Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:18, курсовая работа
Целью работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие организации
выявить периоды развития теории и практики управления
провести анализ школ управленческой мысли
исследовать различные подходы к теории организаций: процессный подход, системный подход, ситуационный подход, постиндустриальную эпоху.
Введение…………………………………………………………………………...…..3
1. Развитие теории организации…………………………………………………...…5
1.1 Понятие организации…………………………………………………….….5
1.2 Периоды развития теории и практики управления…………………….…7
1.3 Школы управленческой мысли…………………………………………10
2. Современные подходы к теории организаций ………………………………….14
2.1 Процессный подход………………………………………………………...14
2.2 Системный подход………………………………………………………....15
2.3 Ситуационный подход……………………………………………………..16
2.4 Постиндустриальная эпоха……………………………………………...…19
Заключение……………………………………………………………………….…..22
Список литературы…………………………………………………………………..23
1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).
2. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.).
3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.).
4. Школа поведенческих наук - бихейвиоризм (1950 г. - по наст, вр.).
5. Школа науки управления (1950 г. - по наст, вр.) [13,с.144].
В таблице 1.1 представлен вклад четырех школ в развитие управленческой мысли.
Таблица 1.1 - Вклад различных направлений в развитие менеджмента
|
Следует подчеркнуть, что школы пересекаются во взглядах на некоторые вопросы теории и практики и, что в рамках одной организации можно найти элементы всех этих подходов.
Уже к середине 60-х гг. у многих экспертов и теоретиков менеджмента сформировалось убеждение, что частнопредпринимательские организации не достигают своих целей с должной эффективностью из-за игнорирования социальных проблем и противоречий. Иными словами, менеджмент столкнулся с необходимостью быстро воспринимать множество сигналов, поступающих из быстро меняющейся социально-экономической среды, с необходимостью разрабатывать свою активную стратегию, а не замыкаться только на вопросах совершенствования внутренней структуры предприятий. Концепция «производственной демократии» как раз и возникла из стремления удовлетворить эту потребность. Ее можно рассматривать как попытку примирения и согласования интересов бизнеса со все более настойчивыми требованиями работников, касающимися улучшения их положения как в экономической, так и в социальной сферах.
Основоположниками идеи «производственной демократии» принято считать реформистских социологов Дж. Коула и А.Гоца, доказывавших возможность управления частнопредпринимательскими корпорациями через контролируемые рабочими производственные советы.
Концепция «производственной демократии» отличается от предшествовавших ей доктрин «человеческих отношений» и «управления человеческими ресурсами» тем, что в своем практическом осуществлении она менее зависима от произвола менеджеров, поскольку производственные отношения между менеджерами и рабочими поставлены на более прочную правовую основу.
Рисунок 1.3 - Эволюция управления как науки
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Все более частыми и значимыми становятся научно-технические нововведения, что заставляет представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы, наряду со школами экономической мысли.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Научное
управление сконцентрировало внимание
на изменении организации работ для повышения
эффективности. Классическая школа попыталась
определить более широкие универсальные
принципы административного управления
организацией. Точка зрения бихевиористской
школы заключалась в том, что понимание
человеческих потребностей и социального
взаимодействия имело ключевое значение
для достижения успеха организацией [15,с.66].
Все эти школы внесли важный и ощутимый
вклад в управление, но, поскольку они
выступали в защиту «единственного лучшего
способа», рассматривали только часть
внутренней среды организации или игнорировали
внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала
полного успеха во всех ситуациях.
2. Современные подходы к теории организаций
2.1 Процессный подход
Школа науки управления использует количественные методы, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность управления. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий [10,с.99]. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
А.Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций [2,с.108]. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. В каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.
Четыре
функции управления - планирование,
организация, мотивация и контроль - имеют
две общих характеристики: все они требуют
принятия решений, и для всех необходима
коммуникация, обмен информацией, чтобы
получить информацию для принятия правильного
решения и сделать это решение понятным
для других членов организации. Из-за этого,
а также вследствие того, что эти две характеристики
связывают все четыре управленческие
функции, обеспечивая их взаимозависимость,
коммуникации и принятие решений часто
называют связующими процессами.
2.2 Системный подход
В
системном подходе
Таким
образом, системный подход рассматривает
организацию как открытую систему,
состоящую из нескольких взаимосвязанных
подсистем. Организация получает ресурсы
из внешней среды, обрабатывает их и
выдает товары и услуги во внешнюю среду.
Теория систем помогает руководителям
понять взаимозависимость между отдельными
частями организации и между организацией
и внешней средой.
2.3 Ситуационный подход
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. В оригинале contingency approach - вероятностный метод, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход», не следует путать его с «методом ситуаций» (case method), широко применяемым в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления. Метод ситуаций - основа методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса, самой престижной в США, где накоплены многие сотни глубоко проработанных ситуаций по разнообразнейшим аспектам управления [6,с.79]. Такой подход характерен для весьма влиятельной и эмпирической школы в управлении, где опыту придается большее значение, чем научным методам.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х г. ХХ в. не отрицает концепций традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления [8,с.155]. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.
1.
Руководитель должен быть
2.
Каждая из управленческих
Информация о работе Современные подходы к теории организаций