Теория организации занимает важное место в семье управленческих наук. Она исследует организацию, как структуру, определяя принципы ее функционирования и развития, изучает пути повышения ее эффективности. Практическое значение теории выражается в установлении законов организации, как формы для создания эффективных методов управления. Однако закономерности, сформулированные теоретиками управления, нельзя назвать хоть сколь-нибудь применимыми в практической деятельности. Основными инструментами теории являются различные подходы и методы анализа, построения и управления организацией.
Целью
работы является установление закономерностей
в эволюции теории и практики управления
организациями, и поиск нового подхода,
который смог бы устранить противоречивость
и избирательность существующих управленческих
школ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие теории организации
1.1 Понятие организации
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует для достижения общей цели или целей.
Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например создания работоспособного коллектива. Как процесс она регулируется законами о труде, процессуальными и уголовными кодексами. Как явление она представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Как явление в России организации регулируются Гражданским кодексом РФ.
Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация - это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации, что и отражено на рис.1.1.
Организация обладает следующими общими признаками:
-
определение ее характера
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера [4,с.132].
Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
- определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.
Рисунок 1.1 - Понятие термина «организация»
Управленческие школы дают разные определения понятия «организация» (рис.1.2):
1.
Школа науки управления (классическая)
определяет термин организации"
2.
Теория человеческих отношений
и поведенческая школа
3.
Современные направления
Рисунок 1.2 - Различие в определении термина «организация»
На
протяжении XX века менеджмент выступал
в роли фактора, организующего экономическую
деятельность [9,с.77]. По мере накопления
и практического закрепления знаний происходило
формирование принципов эффективного
руководства.
1.2 Периоды развития теории и практики управления
Рассматривая развитие теории и практики управления, можно выделить несколько периодов:
I
период - период возникновения
Примерно
7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных
государствах Ближнего Востока произошел
переход от присваивающего хозяйства
(охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально
новой форме получения
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумер (третье тысячелетие до н.э.), содержащие сведения о коммерческих сделках и законах страны.
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления [6,с.97].
Позже
Платона (428-348 гг. до н.э.), доказывал, что
деятельность по управлению является
важным элементом системы
Другой великий мыслитель - Аристотель (384-322 до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Аристотель отмечал, что управление - это дело довольно хлопотное, и «поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, занимаются политикой или философией».
Приведенные
материалы не охватывают всех событий
и дат, которые так или иначе
характеризуют процесс
II
период - индустриальный период (1776-1890
гг.). Наибольшая заслуга в развитии
представлений о
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III
период - период систематизации научно-
В
сущности, то, что мы сегодня называем
менеджментом, зародилось во времена
промышленной революции в XIX в. Возникновение
фабрики как первичного типа производства
и необходимость обеспечения
работой больших групп людей означали,
что индивидуальные владельцы больше
не могли наблюдать за деятельностью всех
работников. В результате были выбраны
лучшие работники, которых обучали для
того, чтобы они могли представлять интересы
владельца на рабочих местах. Эти люди
и были первыми менеджерами.
1.3 Школы управленческой мысли
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа) [8,с.108]. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях.
Наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, это развитие можно представить в виде последовательно-параллельного доминирования различных экономических школ:
Информация о работе Современные подходы к теории организаций